Вы находитесь здесь: Главная > Работа с родителями > Консультация для родителей на тему «Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста»
Post Icon

Консультация для родителей на тему «Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста»

Автор: Отемисова Алима Багувдиновна, воспитатель МАДОУ д/с №8 "Огонек"г.Сургут
Учёными давно доказано, что всё духовное богатство народа отраженно в фольклоре. В мифах, легендах, сказках, песнях, загадках, пословицах, преданиях, проявляется душа народа, его многовековая мудрость, его язык и история.

Фольклорное наследие – это мощная энергия, наполняющая наш внутренний мир образами и светом многих и многих предшествующих поколений. В тех, кто воспитан и живёт в фольклорной традиции, - истинное и достойное продолжение жизни народа.

Каждый народ создаёт свою, оригинальную художественную систему фольклора, но отличительными чертами устного народного творчества всегда остаются особая поэтика, специфическая народная символика, постоянные эпитеты, повторы, зачины, чудесные, фантастические элементы в сюжетах.

Одним из жанров детского фольклора является сказка. Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни каждого человека. Сказка занимает особое место в жизни малыша. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании ребёнка. Сказку привлекал себе в помощь В. А. Сухомлинский, обучая ребят видению природы. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир природы не только умом, но и сердцем, и не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. Через детские сказки дети познают окружающий мир, знакомятся с животным и растительным миром, узнают о взаимосвязи всего сущего вокруг нас. Ребёнок с раннего детства должен освоить и помнить, обители окружающей природы сами по себе не вредны, их не нужно вызывать на спор, надо их беречь, изучать их своеобразный нрав, повадки.

Особый интерес представляют заклички. Этот жанр свидетельствует о том, что детский фольклор в своих истоках связан с заклинаниями, заговорами, с забытыми обрядами, от которых он отделился и стал существовать самостоятельно. Каждая из природных стихий (а в закличках обращаются за помощью именно к ним) обладает чудесной силой, и посредством заклички ребёнок входит в контакт с ней. Важно, что “проводником” в этом случае вновь является слово: с самого детства ребёнок верил в его весомость и значимость. Чудесные свойства явлений природы выражаются как перечисление тех даров, каких от них ждут и какие они приносят. На прогулке в ненастную погоду, для того чтобы выглянуло солнышко, можно предложить произнести детям следующую закличку:

“Солнышко-ведрышко

Выгляни в окошко.

Твои детки плачут

По камушкам скачут! ”

Можно предложить детям напеть закличку, и солнышко их услышит. Они кличат, обращаются с просьбой, выражают свои чувства и ждут от природы появление солнца.

Веками народ отбирал и хранил потешки, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма, юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться ими в своей игре, в процессе общения с природой. Знакомство с потешкой можно начинать с рассматривания картинок, иллюстраций например, Васнецова, игрушек. Рассмотрев, рассказать об этом персонаже, прочитать потешку, объяснить значение новых слов. Например:

Уж как я ль мою коровушку люблю,

Уж как я ль то ей крапивушку нажну.

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Ешь ты досыта, бурёнушка моя.

Уж как я ль мою коровушку люблю,

Сытна пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек бурёнушка дала.

Через потешку у детей пополняется словарь: пойла, нажну, но и приобретается и чувственный опыт ласкательно – уважительного обращения к животному. Прослеживается любовь, забота о животных. В русских потешках тоже существуют народные диалоги, в них отражены разнообразные житейские ситуации, зачастую они весёлые, шутливые и в то же время назидательные. Важно отметить, что у русского народа потешки можно использовать в процессе умывания, одевания и т. д. но мало потешек о воспитании бережного отношения к природе.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность. Русские загадки не собирались систематически. Даже в XVII веке записей загадок в рукописях не встречается. Впервые обратил внимание на загадки как особенный жанр И. П. Сахаров. Затем появились труды В. И. Даля и И. А. Худякова. Особое значение имеет сборник «Загадки русского народа» Д. Н. Садовникова. Это довольно полный свод собранных к тому времени русских народных загадок.

В среднем возрасте, прежде чем научить отгадывать загадки, мы учим детей составлять описание картинок, выделять характерные, выразительные признаки образа. Например, предложить ребёнку описать картинку, на которой изображена собака, рассказать об образе жизни (домашнее или дикое, чем питается, какую пользу приносит человеку, как человек заботится о животных). После того, как дети отгадают, предложить послушать загадку: Хвост колечком, живёт под крылечком. Часто в загадках присутствует замысловатое описание, порой очень трудно отгадать. Загадки о природе помогут детям ближе познакомиться с окружающим миром, способствуют воспитанию эстетических чувств, пробуждению любви к природе, но главное - способствуют формированию бережного отношения к ней.

Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у дете

Статья посвящена использованию способов интеграции разных жанров русского фольклора и фольклора народов Севера, при формировании бережного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста и условий их применения.

Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планеты.

В последнее время возникла экологическая ситуация, которая характеризуется серьезными противоречиями во взаимодействии общества и природы. В правительственных документах подчеркнута острота задач охраны природы, рационального использования ее ресурсов и указано на необходимость решительных мер воспитательного характера. Особое внимание уделяется вопросам кардинального улучшения экологического образования, повышения экологической культуры и знаний в этой области у всех категорий, но в первую очередь у детей и молодежи.

В решении задач охраны природы исключительно большое значение имеет ее педагогический аспект, предполагающий воспитание у детей и взрослых людей высокой культуры общения с природой, ответственности за сохранность ее объектов. Сознательное, бережное и заинтересованное отношение к природе каждого человека должно формироваться, начиная с детства, в семье и дошкольных образовательных учреждениях, школе.

Отношение как психологическая категория рассматривается в работах Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна и др. По их мнению, основной психологической характеристикой отношения человека к действительности является личностный смысл, который объект приобретает для человека. Отношение к окружающему миру, основанное на знаниях, должно реализоваться в действиях, поступках, поведении. Воспитательное значение полученных знаний определяется не только их содержанием, но и методами и приемами обучения и воспитания детей, обеспечивающими правильное усвоение и применение знаний в практической деятельности (Б. Г. Ананьев, Г. С. Костюк, А. А. Смирнов и др.) .

Вопросы формирования у детей дошкольного возраста отношения к природе рассматривались в исследованиях В. Г. Грецовой, Н. В. Кондратьевой, 3. П. Плохий, И. А. Хайдуровой и др. В данных работах отношение к природе определяется как бережное, заботливое, гуманное, положительное. В основу формирования такого отношения детей к природе у всех авторов положены различные знания о растениях и животных, на основе усвоения которых оно возникает.

Сейчас мы стоим на пороге новой эпохи в истории российского дошкольного образования, потому что на смену Временным требованиям пришли Федеральные государственные требования.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Национально-региональный компонент в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом с учётом всех особенностей края: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством народов ханты и манси; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Ханты-Мансийского округа, и главное с его географическими и природоведческими особенностями своеобразием народов, живущих в Югре.

Актуальные на сегодняшний день программы для экологического образования дошкольников «Юный эколог», «Наш дом – природа», «Мы» содержат раздел «Ознакомление детей с окружающим миром», в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы. Материал программы ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам. Однако в этих программах не предусмотрена реализация содержания экологического воспитания при помощи различных жанров фольклора как русского народа, так и других народов страны. А ведь давно доказан величайший потенциал народного творчества. Поэтому педагоги дошкольного образования сами ищут отдельные способы формирования бережного отношения к природе посредством малых форм фольклора, часто не имея четких теоретических и методических ориентиров и научных позиций.

Используя способы интеграции разных жанров в работе с детьми при формировании бережного отношения к природе, педагог способствует и более успешному усвоению детьми предлагаемого материала.

Одним из актуальных для нашего исследования жанров фольклора является загадка. Она имеет древнее происхождение, создавалась на основе накопления человеком опыта в познание окружающей его природы. При использовании загадок в работе с детьми, можно использовать способ интеграции – сравнение. Например: загадка о природе народов Севера

«Летит золотая тарелка» (солнце) в сравнение используем русскую народную загадку «Красная девица по небу ходит». При сравнении можно сделать вывод о том, как родились эти загадки: и русский народ, и народы Севера подмечали сходство по форме, по звукам, по действиям каких–то явлений природы, или животных и растений, которые всегда были у них перед глазами, жили рядом с ними. Сравнение загадок поможет детям ответить на многие вопросы о природе, пополнить свои знания о животных и растениях родной природы.

