Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Конспект познавательной деятельности «Извержение вулкана»
Post Icon

Конспект познавательной деятельности «Извержение вулкана»

Автор: Маркова Надежда Леонидовна, высшая квалификационная категория, воспитатель БДОУ комбинированного вида «Аленушка», Вологодская область, с. Кичменгский Городок

Программные задачи:

1. Познакомить детей с природным явлением – вулканом, продолжать расширять и уточнять представление детей о предметном мире.

2. Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности, закрепить умение выявлять свойства материалов по схеме.

3. . Развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской деятельности. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира. Активизировать словарь детей: минерал, твёрдый, плотный, не впитывает, вулкан, наковальня, лава, кратер, жерло.

Ход занятия.

Здравствуйте ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей, давайте все вместе дружно поприветствуем их и поздороваемся с ними. 

Воспитатель: Ребята. Мы с вами живем на удивительной планете, которая называется...

Дети: Земля.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы. Океаны.

Дети: Глобус.

Воспитатель выносит глобус. (слайд №1 физическая карта)

Воспитатель: Глобус - это макет земного шара. На глобусе, так же как и на карте, изображены реки, моря, суша, горы разными цветами. Давайте рассмотрим его и вспомним, каким цветом изображены моря, океаны, реки.

Дети: синим.

Воспитатель; Суша? Горы?

Дети: зеленым, желтым, коричневым.

Воспитатель: Ребята, а что же такое горы?

Дети: Это высокие холмы.

Воспитатель: Все вы зимой катаетесь с ледяной горки. А можно ли ледяную горку назвать горой? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, потому что горы состоят из камней, а ледяная горка - только изо льда. Горы бывают очень высокими.

- Ой, ребята, посмотрите, к нам пришло письмо. От кого оно и что в нем? Давайте посмотрим и прочитаем.

«Помогите мне, ребята,

Срочно разобраться надо:

И загадку отгадать.

Он огромный, он могучий,

Он бывает выше тучи.

Басом может он смеяться,

Кашей огненной плеваться.

Старый добрый великан –

Это дедушка……(Вулкан)

Жду от вас я новостей,

Получать люблю я письма

От талантливых детей. (Незнайка)

В-ль: Ребята, что же нам с вами нужно сегодня узнать? Какую цель мы свами поставим? (помочь Незнайке , рассказать ему о вулкане и я предлагаю отправиться в исследовательскую лабораторию)

Физминутка:

По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали,

Смело мы идём вперёд,

Где вулкан уже нас ждёт.

Когда в гости мы пришли,

Можно крикнуть «1, 2, 3».)

В-ль: На Земле, ребята, есть необычные горы. Когда они спят, то почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются». Называются такие горы – вулкан.

Я расскажу вам легенду. Жил на свете бог огня по имени Вулкан (показ иллюстраций). Ему нравилось кузнечное дело. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине с оглушительным рёвом летели камни, огонь и пепел. «Вулкан работает»,- со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.

(смотрят слайд №2- вулкан)

- Какой формы вулкан? (слайд № 3-схема)

- На что похожа верхняя часть вулкана? (На круг) верхняя часть называется кратер.

-Как называется? Скажи…(спросить 2-3 детей)

- Какие цвета присутствуют на изображении вулкана? (красные, желтые,черные)

- Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. . Хотите увидеть извержение вулкана?

( №4 Смотрят видео «Извержение вулкана»)

Самый большой вулкан находиться у нас в стране, и называют его Ключевская сопка. (Слайд №5 – Ключевская сопка)

В-ль: Есть ребята живые вулканы (действующие), есть спящие, а есть мертвые. А также вулканы бывают наземные и подводные (Слайд № 6 – подводный вулкан).

Живые вулканы извергаются. Они часто дышат огнем, выбрасывают тучу пепла, изливают водопады расплавленного камня.(Слайд 7-8 – извергающийся вулкан).

Натрудившись, наработавшись, эти вулканы уходят на каникулы, лишь изредка выдыхают в небо легкий дымок. Такие вулканы называются спящими. Над вершиной спящего вулкана вьётся маленький дымок, будто кто-то печку топит. А вулкан – это и впрямь печка, только подземная. В ней постоянно бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться(слайд №9- спящий вулкан).

Мертвые вулканы никогда не извергаются, молчат все время, в ледяные панцири и признаков жизни не падают (Слайд №10 – мертвый вулкан).

Физминутка

По равнине все пойдем

Там цветочки мы найдем.

Маки яркие, гвоздики,

Васильки, ромашки

В беленькой рубашке.

Руки вверх, в кружок все встали

Теперь холмиками стали.

А сейчас пойдем к горам,

Но овраг мешает нам.

В: Ребята, как мы уже сказали, горы состоят из камней.

Давайте их исследуем, а помогут нам схемы. (дети садятся за столы).

- Что определяем в начале? (ответы детей).

- Да, живое или не живое? (работа детей).

- Что хотите сказать? (неживое) Почему?

- Не двигается, потому что нет ног. Не дышит, потому что нет носа. Не питается, потому что нет рта.

- Исследуем дальше

- Что вы хотите сказать об этом объекте (он твёрдый). Молодцы?

- А что сейчас определяем? (есть ли внутри воздух?)

- Давайте проверим

- Что вы хотите сказать?

«Когда камень опустили в воду, пузырьков не было. Значит, внутри камня воздуха нет».

- А что же дальше (воспитатель обращает внимание детей на схему)?

- Верно, впитывает ли камень воду. Проверяйте.

- Что вы хотите сказать?

Дети: «Салфетка мокрая, потому что вода скатывается вниз, значит, камень воду не впитывает».

- Какой можно сделать вывод?

Ответы детей – это не живое, твёрдое, не пропускает воздух и не впитывает воду – это минерал вулканического происхождения.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите сами сделать извержение вулкана? Из чего же нам сделать лаву? Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком. Что он означает? (Дети уже знакомы с этим.) Верно, это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами?

Дети сами готовят состав лавы, но уксус добавляет воспитатель. Наблюдаем “извержение “ вулкана.

В: А я вам еще предлагаю сделать извержение подводного вулкана, хотите? Тогда возьмите трубочку, вставьте её в стакан с водой и подуйте. («Буря в стакане»)(выходят из-за столов)

- Ребята, на вопрос Незнайки мы ответили? (да) (слайд № 11 -Незнайка)

А давайте нарисуем вулкан и отправим Незнайке письмо с вашими рисунками, пусть он посмотрит, но сначала мы с вами разомнем пальчики

Пальчиковая гимнастика:

Посчитаем мы сейчас,

Где вулканы есть у нас?

Через Запад на Восток

Через Север, через Юг

Возвращайся, сделав круг.

Минералы здесь нашли

Все собрали и пошли.

(дети рисуют вулкан) (слайд № 12-музыка)

Какую цель мы с вами ставили, достигли ли её? ( что такое вулкан и какой он бывает)

А сейчас я прошу вас выбрать вулкан.

Если вы что-то узнали сегодня новое и вам было интересно возьмите красный вулкан, если вы узнали новое, но вы испытывали какие-то затруднения то возьмите желтый вулкан, если вам не понравилось, то возьмите синий вулкан. (самоанализ)

А сейчас давайте скажем нашим гостям спасибо и вернемся из лаборатории в группу.

По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали,

Смело мы идём вперёд,

Где детский сад уже нас ждёт.

Когда в группу мы пришли,

Можно крикнуть «1, 2, 3».)

 

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Теги: ,

Поделиться:

Оставить комментарий