Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Консультация для родителей и воспитателей на тему: «Воспитание личности на основе традиций и культурного наследия башкирского народа»
Post Icon

Консультация для родителей и воспитателей на тему: «Воспитание личности на основе традиций и культурного наследия башкирского народа»

Автор: Каримова Гузель Ромелеевна, МБДОУ детский сад №13 комбинированного вида Демского района, г.о. Уфа, Республики Башкортостан

Мы живем в Башкортостане. Это наша Родина, наша родная земля. По сведениям арабских и персидских авторов Ахмеда Ибн-Фад-лана, Аль-Балхи, Ибн-Хордадбека, живших в IX—X веках, в середине I тысячелетия башкирские племена жили на территории Южного Урала. До нашествия татаро - монголов наряду с Булгарией и Русью существовала страна башкир. На протяжении многих веков башкиры жили или в окружении, или в составе сильных государств.

В середине XVI века башкиры добровольно присоединились к Русскому государству. Прекратились междоусобные войны, разви​валась торговля и хозяйство.

Когда враги нападали на русские земли, башкирские воины с честью выполняли свой долг защиты Отечества. Дружба русского и башкирского народов закалялась в совместной борьбе с иноземными захватчиками.

Но постепенно, с XVIII века, Русское государство устанавливает феодально-колониальный режим над башкирами. Народ не мог тер​петь колониальное иго. Его верные сыновья Сайт, Алдар, Кучум, Карасакал, Батырша, Кинзя, Салават Юлаев являются предводите​лями освободительного движения.

Башкиры на протяжении сотен лет живут в дружбе и согласии с другими нациями, на нашей земле не было межнациональных войн.

Многонациональность нашей земли - это сила и гордость нашего государства сегодня и в будущем.

Тернистый исторический путь, пройденный башкирским наро​дом, отмечен формированием специфических национальных тради​ций и свойств духовного облика, определенного национального ха​рактера, национально-психического склада. На протяжении веков башкирский народ сохранял и совершенствовал черты своего наци​онально-этнического характера, всех видов его материальной и духовной культуры, национального языка, в народном творчестве: сказ​ках, пословицах, песне и пляске, в литературе, музыке, народной архитектуре, в труде и в быту, в обычаях, традициях, нравах, при​вычках, вкусах, потребностях, интересах и т.д.

Башкирский народ вырастил поэтов, писателей, ученых, публи​цистов. Это Шамсутдин Заки, Мирсалих Биксурин, Мифтахетдин Акмулла, Даут Юлтый, Шайхзада Бабич и др.

В годы становления Советской власти яркой фигурой, лидером башкирского народа являлся Заки Валиди.

В годы Советской власти Башкирия превратилась в аграрный и сырьевой придаток огромного унитарного государства. Нависла уг​роза потери языка, традиций. Происходила русификация башкирс​кого населения. Мы с болью в душе отмечаем, что каждый третий башкир не знает родного языка.

Несмотря на все трудности, башкирский народ сумел сохранить свою культуру.

В настоящее время в условиях демократии мы впервые имеем свои символы - Государственный гимн, Государственный герб, Государ​ственный флаг Республики Башкортостан.

После принятия в 1990 году Декларации о суверенитете и в 1993 году Конституции усилилась тенденция демократического, полити​ческого, культурного развития.

Показателем уровня развития государства является состояние национальной культуры. Наша культура в новых условиях на про​фессиональной высрте развивает народные традиции. Показателями этого являются знаменитые представители искусства, Башкирский государственный драматический театр имени Мажита Гафури, Баш​кирский государственный театр оперы и балета, известный всему миру Башкирский ансамбль танца имени Файзи Гаскарова и другие.

Национальная политика правительства республики исходит из того, что Башкирия является исторической родиной нашего народа. Это требует особого внимания к его языку и культуре, понимания проблем их развития со стороны представителей других наций.

С другой стороны, наша республика стала для многих народов родным домом, где должны удовлетворяться их национально-куль​турные запросы.

Задачей государства является создание возможностей для всех желающих освоить родные языки. Изучение языка должно являться не самоцелью, а быть средством приобщения к национальным куль​турным традициям.

Башкирскому языку придан статус государственного, расширя​ются его социальные функции.

Часто в городах башкирские дети и их родители общаются меж​ду собой на русском языке. Башкирский язык отводится на второй план, часть башкир говорит на татарском языке. Многие из них не умеют читать и писать на родном языке.

Отстраненные от национальной культуры дети не смогут разви​вать национальные традиции. Какими бы талантливыми они ни были, отошедшие от национальных традиций дети не смогут участвовать в развитии народной культуры. Поэтому воспитание и обучение детей на родном языке является непременным условием развития того или иного народа. Сегодня решается судьба родных языков - быть или не быть. Любовь к Родине, нравственность, добродушие начинается с отношения к своему языку. „Что посеешь, то и пожнешь", - гово​рится в народе.

Мы можем освободиться от духовного и политического кризиса, только обратившись к народной мудрости, культуре и традициям.

В основе воспитания и образования личности находится семья. В современном индустриальном обществе разрушаются многовековые традиции семейного воспитания, наблюдается разрыв преемствен​ности поколения, падение авторитета семьи, который ничем не мо​жет быть заменен для нормального всестороннего развития личности.

Мать сегодня - главная фигура в непосредственном воспитании. Но эта ее роль усложняется тем, что она перегружена работой и до​машними бытовыми делами.

Именно семья должна быть хранительницей народных традиций. Первые шаги ребенка, первое его слово и все, что впервые выпол​няет ребенок - это радость и гордость для семьи. В тех семьях, где соблюдаются традиции народной педагогики, родители постепенно учат детей трудолюбию: „Ты уже большая, сама можешь это сде​лать", родители поощряют каждое стремление ребенка к самообс​луживанию. В деревнях у башкир есть такая традиция: родители го​ворят: „Этот ягненок (теленок) будет твоим, сынок (дочка)". И все лето сын (дочь) заботится, пасет свой скот. Также обязанностью детей является ухаживание за домашней птицей. Дети их кормят, поят.

В деревнях на детей возлагаются обязанности пилить и колоть дрова, носить воду, чистить сараи для скота, работа в огороде, саду, на поле.

Городские дети также помогают в семье: поливают цветы, при​носят газеты, вытряхивают паласы, убираются в квартире, ходят за покупками в магазин, ухаживают за младшими детьми, за домаш​ними животными, убираются в своем уголке. И в деревне, и в городе есть возможность научить детей какому-нибудь ремеслу: радиотех​нике, выжиганию по дереву, вышивке, шитью, фотоделу.

Современная семья утратила многие из старых добрых тради​ций, выполняющих воспитательные функции. Это относится к го​родской семье, живущей изолированно даже от близких родственни​ков, друзей и соседей. Отсутствие такого важного фактора воспитания, как постоянное общение друг с другом, со взрослыми, с родителями в играх и праздниках, не позволяет ребенку накопить опыт соци​альных ролей, уважительного отношения к старшим, поэтому не​редко растет отчуждение между родными и близкими, детьми и ро​дителями. Достаточно типичной является такая ситуация:

*​ Мама, почитай мне сказку, - просит малыш, лежа в постели.

*​ Ты сам уже хорошо читаешь, неужели не понимаешь, что я за​нята.

Мальчик плачет и говорит:

- Тебе всегда некогда. Хорошо ребятам, у кого бабушки есть,
они не только книжки читают, но и сказки рассказывают.

Именно семья должна приобщить детей к народной культуре и народному творчеству.

Богатая природа Урала - обилие гор, лесов, вод - не могла не по​ражать воображение людей. Основными персонажами башкирских народных волшебных сказок выступают аждаха, дэю, пери, джин, мяскай - злые духи, враждебные людям существа. Среди положи​тельных персонажей выделяются крылатый конь Тулпар, птица Сам-рау, которая помогает герою за то, что он избавляет ее птенцов от аждахи (дракона). Герои бытовых сказок башкир отражают жизнен​ные интересы народа, они выступают обличителями неправды. Сказки всегда заканчиваются возвращением героя на родину с победой.

Народные сказки воспитывают стремление помочь ближнему, учат доброте, честности и многому другому.

Однако родители сегодня недооценивают роль сказок в воспита​нии ребенка, во многих семьях сказку, рассказанную родным человеком, заменил телевизор. Последствия не заставляют ждать. У ре​бенка возникает повышенная возбудимость, нарушается сон, пор​тится зрение.

Народный поэт Башкортостана Мустай Карим пишет: „Только тем, кто носит в своем сердце аромат родной земли, присуще под​линно творческое горение. Только тот, кто зачарован мелодией, жи​вущей в душе народа, может очаровать своей мелодией других".

Красота родной земли щедро питает искусство башкир. С давних пор на народных праздниках музыканта усаживали на почетное ме​сто, певцу подносили первую пиалу кумыса. В жизни башкир музы​кальные инструменты всегда занимали достойное место. Об этом говорят различные исторические сведения, предания, легенды о курае, кубызе, думбре, борго, сурнае, дунгуре и других музыкальных инструментах, уводящих нас в далекое прошлое,

В отличие от других национальных музыкальных инструментов курай особенно прочно вошел в непростую жизнь народа, в его судь​бу, стал как бы его голосом, его оружием. Он и сегодня почитаемый и очень популярный в народе инструмент. То в тоскливых, то в ярост​ных, то в бодрых интонациях курая, кажется, отчетливо слышны стенания, страдания народа, его бодрый клич, топот лошадиных ко​пыт, звон кинжалов и клинков. Сколько лет кураю? Более тысячи. В древних башкирских народных эпосах „Акбузат", „Вороной инохо​дец", „Заятуляк и Хыухылыу" и других упоминается о курае. Курай изготовлялся из тростника, растущего на Южном Урале,

Музыка и народные мелодии пробуждают чувства и волю чело​века. Фольклорная песня является хорошим средством для воспита​ния любви, уважения к народным традициям, родному краю, искус​ству, культуре.

Детям нужны народные колыбельные песни» Почему? Потому что в них удивительно сочетаются нежность мелодии и ласковость слов, согретые любовью к малышу. Колыбельная песня - это целый ритуал общения ребенка с матерью, где суть всегда остается неиз​менной: снять напряжение дня, помочь преодолеть страх перехода ясного дня в темную ночь, ощутить ласку и любовь, защищенность от всех невзгод. Сегодня колыбельную песню, одну на всю страну, поет телевизор: „Спят усталые игрушки..."

Колыбельная неотделима от матери, она не может быть замене​на „музыкальным ящиком".

Нам предстоит огромная работа по возрождению народной куль​туры. Если дети выступают в народных костюмах, поют и пляшут народные песни и танцы, это есть любовь к народу, к жизни, показ народной культуры, привлечение их с детства к этому.

Особенности хозяйственной жизни и быта башкир, образное вос​приятие ими окружающей природы, древние верования и обряды нашли отражение в хореографическом искусстве. В пляске ярче вы​ражается народный темперамент, задор, отвага, удаль.

Новые башкирские танцы рождаются на основе традиций старин​ных народных плясок: это рассказы о красоте родной земли, о женс​кой верности и чести, о мужской гордости и дерзкой отваге, о неис​сякаемом народном юморе. „Мы живые наследники прошлой нашей культуры", - говорил создатель ансамбля народных танцев Файзи Гаскаров. Лучшие его танцы: „Семь девушек", „Три брата", „Про​казницы", „Подарок", „Загида", „Жених" и другие пробуждают в людях высокое чувство - радость от соприкосновения с народной культурой.

Наш родительский долг - тщательно изучать это богатое насле​дие и вооружаться им ради будущего расцвета народа, приобщать своих детей к этому прекрасному виду народного искусства.

Воспитатели и музыкальные руководители в различной форме используют богатство народных традиций культуры и творчества. Традиции, обряды, обычаи, привычки складывались веками. Они слу​жили формированию мировоззрения, восприятию мира, уклада жиз​ни, норм морали. Из них выросли и развивались народное искусст​во, народные учения, религиозные взгляды, отношение к природе, народная медицина и кулинария и др. За века закреплялось и утверждалось то, что соответствовало здравому смыслу, национальному характеру, природным условиям, то, что служило сохранению и про​должению жизни народа.

В каждом детском саду должен быть организован музей башкир​ской национальной культуры, который имеет огромное значение в пропаганде национальной культуры среди воспитанников. В каждой группе необходимо создать уголок башкирской народной культуры: пейзаж, юрты, предметы быта, куклы в национальных костюмах; пока​зать национальный орнамент. В садиках нужно создать группы с изу​чением башкирского языка. Дети, изучающие башкирский язык, будут относиться к башкирскому языку, народу, культуре с уважением.

В младших группах необходимо разучивать народные колыбель​ные песни, потешки, формируя в сердцах маленьких детей любовь к родному краю, воспитывая уважение к родителям и взрослым.

В старших группах дети знакомятся со сказками, пословицами и поговорками, загадками, играми, обогащаются их знания, воспиты​вается трудолюбие, развиваются умственные способности.

Пословицы и поговорки - это сокровища народной мудрости, они являются своего рода заповедями для детей.

Проведение различных народных праздников должно превращать​ся в традицию в семье и в детском саду. Это фольклорные народные праздники: „Воронья каша", „Сабантуй", „Нардуган", „Помочь, когда режут гусей", вечера народных сказок, загадок, концерты народной песни, фольклорные кружки с изучением обычаев, девичьи посиделки, гадания.

Такие мероприятия помогают укреплять в молодом поколении здоровые нравственные начала и гуманные отношения между людьми. Ведь во взглядах народа на жизнь всегда прославляется добро, все​гда слышен призыв бороться со злом, утверждаются общечеловечес​кие ценности.

Если мы сможем в сердца наших детей вложить жемчужины народного творчества, они будут больше ценить, любить и уважать своих родителей, свой народ, свой родной язык, будут гордиться своей Родиной.

Литература:

Фазлыева Ф.Н. Мой край – Башкортостан. Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем / Перевод с башк. Магадеевой А.В. – Уфа: Китап, 2003. – 76с

Поделиться:

Оставить комментарий