Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Консультация для родителей на тему: « Влияние общественного быта на воспитание детей»
Post Icon

Консультация для родителей на тему: « Влияние общественного быта на воспитание детей»

Автор: Торшхоева Н.Г., МБДОУ дет.сад №3 п. Редкино

Община, мир,сход. В становлении ребёнка как личности важны были и окружающая его среда, регулирование поведения человека обществом на основе определённых нравственных норм.
Сельской жизнью с древнейших времён руководила община.
Характерной особенностью общественного быта у народов России была в отличии от Западной Европы власть сельской общины над отдельной личностью. Сельская община властно влияла на развитие определённых черт характера человека,учила его всем укладам своей жизни соблюдать определённые правила,вырабатывала навыки совместного проживания. Замкнутость деревенской жизни способствовала консервации выработанных веками жизненных установок. В эту атмосферу общественного быта человек погружался с малолетства, здесь проходила вся его жизнь. Посмотрим, как всё это происходило и каким было влияние общества на личность.
Крестьянская община объединяла объединяла отдельные хозяйства, жизнь которых контролировалась помещиком или государством-теми, кому принадлежала земля, кто был её хозяином. Владела землёй, лесом и пастбищами община , она осуществляла раздел и передел участков между крестьянскими дворами, за которыми закреплялась земля на основе потомственного владения. Частное владение землёй крестьянами наблюдалось лишь на окраинах государства, в центре же помещичья земля отдавалась во владения миру, общине.
Крестьянский сход, мир выступал организатором общественных дел, регулятором взаимоотношений между хозяйствами, а также разными поколениями. Он осуществлял контроль за осуществлением норм морали. Это была и среда общения людей по определённым правилам. Сельский мир объединяя людей, заставлял их подчиняться давно заведённым порядкам. Общественное мнение регулировало этические нормы.
Благодаря общественному мнению поддерживались определённые взаимоотношения между поколениями. Одна из самых главных черт этих отношений-безусловное уважение старших: родителей, дедов и всех взрослых вообще.
Дети обязаны были их во всём слушаться, а родителей своих опекать в старости и оказывать почтение и повиновение Важным считались и внешние правила: обязательно полагалось почтительно приветствовать старших при встрече, уступать место и не сидеть в их присутствии, терпеливо выслушивать пожилых людей , а не перечить им, просить прощение за свой поступок не только у своих родителей, но и стариков общины на сходе и т. д., дочь или сын вообще не имели права противоречить отцу. С жалобой на непокорность детей, если такое случалось, родители обращались к общине и сход без разбирательства всегда принимал решение в пользу старших, наказывал детей каким бы ни был их возраст.
Наблюдая за поведением взрослых, ребёнок с детства также был почтителен со старшими , и потому в деревнях старики и больные чаще всего оказывались окружёнными заботой и доживали свой век в доброй обстановке.
Община считала себя обязанной проявлять заботу об одиноких стариках и детях-сиротах, определяя родственников, которым отдавала их на попечение. Могло быть и так, что каждая семья брала их по очереди на определённый общиной срок ,если не оказывалось родственников. Могли отдать сирот в состоятельные семьи и наблюдать за тем, как относятся к ним приёмные родители. Так дети получали уроки милосердия, видели на практике, как можно проявить его.
Отметим ещё одну характерную черту народного сознания- особое проявление человеколюбия. Огромное число нищих, погорельцев, бобылей издавна ходили за милостыней по сёлам и деревням, ведь недороды и неурожаи были нередкими на Руси. По отношению к ним проявлялось чувство, которое В.О. Ключевский назвал нищелюбием, особым проявлением человеколюбия. Целительная сила милостыни состояла не только в том, чтобы утереть слёзы страдальцу, но и в том, чтобы самому пострадать с ним. « В рай входят святой милостыней.»; «Нищий богатый питается, а богатый молитвой нищего спасается»,- говорили в старину.
Эта атмосфера сострадательности, готовности помочь любому, оказавшемуся в нужде, являлась для ребёнка важным условием его нравственного становления. Всегда в деревне имелись люди бедные, бездомные,увечные,сироты. Общее отношение общины к ним было сострадательным, жалостливым; но были, особенно часто среди богатых крестьян , и люди, равнодушные к чужому горю.
Многочисленные житейские случаи подавали детям пример добрососедских отношений, мирного « уживания» рядом. Ребёнок был не сторонним наблюдателем поведения взрослых, а вовлекался родителями и обществом в совершение нравственных поступков.
В свою очередь родителям общество вменяло в обязанность воспитание детей в духе строгой морали. Особо следовало заботиться о воспитании девушки, для которой незапятнанная честь считалась важнейшим достоинством. Потеря невинности до брака считалась большим грехом, а беременность девушки -это высшая степень позора и бесчестья . Поэтому обществом осуждались добрачные связи, а к девушке переступившей порог нравственных требований, относились с пренебрежением. Ей трудно было рассчитывать на замужество, порченная девка доставалась только бедняку или старому человеку. Девушку могли обвинить в грехе прибегая к таким способам : вымазать дёгтем ворота, поднять ей подол на улице, подрезать косу.
Все этические нормы демонстрировались перед детьми постоянно, и они впитывали, присваивали их, ориентируясь на пример родителей, старших братьев и сестёр. Такие наглядные уроки дополнялись различными назидательными историями, как будто происходившими на самом деле. Отметим ещё одну особенность общинного быта: ответственность за всех детей села. Каждый ребёнок находился под приглядом любого взрослого находившегося рядом: ему приходили на помощь, ободряли,оберегали.
Но при нарушении обще принятых норм поведения строго спрашивали с ребёнка, могли сделать ему замечание, отчитать, разъяснить как нужно вести себя. Любой старший, остановив расшалившегося ребёнка, спрашивал его: « Ты чей будешь?» . И так как в деревне все были известны друг другу, этот строгий вопрос останавливал ребёнка.
« Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом.» - поучает народная мудрость.
Но не только уроки доброты преподносила ребёнку общественная жизнь: он наблюдал и случаи жестокости: таким бывало обращение некоторых мужей со своими жёнами, родителей с детьми. Немало было примеров общественного неравенства и жестокого бездушного отношения богатых хозяев к бедным людям, которым приходилось унижаться, заискивать перед ними.
Таких случаев немало представлено в русской классической литературе, а в фольклоре отражено и отношение народа к ним. Видимо не случайно персонажами сказок стали злые мачехи и богатые мужики, нерадивые и плутоватые старшие сыновья и т. д.
Какие из этих примеров оказались для ребёнка наиболее важными, зависело во многом от общей атмосферы семьи, но важным являлось собственное отношение подростка, юноши к ним.
Можно предположить,что вся система организованных и неорганизованных воспитательных воздействий сочеталась с процессом самовоспитания, роль которого в становлении личности в условиях жизни крестьянской общины была исключительно значимой. Большой опыт собственной практической деятельности во всех сферах деятельности во всех сферах жизни оказывался одним из решающих условий, обеспечивавших воспитание детей.

Поделиться:

2 комментария

  1. Анна:

    А сколько времени должно пройти, прежде чем будет опубликована работа?

Оставить комментарий