Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > Конспект познавательного занятия в старшей группе: «Экскурсия в осенний лес»
Post Icon

Конспект познавательного занятия в старшей группе: «Экскурсия в осенний лес»

Автор: Игнатенко А. Н., МБДОУ Михайловский д/с «Уголёк» х. Михайлов

Задачи: обобщить и систематизировать знания детей об осени, показать, что природа прекрасна во все времена года; познакомить с народными приметами, учить быстро реагировать на сигнал в подвижных играх, развивать ловкость, речь, внимание.

Словарная работа: шуршат, шелестят, перелетные, зимующие.

Ход занятия

(Стук в дверь)

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то к нам стучится?

Входит почтальон Печкин: Здравствуйте, ребята!

- Я - почтальон веселый,

Я целый день спешу –

Открытки, телеграммы,

Посылки разношу.

- Вам письмо!

Получите и распишитесь!

Воспитатель: Спасибо, почтальон Печкин!

Печкин: До свидания.

Дети: До свидания.

Воспитатель: (открывает письмо)

Давайте посмотрим, кто нам прислал письмо: «Здравствуйте, ребята! Это я – Лесовичок, я хочу пригласить вас погулять вместе со мной. Жду вас в лесу. Лесовичок».

- Ребята, хотите погулять по лесу с Лесовичком? (Да)

- Тогда отправляемся на экскурсию в осенний лес.

А вот и Лесовичок нас встречает, здоровается.

Воспитатель:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

- Так описывает в своем стихотворении осень А.С. Пушкин.

Лесовичок: А вы были в лесу летом? (Ответы детей)

- А сейчас какое время года?

- А какой месяц?

Воспитатель: Посмотрите вокруг, отыщите приметы осени, что вы заметили? (Листья изменили окраску, растения завяли, трава пожухла, птиц стало меньше).

Правильно, здесь побывала осень и устроила листопад, принесла с собой холод, а перелетных птиц отправила в теплые края.

Лесовичок: Ребята, а вы знаете, почему листья желтеют и опадают? (Сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме).

Воспитатель: Лесовичок, а как готовятся к зиме звери? (Строят норы, делают запасы, белки и зайцы меняют шубки с летних на зимние, медведь готовит себе берлогу).

- Ребята, давайте походим по листьям и послушаем, как они шуршат.

Разноцветный парк,

Разноцветный сад.

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

М. Авдеев.

- Что мы слышим? (Листья шуршат, шелестят).

Лесовичок: Ребята, как называются деревья, которые здесь растут? (Тополь, клен, береза).

Воспитатель: А как вы их узнали? (По листикам).

Дидактическая игра «Найди листик» (тополя, клена, березы)

Задание: сосчитай листья.

Лесовичок: Давайте поиграем в подвижную игру «Такой листок, лети ко мне». Возьмите каждый по листочку, слушайте внимательно и смотрите, у кого будет листочек тополя, клена, березы, летите ко мне.

Дети держат листочки, разбегаются и говорят слова:

Мы листочки, мы листочки.

Мы осенние листочки,

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали!

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

(Дети бегают, помахивая листочками, останавливаются).

Лесовичок: У кого такой же листок – летите ко мне!

Воспитатель: Ребята, все приметы осени были когда-то подмечены народом.

- Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

- Сильный ветер во время дождя предвещает зиме хорошую погоду.

- Паутина стелется по растениям – к теплу.

- Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать. Первыми улетают стрижи и ласточки, так как они питаются насекомыми, а их с наступлением холодов становится меньше, затем улетают журавли, грачи и кукушки (с исчезновением ягод, плодов и зерен), последними улетают гуси, утки и лебеди (пока не замерзли водоемы, корма им хватает).

- Ребята, как мы называем птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные).

- А птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие).

Лесовичок: А я предлагаю вам поиграть со мной в игру.

Русская народная игра «Ловлю птиц на лету».

Воспитатель: В народе раннюю осень называют «золотой», ответьте, почему (ответы детей), а позднюю осень – «серебряной». (В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, капельки дождя замерзают на ветках деревьев и все как будто в серебре).

Лесовичок: Ребята, вам понравилось в осеннем лесу? Что нового вы узнали? (Ответы детей). Ну, а я с вами прощаюсь, мне пора домой. Я к вам еще приду. До свидания.

Дети: До свидания.

Воспитатель:

Когда родимый край покинут гуси.

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая Государыню – зиму.

- Ребята, идем в детский сад и вместе нарисуем картину «Лес осенью».

Поделиться:

Оставить комментарий