Вы находитесь здесь: Главная > Доклады, консультации, Работа с родителями > Консультация для родителей «Использование художественно-эстетических средств для музыкального и психомоторного развития детей на занятиях по хореографии»
Post Icon

Консультация для родителей «Использование художественно-эстетических средств для музыкального и психомоторного развития детей на занятиях по хореографии»

Авдеева Елена Викторовна, хореограф МБДОУ № 161 «Детский сад общеразвивающего вида» г. Кемерово

Хореография – является одним из предметов,  входящих в систему  художественно –эстетического воспитания.  Ритмикой, а затем хореографией дети могут заниматься с раннего возраста, поскольку испытывают постоянную потребность в движении.    Именно через движения они эмоциональней и глубже воспринимают музыку.  Цель, которую  мы ставим на занятии, - развитие ребенка, формирование средствами музыки, и ритмических, танцевальных движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. Для достижения этой цели мы решаем следующие задачи обучения и воспитания детей.

Первая группа задач. Развитие музыкальности:

- развитие способностей воспринимать музыку, т.е. чувствовать ее настроение и характер,

понимать ее содержание;

- развитие специальных музыкальных способностей – музыкального слуха, чувства ритма;

- развитие музыкального кругозора, познавательного интереса к искусству  звуков;

- развитие музыкальной памяти;

Вторая группа задач. Развитие двигательных качеств и умений:

- развитие ловкости, точности, координации движений;

- развитие гибкости и пластичности;

- воспитание выносливости, развитие силы;

- формирование правильной осанки, красивой походки;

- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

Треть группа задач. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения

в движении под музыку:

- развитие творческого воображения и фантазии;

- развитие способности к импровизации.

Четвертая группа задач. Развитие и тренировка психических процессов:

- развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

-тренировка подвижности нервных процессов;

- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

Пятая группа задач. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:

- воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

-воспитание умения вести себя в группе, формирование чувства такта и культурных

привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

В организации учебно – тренировочного процесса использую программу А.И. Бурениной

«Ритмопластика», которая нацелена на общее гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, а содержание и формы работы конкретизируются мною в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания (например, коррекционных).

Наша задача – приобщение к движению под музыку всех детей – не только одарен-

ных,    но   и  неловких,   заторможенных,   которым   нужно   помочь   обрести      чувство

уверенности.  Ведь доказано, что занятия движениями (исследования И.М. Сеченова,

В.М. Бехтерева) для детей с задержкой или паталогией в развитии имеют особое

значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, под-

вижность нервных процессов. В то же время, движение под музыку для ребенка является

одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить

эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благоприятно на

его состоянии и воспитании.

Важнейшее значение в организации хореографической деятельности имеет учет

возрастных особенностей каждой группы детей – дошкольников. Так, например, дети

среднего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны, движение под музыку

доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (корот-

кие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), особенности протекания нервных

процессов сказываются на двигательных возможностях. Их движения еще не достаточно

точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разно-

образие движений невелики и носят, как правило, игровой характер (бег – «птички»,

«ручейки», галоп – «лошадки», прыжки – «веселый зайчик»). В этом возрасте мы еще

только учимся самостоятельно находить свое место в зале, перестраиваться в круг, ста-

новиться в пары и друг за другом. Дети данного возраста могут исполнять танцевальные

компзиции от начала до конца, не отвлекаясь, только по показу взрослого или старшего

ребенка.

Приорететные задачи, которые мы ставим в работе с детьми четырех – пяти лет:

развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитания самостоятель-

ности в исполнении, побуждение детей к творчеству.

В шесть – семь лет ребенок – дошкольник достигает кульминации в развитии дви-

жений, которое выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко воз-

растает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений.

Это дает возможность подбирать более сложный репертуар, в основе которого не только

народная музыка, «детские песни», но и некоторые классические произведения. Приоре-

тные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению

умению импровизировать, формирование адекватной оценки и самооценки.

Основные художественно – эстетические средства музыкального и психомоторного

развития детей дошкольного возраста на занятиях по хореографии – музыка и движения.

Какие же требования мы предъявляем к подбору данных художественно – эстетических

средств?

Подбор музыки осуществляется совместно с музыкальным руководителем.

Мы стремимся к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности,

воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатле-

ниями и при этом была удобной для двигательных упражнений.                    -

С точки зрения доступности музыка должна быть:

- не большой по объему (от 1,5 мин. для младших, 3 – 4 мин. для старших );

- умеренной по темпу (умеренно быстрая и умеренно медленная ) для младших и

разнообразной для старших;

- с четкой, ясной фразировкой для младших дошкольников и разнообразной по

форме (вариации, рондо и т.д.) для старших детей;

- музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны

быть понятны детям (например, музыка изобразительного характераа – «дождик»,

«ветер качает листья», «зайчик прыгает» и т.д. для малышей и более    сложная по

художественному настроению и образу – для старших).

Подбирая музыку для детей, мы стремимся к разнообразию стилей и жанров:

-«детские» песни современных композиторов;

-народные мелодии;

-эстрадные мелодии;

-классические произведения.

Музыка – это не фон, не просто удобный ритм, а средство приобщения детей к

музыкальному искусству, и то какие впечатления ребенок получит в детстве, во многом

зависит его дальнейшее эстетическое развитие.

Движения на занятиях по хореографии с детьми дошкольного возраста должны

соответствовать музыке, а также быть:

-доступными двигательным возможностям детей;

-понятными по содержанию игрового образа (для младших – мир игрушек, окружа-

ющей природы, персонажей популярных мультфильмов; для старших – герои «вол-

шебных» сказок, пережевания различных состояний – «Танец с балалайками» -

удаль, веселье; «Прощание с игрушками» - грусть);

- движения должны быть разнообразными и не стереотипными.

Итак, яркая, художественная музыка, под которую двигаются дети, развивает вкус,

музыкальные способности, воспитывает эстетические потребности; быстрая смена дви-

гательных упражнений тренирует внимание, подвижность нервных процессов, коорди-

нацию движений. Музыкальный образ, характер исполнения движений развивают

фантазию и творческое воображение. Композиционные перестроения развивают умение

ориентироваться в пространстве. Включение в занятия заданий на импровизацию сти-

мулирует творческие способности детей. Таким образом, в процессе исполнения одной

композиции в течении 2- 3 минут у детей развиваются разнооброазные умения и способ-

ности, а также формируются важнейшие качества личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий