Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Конспект образовательной деятельности по рисованию в подготовительной к школе группе по теме: «Рисуем натюрморт» с использованием интерактивной доски
Post Icon

Конспект образовательной деятельности по рисованию в подготовительной к школе группе по теме: «Рисуем натюрморт» с использованием интерактивной доски

Автор: Рыжикова Елена Александровна, воспитатель
ДС № 164 «Весточка» АНО ДО «Планета детства «Лада»

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»:

  • Дать понятие о натюрморте, как о жанре изобразительного искусства, изображении окружающих нас предметов, явлений.

  • Формировать у детей понимание жанровых особенностей натюрморта и пейзажа.

  • Развивать чувство композиции.

  • Формировать умение воспринимать пропорции предметов.

  • Расширять познания детей о средствах выразительности, используемых художником.

  • Развивать активный интерес и понимание содержания картин.

  • Воспитывать эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать картины.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

  • Развивать видение эстетической красоты в натюрморте.

  • Воспитывать эстетические чувства.

  • ОО «Речевое развитие»:

  • Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

Обогащение словаряразделяющая линия, плоскость стола, передний план, задний план, пропорции, горизонтальная плоскость, вертикальная плоскость;

Активизация словаря: натюрморт, пейзаж, композиция, загораживание, муляж.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

  • Развивать эмоциональную отзывчивость, желание доводить начатое дело до конца, желание помочь сверстнику.

Материалы и оборудование: интерактивная доска; интерактивные игры: «Составь правильно», «Найди лишнее»; презентация «Натюрморты»; предметы для составления композиции: ваза, муляжи фруктов, муляжи овощей, плоскость стола покрытая скатертью, ткань, мольберт на каждого ребенка, карандаши простые, ластик, листы бумаги форматом А3, салфетки.

Предварительная работа:

  • Рассматривание репродукций с жанрами «пейзаж» и «портрет»

  • Д/И: «Составь свой пейзаж», «Дорисуй портрет», «Дорисуй симметричный предмет», «Линия горизонта»

  • Отгадывание и загадывание детьми загадок

ЭОР:

  1. http://lesokhina.ru/still-life1.php

  2. http://about-artart.livejournal.com/804205.html

  3. http://photo.i.ua/user/2585461/222077/5908113/

Ход:

  1. Водная часть

Педагог: Посмотрите, пожалуйста, на доску, перед вами картина Б. Хруцкого «Цветы и плоды», что вы видите? (Слайд№1).

Дети: Виноград, стол, цветы, пионы, стакан с водой, графин, персики…

Педагог: А скажите, пожалуйста, портретом эту картину можно назвать? И почему?

Дети: Нет. Потому что, портрет это изображение человека.

Педагог: Ну, тогда, может быть это пейзаж?

Дети: Нет, это не пейзаж. Пейзаж - это изображение живой природы, море, лес, поле, небо.

Педагог: А как же можно назвать то, что изображено на этих картинах? Что в них общего?(Показывает различные натюрморты в презентации). Попробуйте подобрать слово.

Дети: Вещи. Различные предметы, посуда, еда, мебель.

Педагог: Молодцы, ребята, именно, предметы. Не живые предметы. На всех этих картинах изображен натюрморт.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или пруд в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это – натюрморт.

Так вот, выражение nature morte пришло в русский язык, конечно же, из французского. Как вы сами видите, оно разделено на две части – «nature» и «morte», которые переводятся соответственно как «природа, натура, жизнь» и «мертвый, тихий, неподвижный». Теперь складываем две части воедино и получаем всем знакомое слово «натюрморт». Натюрморт в переводе с французского означает «мертвая натура», но это название далеко не определяет всей сути и многообразия этого жанра.

Педагог: Первыми обратились к изображению мира предметов голландские художники Питер Клас «Натюрморт с омаром». (Слайд № 2, 3, 4, 5, 6) Рассматривая натюрморты, мы можем наблюдать богатство природного мира и мира вещей, окружающих человека. Художники, изображая обычные вещи, показывают их красоту, неповторимость. В натюрмортах вещи говорят о себе, предлагают полюбоваться красотой их формы, фактуры, цвета, заставляют нас ощутить аромат и свежесть даров природы. «Какая это странная живопись - натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься». Паскаль, французский философ (1623-1662 г.г.)

Когда художник составляет натюрморт, старается поставить главные предметы так, чтобы остальные их украшали, дополняли. (Слайд №7) Но художник рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые их создавали, украшали, выращивали. Сорванные цветы - вянут, фрукты, ягоды люди съедают, а нарисованные художником будут жить вечно, радовать нас.

  1. Часть. Д/и с использованием интерактивной доски «В картинной галерее»

Педагог: Я предлагаю вам игру «В картинной галерее».

ИГРА «В картинной галерее» (с использованием интерактивной доски)

этапы

Деятельность педагога

Деятельность ребенка у интерактивной доски

Деятельность других детей

вводный

- Картинная галерея - это место, где выставляют и хранят картины, произведения искусства различных художников. Картин так много, что работники галереи не успевают оформить выставку. Давайте им поможем.

- Перед вами две «стены» голубая и зеленая. На нашей интерактивной доске вы видите различные иллюстрации натюрмортов и других репродукций различных жанров живописи (анималистика, пейзаж, портрет, бытовой жанр, скульптура). Цель задания: вам нужно развесить картины так: на голубой стене - натюрморты, а на зеленой стене – все остальные картины. Постарайтесь использовать всю плоскость стен, чтобы картины не загораживали друг друга и хорошо просматривались.

Знакомятся с названием игры и рассматривают картинки к игре.

Осознают цель задания на слух. Принимают инструкцию по выполнению задания на ИД.

 

основной

Организует выполнение задания.

(наблюдает, корректирует исполнение задания)

Выполняют задание на ИД (поочередно):

  1. Сортируют картины по «стенам» в соответствии с цветом и задачей (стилусом или действуют рукой)

  2. Красиво компонует выбранные картины на «стенах».

Контролируют правильность выполнения задания, помогают.

заключительный

- Организовывает проверку результатов выполнения задания. Привлекает детей к проведению анализа по выполнению задания

- Ребята, посмотрите на доску, правильно ли выполнили дети задание на доске? Мы сегодня помогли работникам картинной галереи оформить выставку картин.

Участвуют в проверке результатов выполнения задания.

Участвуют в анализе. Демонстрируют полученные знания и умения.

- Ребята на доске выполнили задание правильно.

 

  1. Часть. «Составь натюрморт»

Педагог: Ребята, давайте вспомним, на чем стоят все предметы?

Дети: На столе, на полу, на скатерти.

Педагог: Правильно, предметы не летают в воздухе, т.к. есть притяжение земли. Они все стоят на горизонтальной плоскости и в определенном порядке, принято называть «передний план», а за предметами стоит вертикальная плоскость, фон, «задний план». Плоскость имеет начало и конец. У любой картины есть композиционный центр, все самое главное художник располагает, именно в центре листа. Самый главный и большой предмет художник располагает в центре, но не впереди, а в середине плоскости стола. Для художника важно чтобы все предметы лежали красивоПредметы не должны полностью загораживать друг друга, не должны лежать на одной линии. Все предметы группируются в единый смысловой центр.

Педагог: Предлагаю вам потренироваться на нашей доске и составить по образцу натюрморт.

Д/и с использованием интерактивной доски «Составь натюрморт»

тапы

Деятельность педагога

Деятельность ребенка у интерактивной доски

Деятельность других детей

вводный

Знакомит с названием игры, демонстрирует изображение на ИД. Создание «проблемной ситуации» и вовлечение дошкольников в ее решение:

- Перед вами готовый натюрморт, а рядом пустая плоскость стола. Из представленных предметов, выберите, необходимые и соберите натюрморт по образцу. Найдите для каждого предмета четкое его положение на плоскости стола.

- Учитывайте: центр композиции натюрморта, что стоит ближе к краю стола, что дальше, загораживание предметов.

Знакомятся с названием игры и рассматривают картинки к игре.

Осознают цель задания на слух. Принимают инструкцию по выполнению задания на ИД

основной

Организует выполнение задания (наблюдает, корректирует исполнение задания).

Действует в соответствие с образцом:

- Выделяю центр композиции натюрморта вазой.

- Ближе к краю стола ставлю чашку и т.д.

Контролируют правильность выполнения задания, помогают.

 

заключительный

Организовывает проверку результатов выполнения задания. Привлекает детей к проведению анализа по выполнению задания.

- Ребята, посмотрите на доску, правильно ли выполнили дети задание на доске? Вы очень внимательны! И точно повторили образец натюрморта. Вам понравилось составлять натюрморт?

Участвуют в проверке результатов выполнения задания.

Участвуют в анализе. Демонстрируют полученные знания и умения.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо (помахать руками на лицо) 

Закачалось деревцо. (покачаться из стороны в сторону) 

Ветер тише, тише, тише. (присесть, помахать руками вверх-вниз) 

Деревцо всё выше, выше. (потянуться вверх)

  1. Часть. Практическая часть.

Педагог: А теперь, ребята, мы с вами соберем свой настоящий натюрморт из

тех предметов, что здесь лежат. Это муляжи – точные копии овощей и фруктов. Вот плоскость стола, покрытая скатертью. Мне нужен помощник. Выходит ребенок и помогает расставить предметы натюрморта.

Педагог: Составим свой натюрморт из предметов, что я приготовила. В центр поместим вазу с цветами, она самая главная будет в нашей картине. Справа и слева другие предметы. Нельзя располагать все предметы на одной линии, поэтому муляж груши расположим чуть впереди слева, а перец справа, еще ближе к нам, вишенки, близко к переднему краю горизонтальной плоскости, впереди. На вертикальную плоскость повесим красивую ткань со складками. Готово! Спасибо! Давайте нарисуем этот натюрморт с натуры. Что значит с натуры? Будем смотреть на настоящий натюрморт и рисовать.

Педагог показывает способ компоновки композиции натюрморта на интерактивной доске, комментирует свои действия.

Педагог: Все время смотрите на натюрморт. Сначала линиями определим ширину плоскости стола, выделим передний край стола и задний. Находим центр, и прорисовываем самый большой и главный предмет, у нас это ваза с цветами. Определяем её размер на глаз, сколько она займет места в листе. В рисунке необходимо передать не только правильные пропорции (размеры) предметов, но и правильное расположение их относительно друг друга, а также: Что это за предметы? Какие они? Форма? Размер? Какой больше? Какой меньше? Какой предмет стоит ближе к вам? Какой дальше? Какой предмет справа от вас? Какой слева? Мысленно представляем сложный по виду предмет, из каких геометрических форм он состоит. Ваза имеет круглое основание и горлышко, расширяющееся к верху. Значит, круг и трапеция. Ручка дугой, располагается на вазе справа. И так находим местоположение и форму каждого предмета. А теперь приступайте к рисованию с натуры. Возьмите лист бумаги и нарисуйте простыми карандашами композицию нашего натюрморта, а на следующем занятии мы поговорим о цвете нашего натюрморта.

Педагог контролирует выполнение задания и оказывает индивидуальную помощь затрудняющимся детям.

  1. Часть. Заключительная.

Педагог: Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

- В каком жанре изобразительного искусства мы сегодня рисовали?

- Так что же такое натюрморт? (обращение к доске)

- Что показалось самым сложным в работе?

- Какие ошибки видишь в своей работе? Что получилось особенно хорошо?

Дети: Нам очень понравилось занятие, очень интересная тема. Мы теперь можем составлять свои натюрморты и рисовать с натуры. Особенно понравились игры на интерактивной доске.

 

Поделиться:

Оставить комментарий