Вы находитесь здесь: Главная > Логопеду, Работы конкурсов > Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика в исправлении нарушения звуков речи ребенка»
Post Icon

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика в исправлении нарушения звуков речи ребенка»

Автор: Аммосова Надежда Семеновна,  учитель-логопед I квалификационной категории МБДОУ «Депутатский детский сад «Умка», Усть-Янский район, Республика Саха (Якутия)

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц.  Нужно тренировать мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже если ваш ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.  Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед! Ребенок сначала должен научиться правильно, произносить изолированный звук, затем закрепить в слогах, словах, а только потом во фразе. Упражнения подбираются в соответствии с дефектом речи детей. Упражнения подбирает логопед. Для неговорящих детей и детей с большим количеством дефектных звуков подойдет основной комплекс артикуляционной гимнастики.

Для большей эффективности занятий необходимо создать благоприятные условия. Во-первых, подготовьте ребенка психологически к будущей деятельности. Объясните ему, почему надо учиться говорить правильно. Настройте его на долгую, трудную, но интересную работу. Во-вторых, приготовьте место для занятий: небольшой стол, два стула одинаковой высоты. Для выполнения упражнений для языка и последующей отработки звуков понадобится зеркало. Оно должно быть такого размера, чтобы ребенок мог видеть свое лицо полностью. Сядьте рядом с ребенком перед зеркалом. 

Есть несколько правил поведения взрослых и детей на занятии: не следует приступать к занятию в дурном настроении; не стоит показывать ребенку свое нежелание заниматься; если у ребенка что-то не получается, не кричите на него, не настаивайте на выполнении, а договоритесь о том, когда он попытается сделать это еще раз; не бросайте начатое, если не получается какое-то одно задание, возьмитесь за другое, а к этому обязательно вернитесь позже – нельзя оставлять ребенка с чувством, что можно что-то недоделать.

 На начальном этапе важно подготовить язык для постановки звука. Поэтому почти все внимание уделяется артикуляционной гимнастике. Выполнение ее занимает 10-15 минут. Ребенок должен хорошо освоить основной комплекс упражнений, способствующих повышению активности органов артикуляционного аппарата. Гимнастику следует проводить каждый день, добиваясь четкого, правильного выполнения заданий. Каждое упражнение отрабатывается в такой последовательности: называние и показ упражнения взрослым, выполнение его ребенком, разбор взрослым ошибок, повторное выполнение. Сначала движения могут быть скованными, нескоординированными, но потом на смену приходят свобода и точность. На первых  занятиях можно ограничиться и двухкратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было качественно выполнено. Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10-15 раз. Когда ребенок научится правильно выполнять движения, зеркало можно убрать. Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас, ведь для их выполнения необходим определенный навык.

Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку, хорошо подобрать к каждому упражнению картинку-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету.

На этапе постановки звука, сочетающейся с дальнейшим развитием артикуляционной моторики, нагрузка ребенка возрастает. Малыш быстрее утомляется, устает, поэтому переключаться можно на игры с пальчиками, физкультурные минутки. 

Использованная литература:

Е.Н.Краузе.  Логопедия. – Спб, Корона принт,2003.

Ю.Б.Жихарева.  Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 5. Звуки С-СЬ. –М,Владос,2014.

Е.М.Косинова. Уроки логопеда. Игры для развития речи. –М,Эксмо,2007.

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий