Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Консультации для родителей «Роль семьи в осуществлении здоровьесбережения дошкольников»
Post Icon

Консультации для родителей «Роль семьи в осуществлении здоровьесбережения дошкольников»

Автор: Первакова Н. В. воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ д/с «Теремок»

Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит, в том числе, здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.
В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери как образца для подражания, а также родительское слово, как метод педагогического воздействия, в том числе в сфере здоровьесбережения детей. Главное, чтобы слова родителей, их пример, реальные проявления, а также оценки поведения детей совпадали и тем самым закрепляли представления ребенка о том, "что хорошо и что такое плохо".
Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.
Одно из важнейших ‑ создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, в стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи. Конечно, это совершенно исключено в тех семьях, где нередки скандалы, кто-то из родителей пьет, царит культ насилия и грубости.
Второе условие успешности формирования здорового образа жизни — тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться. Общение — великая сила, которая помогает родителям понять ход мыслей ребенка и по первым признакам определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их.
Третье условие — повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Сейчас нет недостатка в специальной литературе, помогающей людям сохранить здоровье, где изложены специальные комплексы и даются рекомендации. Однако не следует забывать о пользе простых правил, соблюдение которых помогает сохранять здоровье. Это и утренняя зарядка вместе со старшими членами семьи, и пробежка вокруг дома, и совместные прогулки перед сном, и проветривание помещения, и соблюдение правил личной гигиены.
В наше непростое время трудно давать советы по организации правильного питания, но, на наш взгляд, восполнить недостаток витаминов в зимний и весенний периоды по силам каждой семье. Достаточно вспомнить о чудо-травах, которые растут рядом с нами. Липа, листья и цветы земляники, иван-чай, чабрец, душица, мята, зверобой, листья брусники, сухие лепестки роз. Надо только не полениться и не нарушать правила сбора и сушки. Очень полезны ранней весной салаты из одуванчиков, клубней топинамбура, щи из молодой крапивы.
Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счет совместного участия детей и родителей в разнообразных делах. Труд — один из ведущих факторов воспитания у детей правильных представлений об образе жизни.
Здоровый образ жизни немыслим без создания нормальной экологической среды в доме. Обстановка, к которой привыкает ребенок, воспроизводится в дальнейшем в его будущей семье. Грязь, несвежий воздух, не заправленные постели, непродуманный интерьер, — к сожалению, это достаточно широко распространенные явления во многих семьях. Между тем в доме необходимо создать и поддерживать среду, удовлетворяющую требованиям экологичности и эстетики. Вместе с детьми можно обсудить наиболее целесообразный вариант расположения мебели, навести порядок, сделать уборку, проветрить комнаты, по возможности подобрать в тон к обоям шторы и т.п. Украсят интерьер живые цветы или композиции из сухих трав. Комнатные растения помогают к тому же поддерживать в доме необходимый уровень влажности воздуха. Пусть дети ухаживают за ними.
Ничто так не влияет на обстановку в семье, как подготовка к семейным праздникам. Совместное приготовление подарков (в тайне от виновника торжества) сближает старших и младших членов семьи. Когда же отшумят праздники, интересно почитать и обсудить с мамой и папой книги. Очень полезны для формирования детской души произведения о природе и бережном к ней отношении: В.Бианки, Б.Рябинина, М.Пришвина, Н.Сладкова и др. В последнее время появились новые издания, расширяющие кругозор детей: серия книг "Окно в мир", детский экологический журнал "Свирель" и др.
А сколько интересных дел, способствующих гармоничному формированию души и тела, ждет детей вне дома! Непосредственный контакт с природой облагораживает человека, формирует его позитивное отношение к природной среде. Поле деятельности здесь необозримо: совместная посадка кустарников и деревьев и уход за ними; изготовление кормушек и зимняя подкормка птиц; уход за содержащимися дома животными. Все это формирует в душе ребенка чувство ответственности, сопереживания, стремление прийти на помощь, гордость за добрый поступок.
Особую значимость имеют прогулки детей с родителями на речку, в лес или в поле. Хорошо, когда пешеходные прогулки чередуются с велосипедными (зимой — лыжными) или автомобильными. Это позволяет чаще менять маршруты, расширять представления детей о своем крае. Однако не следует забывать о том, что наряду с оздоровительными прогулки выполняют и познавательные функции. Как показали наши исследования, самыми яркими впечатлениями младших школьников являются именно прогулки с родителями на природу. Прогулки дают ребенку значительный объем информации. Когда взрослые, взяв детей за руки, идут, отвечая на вопросы детей, делая маленькие открытия, они показывают примеры бережного отношения к природе и тем самым вызывают в душе ребенка не только удивление и восхищение, но и уважение к окружающему его миру.
Важнейшим условием охраны здоровья и правильного воспитания ребенка является обеспечение его безопасности. Нужно не только ограждать ребенка от возможных травм в игровой деятельности, но и постепенно формировать у него представления о необходимости остерегаться возможной опасности во время прогулок, занятий физическими упражнениями, игр с крупногабаритными игрушками, пособиями. Необходимо приучать малыша остерегаться бездомных животных, во время загородных прогулок не собирать ягоды, грибы, дикорастущие плоды, не брать их в рот.
Необходимо также оберегать нервную систему ребенка от перенапряжения, избытка впечатлений, стрессовых ситуаций. Для этого дома должна быть создана обстановка психологического комфорта, которая обеспечивается, в частности, и предъявлением к ребенку единых воспитательных требований со стороны всех взрослых членов семьи.
Как подтверждает практика, ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество "дети – родители – педагоги". Именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей. Форма работы с семьей в нашем детском саду разнообразны.
Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада по сохранению здоровья детей является индивидуальная работа с каждым родителем.
В самом начале важно изучение семейной микросреды, условий по организации жизни ребенка в семье. Для этого в детском саду проводится опрос родительского мнения по вопросам здорового образа жизни с помощью анкеты "Здоровье семьи". Однако анкета не дает возможности глубоко узнать индивидуальные особенности семьи и ребенка, поэтому следующим важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Посещение позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Индивидуальные беседы и консультации позволяют воспитателю наладить контакт с родителями, побуждают родителей серьезно присмотреться к своим детям, задумываться над тем, как сберечь здоровье детей, что необходимо изменить в образе жизни семьи. Регулярно проводятся беседы воспитателей с родителями и индивидуальные консультации по здоровьесбережению: "Организация закаливания детей", "Рациональное питание", "Режим дня", "Одежда ребенка".
Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где последние являются полноправными участниками. Родители активно участвуют в физкультурных праздниках, досугах, днях здоровья: оказывают помощь в разработки сценария, разучивании стихов, песен, в оформлении помещения, пошиве праздничных костюмов, изготовлении подарков.
Особое значение в пропаганде здорового образа жизни в детском саду придается наглядным средствам, которые призваны познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания здоровых детей, преодолеть их зачастую поверхностные суждения о важности здорового образа жизни детей, оказывать семье практическую помощь. Особой формой наглядной пропаганды здоровьетворения и здоровьесохранения детей являются валеологические газеты. В газетах отражаются самые актуальные проблемы здорового образа жизни детей. Тематика газет самая разнообразная: "Дневной сон: нужен ли и когда от него отказ ываться", "Если у ребенка ОРВИ", "Тайны здоровой пищи", "Чтоб улыбка сияла" и т.п.
Также в детском саду оформляются папки-передвижки по тематическому принципу: "Чтоб ваши дети не болели", "Занятия с детьми дома". Папки-ширмы содержат краткие советы и рекомендации по конкретным вопросам "Грипп – коварная болезнь", "Целебные травы в процессе оздоровления детей".
По определению Всемирной организации здравоохранения, "здоровье – это состояние полного физического, духовно и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов". Поэтому, нужно стремиться к тому, чтобы совместная работа педагогов и родителей помогла детям стать истинно здоровыми.

Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.4. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008 Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко

 

Спортивное развлечение для дней

1младшей группы (с использованием здоровьесберегающих технологий)

«Идём спасать колобка»

Воспитатель первой категории: Первакова Н.В.

п.Залари

Задачи: выполнение физических упражнений по предложенным  условиям - с подбором знакомых детям движений по сюжету сказки, развитие выносливости, равновесия, умения выразительности имитационных движений, воспитание взаимовыручки, дружбы, организованности.

Оборудование:  Колобок  и все персонажи сказки (куклы из кукольного театра «Колобок»: бабка, дед, лиса, волк). Мягкие игрушки: заяц, медведь, ёжик. Гимнастическая скамейка, обручи, мягкие модули (круглые). Массажные коврики. Ширма «деревня» или домик с окном.

Игровая мотивация:

Детей в зале встречает бабка из сказки «Колобок»

- Здравствуйте, ребята! Вы любите сказки?  Расскажу  я вам сегодня  историю про Колобка. А чтобы с ним не случилось беды, как в сказке, мы с вами ему поможем! Ведь мы сильные, смелые, ловкие и, конечно же, умелые!

(Дети готовы вместе  отправиться на поиски Колобка, чтобы спасти его от хитрой Лисы).

«Путь будет долгим и нелегким», - предупреждает сказочница и обещает помочь ребятам.

Разминка. «Дорога через лес».

«Чтоб в лесу не заблудиться нужно в пары нам разбиться».  Ходьба парами.

«На полянку мы пришли, много ягод там нашли». Бег врассыпную.

«Дорожка стала узкой, и мостик перекинулся через ручеек». Ходьба в колонне по одному по массажным дорожкам,  ходьба через мостик (по скамейке на четвереньках).

«Впереди болото, только кочки виднеются». Ходьба по «кочкам» (мягкие модули, либо другие ориентиры), ходьба на носках, прыжки с «кочки на кочку». Прыжки и ходьба из обруча в обруч.

«Перед нами луг большой, трава на лугу высокая - по пояс». Ходьба, высоко поднимая колени.

«Перед нами лес дремучий, под ногами пни и коряги, а здесь, наверное, злой волшебник живет, спрячемся за пригорок (приседания, обнять руками колени), чтобы он нас не заметил».

Выглянем в окошко (делаем окошко руками), ушел злой волшебник?

Ушел! Можно продолжать путь!

Вот мы и в сказке. Посмотрите, какая избушка. (Подходит с детьми к избушке или нарисованному домику)

Рукавичка – бабушка уходит в домик.

Кто же в домике живет? Дед на печи лежит. Бабка вон…что – то печет…

А как пахнет! (выполняют дыхательное упражнение).

«Аромат кухни»

Дети чередуют короткие вдохи через нос и долгий выдох через рот. Затем медленный вдох через нос и медленный выдох через рот со словами «а  а  ах»

Ой, да это Колобок! (находим колобка на окошке)

Колобку стало скучно лежать на окне, спрыгнул и покатился он с окна на лавку, с лавки на пол, - да к двери, прыг через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там за ворота, дальше и дальше.

- Давайте побежим за ним, и посмотрим,  что же будет.

(Дети изображают персонажей, выполняя гимнастику для глаз в чередовании с имитационными движениями изображая животных)

Встретил Колобок зайчика (на пенечке сидит игрушка зайчик).

Слова

Действия

Заяц белый, заяц белый,

Ты куда за лыком бегал?

Быстро моргать глазами

Заяц белый отвечал:

«Я не бегал, я скакал»

Наклон головы вперёд с закрытыми глазами

Заяц белый, заяц белый,

Ну а где же ты обедал?

Быстро сжимать и разжимать глаза

Заяц белый отвечал:

«Я сегодня голодал»

Наклон головы вправо, влево.

Закрыть глаза ладонями.

Убежал от него! Ой, а тут идет навстречу волк.

Запел ему Колобок свою песенку (поем песню Колобка).

Понравилась волку песня, не стал он есть колобка, и покатился колобок дальше. Идем и мы за ним.

Тут вдруг из за кустов вышел Мишка косолапый…(появляется игрушка – медведь и дети изображают, как медведь ходит. Ходьба на месте вперевалочку). Что же будет дальше?

Слова

Действия

Медведь по лесу ходит,

От дуба к дубу бродит.

Ходьба на месте, водить глазами из стороны в сторону.

Находит в дуплах мёд

И в рот себе кладёт.

Вытянуть руки вперёд и поочерёдно подносить ко рту, следя глазами

А пчёлы жалят мишку

«Не ешь наш мёд, воришка!»

Круговые движения руками, следя глазами

Бредёт лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу.

Ходьба  вперевалочку

Ложится, засыпает

И пчёлок вспоминает

Закрыть глаза, руки под щёку

Заснул Мишка, не заметил Колобка. Можно идти дальше!

Кто это тут идет?

Слова

Действия

Ходит рыжая лиса

Щурит хитрые глаза.

Крепко зажмурить и открыть глаза

Смотрит хитрая лисица,

Ищет, чем бы поживиться.

Вытянуть вперёд руку, поднять большой палец. Водить вправо, влево, следя глазами.

Это же та самая хитрая лисица!

Но мы Колобка в обиду не дадим, и лисицу прогоним!

Громко хлопаем в ладоши, громко топаем ногами, чтоб она испугалась и убежала. (Лисичка прячется)

Лиса то убежала, а посмотрите, кто прибежал!

(игровое упражнение с пальчиками и звукоподражанием)

Повстречались.     

Повстречались два котенка «Мяу - мяу»,

Два щенка «Ав - ав»,

Два жеребенка «Иго-го»,

Два тигренка «Р-р-р-р»,

Два быка «Мууу»,

Смотри, какие рога!

А смотрите, посмотрите, кто это еще тут спрятался?

(выполняют дыхательные упражнения)

«Сердитый ежик»

Увидел колобка, сразу испугался.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок.

Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик.

Повторить три-пять раз.

Возьмем его с собой, и пойдем дальше.

«Котята»

Дети произвольно перемещаются на четвереньках, произнося на выдохе «мяу-мяу».

Какие добрые котята, веселые.

Колобку понравилось играть с вами!

Ой, ребята, а лиса то не убежала, а только спряталась!

Вон рыжий хвост виднеется под кустиком.

Колобок боится, что она его снова съесть хочет!

Давайте еще раз её рыжую да хитрую прогоним!

Громко хлопаем и топаем.

Вот и убежала лиса, далеко в лес.

Колобок говорит вам спасибо, спасли вы его.

Благодарит вас смелых и сильных ребят!

Ему понравилось с вами путешествовать, было очень весело и интересно.

И он за это приготовил вам угощенье, оно ждёт вас в группе.

Дети благодарят колобка за интересное путешествие и уходят в группу.

Конспект занятия по валеологии в 1 младшей группе

«Мои умные помощники»

Воспитатель первой категории: Первакова Н.В.

п.Залари

Цели:

1. Учить детей понимать и ценить роль наших «умных помощников» - органов чувств в процессе познания окружающего мира, их значение для развития общения;

2. Развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.

3. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, внимание и наблюдательность.

Оборудование:

1.​ Магнитофон;

2.​ Аудиокассета с записью звуков леса;

3.​ Корзины трех цветов: желтая, красная, зеленая;

4.​ Листья трех цветов: желтые, красные, зеленые;

5.​ Чудесный мешочек с небольшими игрушками;

6.​ Листочки для рисования (на обратной стороне домашнее задание для родителей по закреплению материала), гуашь и палочки для рисования.

Предварительная работа:

Различные игры, развивающие интерес к окружающему миру, желание исследовать его. Рассматривание картин и иллюстраций; чтение детской литературы. Знания и навыки, полученные на предыдущих занятиях.

Ход занятия:

Здравствуйте дети. Я приглашаю вас в путешествие по осеннему лесу.

Игра-имитация «Послушай и угадай

Воспитатель

По тропинке в лес пойдем,

Лужу мимо обойдем,

Перепрыгнем ручеек,

Посмотрели мы налево,

Посмотрели мы направо,

Посмотрели вверх на солнышко,

Посмотрели вниз на травку.

Ах, как красиво!

Движения

Шагают друг за другом.

Обходят воображаемую лужу.

Прыгают.

Стоят, смотрят налево.

Смотрят направо.

Смотрят вверх, встали на носочки.

Смотрят вниз, наклонились.

Удивились.

Воспитатель:

Вот мы и пришли в лес. Садитесь поудобнее. Давайте послушаем звуки леса.

Прослушивание кассеты с записью звуков леса. Слышны пение птиц, жужжание жука, кваканье лягушки, журчание ручейка.

Ребята, чьи голоса вы слышали?

Ответы детей.

Воспитатель:

Вы слушали внимательно, а что помогало вам в этом? (Уши.) Наши уши помогают нам не только слушать магнитофон, но и друг друга, они помогают нам общаться. Уши – это первый умный помощник человека. А в лесу поднялся сильный ветер (руками изображаем качающиеся ветки, имитируем звук ветра: ш-ш-ш), оторвались листочки от дерева, закружились листочки.

Подвижная игра «Осенние листочки»

Покажите, как они это сделали.

Воспитатель

Мы – листики осенние

На веточках сидели.

Дунул ветер, – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил,

И на землю опустил.

Движения

Дети приседают.

Бегают на носочках.

Приседают.

Встают.

Кружатся на месте.

Приседают.

Воспитатель:

Раскидал ветер листочки, а нам придется порядок в лесу наводить.

Дидактическая игра «Узнай свой цвет»

Воспитатель:

Перед вами три корзины. Какого они цвета? (Желтая, красная, зеленая.) А по лесу ветер раскидал листочки таких же цветов. (Листья хаотично разбросаны по полу.) Этот листочек желтого цвета, в какую корзину его надо положить? (Тоже в желтую.)

Дети, разложив листочки, возвращаются на свое место. Воспитатель проверяет правильность выполнения этого задания.

Воспитатель:

А что помогало раскладывать листочки по корзинкам? (Наши глаза.) С помощью глаз мы видим друг друга и разные предметы. Глаза – тоже наши помощники.

«Для чего нужны глаза» А.Боске

Для чего нужны глаза?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,

Посиди совсем немножко:

Сразу сделалось темно,

Где кроватка? Где окно?

Странно, скучно и обидно –

Ничего вокруг не видно…

Воспитатель:

У человека есть еще помощники – это его две руки. И они сейчас помогут нам разобрать волшебный мешочек.

Игра – упражнение «Что в мешочке»

Воспитатель:

В этом мешочке лежит много интересных вещей. Тот к кому я подойду, пусть вынет из мешочка одну игрушку, назовет её и покажет всем ребятам.

Игрушки подбираются соответственно тематике занятия: гриб, ежик, белка, листочек, зайка и т.д.

Воспитатель побуждает детей поделиться своими тактильными ощущениями: ежик колючий, белка мягкая, зайка пушистый, а усы колкие и т.д.

Пока мы вынимали игрушки из мешочка и рассматривали их, набежали на небо тучки, спрятали солнышко и начался дождик, забарабанил по листьям и траве. Как капли закапали?

Этюд «Дождик»

Воспитатель

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва –

Кап, кап, кап, кап.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять –

Кап, кап, кап, кап.

Зонтик поскорей откроем,

От дождя себя укроем.

Движения

Дети сопровождают эти слова медленными хлопками.

Хлопки учащаются.

Дети поднимают руки над головой, имитируя зонтик.

Воспитатель:

Скажите, с помощью чего можно услышать дождь? (Ушей.) А увидеть дождь можно? (Глазами.) А почувствовать дождь ладошками: теплый или холодный? Вот видите нам опять пригодились наши умные помощники: уши, глаза и руки.

А теперь давайте мы вернемся в группу и нарисуем дождевые капли.

Рисование на тему «Дождик»

(Используются заготовки с изображением тучки)

Дети рисуют капли дождя с помощью ушных палочек методом «тычка», задавая ритм хоровым проговариванием под хлопки воспитателя:

Кап-кап-кап,

Кап-кап-кап,

Кап-кап-кап-кап-кап-кап-кап..

Посмотрите на ваши рисунки. Какой веселый дождик у нас получился.

Давайте подарим его мамам. До встречи!

 

Поделиться:

Оставить комментарий