Следующий способ интеграции – дополнение, можно проследить при знакомстве с хантыйской сказкой «Как олень помирил Туй-Нямы и Моу-Нямы». В ней содержится материал о родной природе, животном и растительном мире, представлены объекты неживой природы; отраженно бережное отношение к ней. Дополнением к сказке будет русская народная пословица: «Огонь - беда, вода - беда, а нет хуже беды, как ни огня, ни воды». Пословицы, оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства детей, они воспитывают любовь к природе. Интеграция одного жанра фольклора с другим жанром, усиливает значимость бережного отношения к природе у детей.

Интегрировать русские и северные потешки в работе с детьми не предоставляется возможным, по той простой причине, что у народа ханты их очень мало и они не печатаются. Но имеются другие жанры. В этом случае мы будем использовать такой способ интеграции, как – противопоставление.

Содержание русских народных потешек резко противопоставляется сказочкам – стишкам народов Севера. Русские потешки звучат просто и ласково, дети запоминают их легко. Например:

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет.

Белым крылышком помахивает,

На цветы водичку стряхивает.

В сказочках – стишках народов Севера нет напевности, они написаны строгим языком, в этом и заключается специфика многих жанров фольклора народов ханты и манси. Например: сказочка-стишок «Куличок».

-Куличок, Куличок, что такое твой носик?

-Это моя пешня.

-Куличок, Куличок, что такое твои глазки?

-Это тёмной водицы два котелка.

-Куличок, Куличок, что такое твои лапки?

-Это две рогульки для кострища.

-Куличок, куличок, что такое твоя шейка?

-Это жердинка для сушки одежды.

-Куличок, куличок, что такое твой позвоночник?

-Это бревно – настил осеннего запора.

-Куличок, куличок, что такое твой пупок?

-Это с порохом – дробью мой мешочек.

Куличок, Куличок, что такое твои рёбрышки?

-Это жильник на двускатной крыше осеннего домика.

-Куличок, Куличок… тут Куличок расправил крылышки, свистнул и улетел. Видать вспомнил, для чего даны ему крылья.

Следующий способ интеграции – соединение. Все явления природы и времена года живут в закличке, как одушевлённые существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор: солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу – «перебить дождя»; гром – пожалеть дом, не пугать конец, гусей, детей; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вылить; обещает за исправную работу подарок – сварить борщик, дать огуречик.

В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга. Например:

«… Весна весна красная!

Приди, весна, с радостью, радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным! »

Или:

«Солнышко, выйди, выйди;

Сама хлеба с маслом дам».

Соединяя заклички русского народа и народов Севера, педагог помогает детям увидеть, как эти народы любят природу, бережно – ласкательно обращаются, учит их брать с них пример.

В работе с детьми используется такой способ интеграции, как создание проблемной ситуации. Создаются условия, заключающиеся в том, что некоторые из живых существ нуждаются в помощи. Во время оказания помощи живому, можно использовать способ – дополнение. Используя хантыйскую пословицу: «В каждом деле, если сердца не приложить, то и дело не получится», мы дополняем её русской народной пословицей: «Растения – земли украшения».

Формирование бережного отношения у детей к природе посредством интеграции разных жанров русского фольклора и фольклора народов Севера, будет проходить успешнее, если при их реализации в группе будут созданы следующие условия: наличие четкого, целенаправленного и комплексного перспективного и календарного плана работы, ориентирующего на использование различных жанров фольклора и их интеграцию; специально организованная предметно - развивающая среда; планомерное и целенаправленное взаимодействие воспитателя и педагогов дополнительного образования; целенаправленное, содержательное и деятельностное взаимодействие воспитателя с родителями; создание картотеки способов интеграции жанров русского фольклора и фольклора народов Севера; включение фольклора в разные виды деятельности детей.

Бережное отношение к природе необходимо специально воспитывать у детей именно в этот период, когда дети проявляют интерес к окружающему миру, задают много вопросов, знакомятся с объектами живой и неживой природы, активно осваивают несложные способы ухода за растительным и животным миром. Высокая эмоциональная отзывчивость, эмпатийность четырёхлетних малышей позволяет активно формировать экологически ценный опыт общения с животными и растениями, стимулировать и поощрять гуманные проявления в поведении и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственно положительного поступка.

Детский фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития, формирования у них бережного отношения к природе. Интерес детей дошкольного возраста к сказкам, загадкам, потешкам делает особо перспективным использование жанров русского фольклора и фольклора народов Севера в формировании бережного отношения к природе.

Поделиться:

Оставить комментарий