Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Консультация для педагогов «Влияние художественной литературы на развитие творческих способностей детей»
Post Icon

Консультация для педагогов «Влияние художественной литературы на развитие творческих способностей детей»

Автор: Аликина Ольга Леонидовна, воспитатель МБДОУ Д/С № 12 «Белочка» г. Невьянск

Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет –
Это – книга…
Т. Л. Щепкина-Куперник

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.

Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.
Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.
Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книги.
При восприятии литературного произведения дети, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.
Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. И в каждом возрасте это происходит последовательно.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой.

Фиксируется внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме.

В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.

Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.

Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и творчества детей.

Воспитывая любовь к художественным произведениям , тем самым развивается речевая деятельность и творчество детей. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой можно использовать различные приемы: пояснение , вопросы , дидактические игры , упражнения, обыгрывание сюжетов , введение музыкального сопровождения, рисование, мнемотехнику и т.д.

Занятия лучше проводить в игровой форме т.к. игра является основным видом деятельности детей.

Игры, направленные на развитие творческих способностей ребёнка могут быть, например, такие: игра-путешествие на остров любимых стихов, остров сказочный, остров творческий. Либо, игра-путешествие в «Читающую Страну» с остановками: «Школа Мойдодыра», «Штаб Знайки», «Я – в образе любимого героя», «Музей Богатырей», «Планета маленького принца». В игре «Моя любимая игрушка», ребёнку предлагается сделать игрушку персонажем сказки. Затем поинтересоваться у ребенка: где эта игрушка может жить, о чём думает, что любит.

Можно проводить познавательные игры по произведениям писателей-природоведов: «Мои любимые зверята», «Лесные разговоры», «Турнир рыцарей «Мудрой совы» и «Зелёного листа».

В работе с детьми следует обращать внимание не только на жанр изучаемого произведения : « я расскажу вам русскую народную сказку «Гуси – лебеди» или «прочитаю рассказ Л. Толстого «Косточка»», но и останавливать внимание детей на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения , эпитеты и сравнения). Это закладывает основы для дальнейшего развития поэтического слуха.

После рассказывания, произведение обязательно анализировать его ставя перед детьми вопросы, заставляя их думать, делать самим выводы и т.д. тем самым развивая связанную речь.

Кроме того, благоприятными источниками развития творчества и вырази​тельности детской речи являются произведения устного народного творчества, в частности сказка.

Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать, внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.

Только чтение сказок недостаточно, чтобы оценить, что освоено ребенком в эмоционально-нравственном плане, и чтобы помочь ребенку глубже прочувствовать события и поступки персонажей, можно предложить ему стать участником событий сказки. Для этого необходимо давать задания, которые сопровождают текст сказки. Останавливая внимание ребенка на отдельных эпизодах, повествования позволяет, развивать зрительное восприятие, умение рассуждать и логически мыслить, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Рисунки, выполненные детьми, помимо иллюстративной функции, играют роль развивающих заданий.

Пример сказки «Лиса и лапоть» (см. презентация)

Таким образом, можно сделать вывод, что роль восприятия художественной литературы в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и перессказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое развитие.

Поделиться:

Оставить комментарий