Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Консультация для педагогов «Свободные формы организации художественного опыта детей дошкольного возраста»
Post Icon

Консультация для педагогов «Свободные формы организации художественного опыта детей дошкольного возраста»

Автор: Петрова Ирина Вячеславовна,
воспитатель МКДОУ детский сад «Радуга» п.Тазовский, Ямало-Ненецкий автономный округ

Сегодня каждый педагог использует разнообразные формы взаимодействия с детьми и их родителями, как в образовательном пространстве, так и за его пределами. Это беседы и рассказы, мастер-классы, образовательные проекты, дидактические игры и упражнения с художественным содержанием, художественная деятельность на специально организованных занятиях (лепка, аппликация, рисование, художественный труд) и в свободной деятельности с учетом индивидуальных интересов и способностей каждого ребенка, художественное экспериментирование.
Многие из этих форм давно известны в дошкольной практике, их выбор педагогом стабильно приводит к ожидаемым результатам. Такие формы, мастер-класс, проект, искусствоведческая беседа являются относительно новыми, поэтому требуют не только апробации, но и знание теории. Наиболее сложные формы для применения: художественное экспериментирование и самостоятельная художественная деятельность.
В процессе художественного образования ребенок познает окружающий мир и себя самого в этом мире. Художественная деятельность вводит ребенка в человеческую культуру: семейную, региональную, национальную, мировую.
Художественно – продуктивная деятельность рассматривается сегодня как специфическая детская активность, в которой ребенок осваивает художественный «язык», овладевает различными художественными инструментами, создает свой оригинальный продукт, новый, значимый для самого ребенка, реализует и познает свое «Я» и тем самым выражает отношение к окружающему миру и самому себе. В правильно организованной художественной деятельности ребенок раскрывает свое представление о мире.
Следующая форма организации художественного опыто- художественное экспериментирование.
Экспериментирование понимается сегодня как свободная поисковая деятельность, в которой ребенок выступает в роли исследователя, самостоятельно делает открытия, решая задачи и проблемы – познавательные, художественные, нравственные, социальные и др. (Н.Н. Поддьякова). Экспериментирование связано с накоплением ребенком опыта проб и ошибок.
Роль педагога состоит в создании развивающей предметно - пространственной среды. В результате у детей формируется умение принимать и анализировать интеллектуальную или художественную задачу, раскрывать смысл. В разных видах художественной деятельности дети реально и мысленно экспериментируют с различными материалами (бытовыми, природными, художественными), их свойствами и способами воздействия на них. Эти способы и приобретаемый с их помощью художественный опыт обеспечивает формирование у детей базовой культуры творчества.
Опыт работы в данном направлении показал, что необходимо создавать условия для свободного экспериментирования детей с художественными материалами и их свойствами, инструментами (орудиями) и художественным словом.
Дети раннего и младшего дошкольного возраста в условиях экспериментирования (манипулирования) осваивают художественные материалы и самостоятельно делают первые «открытия»: бумага легкая, плоская и т.д.; глина (пластилин, тесто) не похожа на бумагу, она как «комочек» (объемна), но ее тоже можно изменить. Таким образом, малыши исследуют не только художественные материалы в разнообразии их свойств, но и способы своего воздействия на материал.
Дети старшего дошкольного возраста в деятельности художественного экспериментирования делают «открытия» уже другого уровня, связанные с поиском способов композиционных решений, выражение настроения и характера персонажа, преобразования плоских форм в объемные тела и наоборот – объемные в плоские и т.д.
Основной путь художественного развития ребенка – самостоятельное творчество. Проявление самостоятельной художественной деятельности – показатель высокого уровня творческого развития детей, так как самостоятельная деятельность всегда возникает по инициативе ребенка, отвечает его интересам и протекает без прямого руководства взрослого. Наличие самостоятельной художественной деятельности свидетельствует также о влиянии на творческое развитие ребенка грамотно организованного образовательного процесса.
Особенность самостоятельной деятельности дошкольников в том, что дети по своей инициативе и на основе своих интересов активно осваивают доступные им виды искусства.
У воспитанников своей группы мы формируем самостоятельные исследовательские действия. Для этого созданы условия для художественного экспериментирования.
Сегодня важно понимать, что художественное экспериментирование и самостоятельная деятельность – это особые виды детской творческой деятельности и в то же время – свободные формы обогащения и организации эстетического опыта детей.

Источник: И.А.Лыкова, А.И.Буренина. «Талантливые дети. Индивидуальный подход в художественном развитии».

Поделиться:

Оставить комментарий