Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Конспект художественно – творческой деятельности в подготовительной группе: «Народные промыслы»
Post Icon

Конспект художественно – творческой деятельности в подготовительной группе: «Народные промыслы»

Автор: Ситникова Ольга Евгеньевна, МАДОУ детский сад № 99 г. Калининград

Цель:

Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковская роспись, гжель, хохлома, городец.

Развивать интерес к малым фольклорным формам (потешки, попевки, подговорки, считалки, скороговорки и т.д)

Закреплять умение детей рисовать простейшие элементы росписи ( кружочки, полосы, клеточки, волнистые линии, листочки, купавки). Подбирать краски (сочетания цветов, чтобы игрушка была яркая, нарядная).

Воспитывать эстетический вкус, любовь к русскому прикладному искусству, фольклору.

Воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый старинными обычаями, трудолюбием, умением работать и веселиться от души.

Подготовка к занятию:

Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством: гжель, хохлома, семёновские и загорские матрёшки, Городец, дымковская игрушка. Повторение элементов декоративной росписи.

Рассматривание иллюстраций и предметов народно прикладного искусства.

Материалы и оборудование: слайды, дымковские игрушки, посуда – хохлома, изделия из гжели, предметы городецкой росписи, иллюстрации, краски (гуашь) цветная, кисти, клеёнка, тряпочки, белая бумага (для пробных элементов), заготовки игрушек для росписи. Русские народные инструменты (балалайка, круговые трещотки, ложки, гусли). Музыкальное сопровождение: «Коробейники», «Ярмарка», «Светит месяц», русские народные песни и мелодии.

Раздаточный материал:

17 заготовок игрушек для росписи, кисточки, краски(гуашь), салфетки, клеёнки.

Ход занятия:

Звучит русская народная плясовая музыка. (светит меся – светит 2:13)

Воспитатель: 

Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними. Сегодня мы с вами поговорим о … Впрочем, тему нашего разговора вы назовёте мне сами, после небольшой подсказки. Она спрятана в этой шкатулке. Вот её мы сейчас и откроем. (в шкатулке – народные игрушки, их демонстрация на фоне музыки)

Правильно, ребята, сегодня мы поговорим с вами об игрушках, побываем на ярмарке, познакомимся с произведениями устного народного творчества, которые сейчас редко встречаются: с веснянками, приговорами и закличками, попробуем сами раскрасить игрушку.

Воспитатель: Ребята, вы хотите сходить на ярмарку?

Дети: Да

Воспитатель: Что такое ярмарка, вы знаете?

Ответы детей.

Рассаживайтесь поудобнее, для начала мы с вами вспомним какие русские народные промыслы вы знаете.

Ярмарка-это большие торги, где торгуют мастера разным товаром

(всё можно купить) и повеселиться от души.

Демонстрация презентации.

Под музыку показ слайдов

  1. На ярмарку! На ярмарку!
    Спешите все сюда!
    Здесь игры и игрушки
    Давно вас ждут, друзья!
  1. Ярмарка! Праздник! Весёлые игры, торговля, песни, пляски - символизировали приход весны и всеобщую радость людей. На ярмарке продавалось много разного товара: посуда, народные инструменты, игрушки. На ярмарку ходили семьями, конечно же всегда брали детей, и

ни один праздник не обходился без игрушек – украшения ярмарки.

Солнце яркое встаёт, спешит на ярмарку народ!

  1. На ярмарке звучало много потешек, закличек , народ звал - зазывал весну, пелись песенки.

Весна – весняночка,

Где ты зимовала?

- Зимовала я в лесочке,

Под ракитовым кусточком,

Солнышко встречала,

Лето дожидала!

Соха, борона,

Ступай на поля!

Вспаши, взборони –

Хлебца новенького

Да яровенького.

  1. А вы знаете какую-нибудь зазывалочку? Давайте проговорим её.

Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!

  1. Вот ещё одна закличка:

Едет Весна едет
На золотом коне,
В зеленом саяне,
На борони сидючи,
Сыру землю аруючи,
Злато жито сеючи

  1. Эй честные господа к нам пожалуйте сюда!

Посмотрите! Эти вещи в гости к нам пришли, чтобы поведать нам секреты древней, чудной красоты. Чтобы знать нам, есть в России мастера!

  1. В России игрушки делали повсеместно. Создавались они не забавы ради, им приписывали особую силу – охранять, оберегать людей от всякого зла. В каждой местности птицы, кони, барышни приобретали свой особый вид. Посмотрите внимательно на эти игрушки, чем они отличаются одна от другой? (ответы детей по пройденному материалу)

Правильно, это игрушки разных народных промыслов.

  1. Городецкая роспись


Есть на Волге город древний под названьем Городец.
Славиться по всей России своей росписью творец.
Распускаются букеты, ярко красками горя,
Чудо- птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.
Городецкий конь бежит, вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают и кувшинки расцветают.

  1. Посмотрите, какие нарядные, красивые чудо – птицы расписные

Рисунок городецкой росписи доски расписные

  1. Городецкую роспись часто использовали для украшения музыкальных инструментов - например балалайки
  1. Элементы характерные для городецкой росписи
  1. Хохломская роспись

Как волшебница жар птица не выходит из ума
Чародейка-мастерица, и богата, и красива,
Гостю рада от души, кадки, чаши и ковши
И чего здесь только нет: гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета и ромашки луговин.

  1. Хохломская роспись ковш, чаша
  1. Элемент хохломской росписи

Нравится ли вам посуда украшенная хохломской росписью?

Так и хочется из этих чашек попить чайку с баранками.

Да, хороший товар сам себя хвалит.

  1. Элементы хохломской росписи
  2. МАТРЁШКИ
    Алый шёлковый платочек, яркий сарафан в цветочек.
    Упирается рука в деревянные бока.
    А внутри секреты есть: может 3, а может 6.

Разрумянились немножко наши русские матрёшки.

  1. Матрёшка расписана в технике Гжель

  2. Семеновская матрёшка
  3. Матрёшка расписанная в технике хохлома
  4. А это матрёшки дымковские
  5. Загорские, семёновские, хохломские матрёшки их так много и они все разные.

А чем матрёшки отличаются друг от друга?

Тем что они одеты по разному.

Потому что на Руси в каждой области (местности)был свой крестьянский наряд.

Воспитатель: Давайте посмотрим, во что матрёшки одеты?

Сарафан, платок, передник, полушалок.

  1. Гжель

Есть в России такое местечко, где белая берёза, синяя речка.
В этой негромкой российской природе слышится эхо негромких мелодий.

И светлее вода родниковая, расцветает земля васильковая незабудковые луга.

Ребята, а почему гжель называют васильковой и незабудковой?

  1. Игрушки выполненные в технике Гжель

  2. Гжель

  3. Элементы росписи в техники гжель

  1. Дымковская роспись, ей украшались игрушки

Игрушки эти не простые, а волшебно расписные:
Белоснежны как берёзки. Кружочки, клеточки, полоски.

Простой казалось бы узор, но отвести не в силах взор.

  1. Барышня с кавалером дымковская роспись
  2. Картинки дымковская роспись
  3. Игрушки дымковская роспись

Яркие, красочные, эти игрушки создают радостное настроение.

  1. Элементы дымковской росписи
  2. Ведь на ярмарке не только любуются товаром, покупают его, но и веселятся: катаются на каруселях, водят хороводы, играют в русские народные игры. Давайте и мы с вами повеселимся, потанцуем

ПЛЯСКА ( русская народная музыка)

А теперь давайте пройдём к прилавкам и посмотрим, чем богата наша ярмарка?

Чем же торгуют сегодня на ярмарке?

Здесь и посуда хохломская, и музыкальные инструменты, ну и конечно же игрушки.

Воспитатель: Сколько незаконченных изделий лежит на прилавке. Видимо работы было много, не успели все закончить. Давайте поможем мастерам.

Вместе дело спориться, а врозь- хоть брось! (дети разбирают незаконченные работы и садятся за столы рисовать.)

Под музыку дети расписывают заготовки (музыка: коробельщики, ах вы сени)

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошие помощники, теперь будет чем торговать.

Рассмотрели все работы.

Воспитатель: Солнце закатилось, вот и ярмарка закрылась!

СКАЧАТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ

Поделиться:

Оставить комментарий