Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Конспект занятия музыкальной деятельностью в подготовительной группе: «Детям о Моцарте»
Post Icon

Конспект занятия музыкальной деятельностью в подготовительной группе: «Детям о Моцарте»

Автор: Максакова Светлана Борисовна, музыкальный руководитель, 1 квалификационная категория, МКДОУ ДС «Радуга» р.п. Качуг, Иркутской области

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Знакомить с биографией В.А.Моцарта, его творчеством.
Обогащать знания детей об инструментах симфонического оркестра.
Развивать музыкально-творческие способности, умения, передавать в движении музыкально-эстетическое содержание произведения.
Развивать чувство ансамбля.
Развивать духовно-нравственное качество через классическую музыку.
Воспитывать любовь детей к слушанию классической музыки.
Воспитывать у детей доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Подбор музыкального материала; слушание музыки Моцарта; разучивание песен, танца, оркестра; видео просмотр турецкого военного оркестра; работа с воспитателем, родителями; работа по преемственности с музыкальной школой (разучивание Менуэта с ученицей музыкальной школы), посещение музыкальной школы.

ОБОРУДОВАНИЕ:
Мультимедийная установка, детские музыкальные инструменты, скрипичные ключи по количеству детей.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
В. Моцарт «Эльвира Модиган».
В. Моцарт отрывок из оперы « Волшебная флейта».
Л. Синегубовой « Здравствуете, ребята!»
И. Гапоненко «Серенький козлик».
В. Моцарт-Б. Флисс «Колыбельная».
В. Моцарт «Фантазия ре минор».
Т. Мориа «Менуэт».
В. Моцарт «Рондо в турецком стиле».
В. Моцарт «Менуэт».
М.Еремеева «Это музыка».

ХОД ЗАНЯТИЯ:
Звучит музыка Моцарта «Эльвира Модиган»
На фоне музыки музыкальный руководитель читает стихотворение:
О, музыка, искусство из искусств,
Ты задеваешь струны наших чувств!
Как только звуки музыки мы слышим,
От счастья замираем, еле дышим...
И в это самое мгновенье
Рождаются талант и вдохновенье.
Какое счастье наблюдать
Всё, что ты можешь передать
Ребёнку с чистою душой:
Звук красоты земли родной,
Весенний первый звон капели,
Раскаты грома, птичьи трели...
Мелодии твои и красок тоны
Способны сделать жизнь бездонной!
И коль талант увидеть удаётся,
Мой труд сторицею вернётся.
Но для меня важней не гениальность,
А общая ребёнка музыкальность.
Ищу пути, чтобы до сердца достучаться,
Чтоб в музыке малыш смог разобраться!
Я - в море музыки путеводитель,
Традиций классики хранитель,
Искусству преданный слуга...
И так бывает иногда,
Что лишь с годами к нам приходит пониманье:
Профессия моя - моё призванье!

Звучит отрывок из оперы «Волшебная флейта», заходят дети.
Приветствие гостей (девочки – реверанс, мальчики поклон).

М.Р.: Сядем, дети, тихо сядем, входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде. В разноцветном. В расписном.
Музыка продолжает звучать, дети проходят на стулья.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!»
К нам сегодня пришла музыка великого австрийского композитора.
На экране портрет Моцарта.
Узнали? Кто это? ( Ответы детей).
Да, мы попали в волшебное царство музыки Вольфганга Амадея Моцарта. Когда вы заходили в зал, звучала музыка, написанная этим композитором. А знаете, что своё первое музыкальное произведение он написал в 3,5 года.
Музыка окружала маленького Моцарта с рождения. Думаем, что едва появившись на свет, крошечный Вольфганг не только слышал её, но чувствовал, как она наполняет его, обволакивает, покачивает на своих ласковых, тёплых волнах. Тем более, что музыка в доме звучала постоянно: мама хорошо играла на фортепиано, а отец был учителем музыки.
В тот день, когда случилось чудо, о котором хочу рассказать, всё было как обычно. Папа с утра ушёл на работу. Мама готовила обед на кухне. Пятилетняя сестрёнка Наннерль играла с куклами в соседней комнате. И вдруг, неожиданно, в какой-то момент трёхлетний Вольфганг услышал музыку. Эту музыку он никогда раньше не слышал. Она явилась непонятно откуда. Она звучала у него в голове. Она повторялась снова и снова. Вольфганг чувствовал, что ему надо что-то сделать с этой новой музыкой, но он не знал что.
Вольфганг зашёл к маме на кухню:
- Я слышу музыку. Что мне делать?
- Не мешай. Видишь, я готовлю обед. Если тебе скучно, иди поиграй с Наннерль.
Он зашёл к Наннерль:
- Я слышу музыку. Что мне делать?
- Я тоже слышу музыку. Ну и что?
- Это новая музыка. Ты её не могла слышать.
Наннерль удивлённо взглянула на брата и сказала почти тоже, что и мама:
- Не мешай. Видишь, я готовлю обед для кукол.
Вольфганг ушёл в свою комнату, замер и прислушался. Музыка продолжала звучать, и надо было что-то делать. Если был бы дома папа, он, наверно, подсказал бы что. Малыш подошёл к столу. Там лежали нотные листы, на которых папа записывал музыку. Вольфганг с трудом влез на высокий стул, взял лежавшее рядом гусиное перо и обмакнул его в чернильницу. С этого момента и начинается настоящее чудо.
Трёхлетний Моцарт стал записывать музыку, звучавшую в его голове. Он стал писать концерт для фортепиано. Тут всё непонятно. Всё - чудо. Во-первых, малыш не знал нот. Он не мог их знать, потому что никто его нотам не учил. Да и кому придёт в голову учить нотам трёхлетнего ребёнка? Во-вторых, он никогда не записывал музыку в нотах. Ведь чтобы записать музыку в нотах, надо уметь это делать. И, наконец, в третьих, вундеркинд Моцарт не имел представления, как сочиняются концерты для фортепиано. Этому его тоже никто не учил.
Тем не менее, маленький Моцарт писал быстро и увлечённо. Он перепачкал в чернилах всё, что можно было перепачкать: руки, лицо, одежду, стол, пол около стола. Да и сами нотные листы были в нотных кляксах. Он писал и писал. Тут не остаётся сомнений. Это было чудо. Рукой малыша двигал Всевышний.
Малыш даже не заметил, как вошёл в комнату, вернувшийся с работы отец.
- Ты что делаешь, сынок?
- Пишу концерт для фортепиано.
- Можно посмотреть?
- Да, посмотри, папа.
Отец взял нотные листы, долго всматривался в ноты, проступавшие из под чернильных клякс и помарок. Его изумлению не было предела. Его крошечный сынок написал концерт по всем правилам композиторской техники. С оригинальными музыкальными темами. Это было невероятно. Это было сказке подобно. Такого просто не могло быть. « Как это он мог написать? – изумлённо спрашивал себя Моцарт - старший. - Ведь его никто не учил».
- Тебе помогала мама?
- Нет, никто мне не помогал. Мама сказала, чтобы я не мешал ей готовить обед.
Леопольд (так звали отца Моцарта) долго и задумчиво смотрел на сына и не знал, что сказать. Он стал свидетелем чуда. Настоящего чуда.
«-Молодец!- похвалил Вольфганга папа.- Ты написал очень хорошую музыку». После этого папа переписал концерт начисто и сыграл его. Это было первое произведение будущего великого композитора. К великому сожалению, при всевозможных переездах оно не сохранилось.
М.Р.: Ребята, а какую песенку в детстве любил петь маленький Моцарт.
Дети: Серенький козлик.
М.Р.: Правильно. Давайте её споём.
Исполняется песня « Серенький козлик»
М.Р.: А какую песню Моцарта вы знаете?
Дети: Колыбельная.
М.Р.: Она же нам знакома. Какая мелодия у песни?
Дети: Нежная, ласковая, напевная, протяжная.
Исполняется « Колыбельная»
М.Р.: Ребята, я знаю, вы любите фантазировать. Сейчас послушайте музыку, которую композитор назвал – « Фантазия». Давайте закроем глаза отдохнём и пофантазируем.
Музыкальный руководитель исполняет « Фантазию» на фортепиано.
М.Р.: Жизнь гениального композитора удивительна и необычна. Моцарт прожил всего 36 лет, а создал 50 симфоний,19 опер, песни, сонаты и другие произведения. На его судьбу огромное влияние его отец. Он был придворным музыкантом и давал уроки. Когда Вольфгангу было 6 лет, отец вместе с его сестрой поехал с концертами в другие города…
На экране фото.
М.Р.: Ребята, напомните мне, в какой стране родился Моцарт?
Дети: Австрия.
М.Р.: Правильно, Моцарт австрийский композитор. А столицу Австрии вы знаете?
Дети: Вена.
М.Р.: Так вот. В этом городе, проходили Венские балы, на которые собирались все знатные люди этого города. Они общались, женщины показывали свои красивые модные платья и танцевали. Скажите мне, какие танцы танцевали в то время на балах?
Дети: Полонез, менуэт.
М.Р.: А вы хотите побывать в далёком прошлом? ( Дети отвечают).
Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: «Время, время, поверни, в прошлое нас унеси!» (Дети повторяют.)
Видео Венского бала.
М.Р.: Венские балы проходят и в наше время и не только в Вене, но и в Москве и даже в Иркутске. Мы же с вами разучили менуэт. Станцуем?
Исполняется танец «Менуэт»
М.Р.: Вы хотите узнать, что случилось с маленьким Моцартом, когда он был с отцом в Риме? (Дети отвечают.)
Римский Папа - главный католический священник - не признавал никого, кроме Бога, себя и музыки. Один раз в году на празднике в церкви звучала прекрасная музыка. После праздника ноты прятали в бархатную шкатулку. День и ночь на страже стояли два гвардейца, оберегая её. Однажды Моцарт пришёл, послушал музыку во время церковной службы и ушёл. На другой день во дворце был переполох, все кричали, суетились: «Музыка! Пропала музыка! Прекрасную музыку похитили!» Виновником переполоха был маленький Моцарт. Он запомнил всю музыку от начала до конца! Теперь её распевал весь Рим! Римский Папа думал день, думал два, а на третий решил: лучше быть добрым, чем смешным! И маленького Моцарта не только простили, но и наградили орденом « Золотая шпора». А Моцарту только- только исполнилось 12 лет.
Ребята, вы тоже пока маленькие, но уже музыканты. Хотите сыграть музыку Моцарта в нашем детском оркестре? (ответы детей)
Музыканты выходите, инструменты разберите.
Детский оркестр исполняет « Рондо в турецком стиле»
М.Р.: Ребята, как называется музыкальное произведение, которое вы исполнили?
Дети: Рондо в турецком стиле.
М.Р.: Сейчас я вам расскажу историю создания этой музыки:
«Однажды Моцарт сидел за клавесином и музицировал - наигрывал прекрасную лёгкую мелодию (исполнить первую мелодию рондо). Вдруг за окном он услышал страшный шум. Моцарт подошёл к окну и увидел, что по улицам его родного города марширует турецкий оркестр (помните, я вам рассказывала о турецком войске и говорила, что всегда впереди турецкого войска шагал военный оркестр, который исполнял марши, чтобы все знали о приближении турецкого войска). Так вот, Моцарт увидел музыкантов, которые играли на удивительных для Моцарта инструментах: больших барабанах, огромных тарелках, диковинных дудках. К барабанным палочкам были привязаны разноцветные ленты, пучки конских волос.
Слайд турецкого оркестра.
Оркестр ушёл, а Моцарт сел за инструмент и под впечатлением сыграл услышанную мелодию (исполнить турецкий раздел рондо). Его изящные аккорды звучали необычно громко, казалось, что вместе с ними звучат барабаны! Сыграв громкий турецкий марш, Моцарт продолжил своё прерванное музицирование - и снова зазвучала прекрасная мелодия» (исполнить первую мелодию рондо).
Маленький Моцарт сочинял музыку и для симфонического оркестра.
Звучит «Симфония №40»
Мы с вами хорошо знакомы с инструменты симфонического оркестра и знаем, что они делятся группы,
Слайды с изображением инструментов.
Дети: Струнно-смычковые, духовые, ударные, арфа, рояль, орган.
М.Р.: Когда звучит музыка Моцарта, светлеет мир и пробуждается сердце, рвущееся навстречу счастью.
Ребята, может быть кто-то из вас, пойдёт учиться в музыкальную школу, и будет исполнять музыку этого великого композитора.
Сегодня у нас в гостях ученица музыкальной школы Первых Даша, когда-то она была маленькой ходила в наш детский сад и мечтала научиться играть на фортепиано.
Слайд с фото Даши в детском саду.
Она приготовила для вас музыкальный подарок.
Звучит менуэт в исполнении Даши.
Даша: Ребята, но у меня для вас есть ещё один подарок (показывает скрипичный ключ), знаете что это?
Дети: Скрипичный ключ.
Даша: Музыкальный ключ скрипичный, музыкантом всем знаком,
Без него на месте замирают песни, ноты, словно под замком.
Тот, кто за ключом пойдёт, звуки музыки найдет.
Кто все ноты прочитает, тот и песенку споёт.
Музыкальный ключ скрипичный - музыканту верный друг.
С ним всегда легко ты открываешь ноты. Музыка звучит вокруг!
Раздаёт скрипичные ключи детям.
М.Р.: Если ты не слышишь музыку, значит, просто не прислушался.
Не смущайся, не брани себя, не расстраивайся зря!
Надо просто посмотреть вокруг очень чутко и внимательно.
Ты увидишь этой музыкой, вся наполнится Земля!
Песня « Это музыка»
На этом наше занятие, посвященное творчеству Вольфгангу Амадея Моцарта, закончено.
Звучит «Эльвира Модиан». Дети выходят из зала.

СКАЧАТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий