Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Консультация для вопитателей и родителей «Значение дидактических игр в развитии познавательных способностей дошкольников»
Post Icon

Консультация для вопитателей и родителей «Значение дидактических игр в развитии познавательных способностей дошкольников»

Автор: Гинятова Светлана Зиновьевна,
воспитатель санаторной группы, первая квалификационная категория, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для тубинфицированных детей №61» г. Нижнекамск

Игра – это жизненная лаборатория детства,

дающая тот аромат, ту атмосферу молодой

жизни, без которой, эта пора ее была бы

бесполезна для человечества.

В игре, этой специальной обработке

жизненного материала, есть огромное

здоровое ядро разумной школы жизни.

С. Т. Шацкий

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы обучения в школе. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.

В дидактической игре детей дошкольного возраста больше всего увлекает игровое действие. Они с удовольствием производят действия с игрушками и игровым материалом, который привлекает их своей яркостью, разнообразием, двигаются, играют с мячом и т. д. Детям младшего возраста нравятся такие игры, как «Расставь матрешек по росту» (дидактический материал – кукла матрешка), «Разложи кольца» (дидактический материал башенка из колец), «Угадай, что спрятано в мешочке» (дидактический материал – геометрические фигуры), «Кто куда хочет пойти и кто что хочет найти?» (дидактический материал - игрушки) и т. д.

Особый интерес дети проявляют к играм, которые содержат элемент ожидания или неожиданности, например к играм «Что изменилось?», «Который по счету?» и т. д.

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить игры «Лабиринт», «Арифметическое лото», «Занимательные квадраты», «Угадай какое число я задумал?», «Какой ответ должен получиться?» и т. д.

Зная, что у дошкольников трудно длительное время поддерживать интерес к одному и тому же виду деятельности, а следовательно и к одной, даже очень полезной игре, необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами – одну и ту же игру следует видоизменять. Это позволит снять трудности в усвоении правил игры и сохранит еще на некоторое время интерес к уже знакомой игре.

Предлагаю вашему вниманию несколько игр развивающего характера.

«Которой игрушки не стало?».

Взрослый выставляет несколько разнородных игрушек. Ребенок внимательно рассматривает их, запоминает, где какая игрушка стоит. Закрывает глаза, взрослый убирает одну из игрушек. Ребенок открывает глаза и определяет, какой, которой игрушки не стало. Например, спряталась машинка, она стояла третьей справа или второй слева.

«Вчера, сегодня, завтра»

Взрослый и ребёнок встают напротив друг друга. Взрослый бросает мяч ребёнку и говорит короткую фразу. Ребёнок должен назвать соответствующее время и бросить мяч взрослому.

Например: Мы лепили (вчера). На прогулку идём (сегодня) и т.д.

«Посмотри вокруг»

Игра помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы . Взрослый предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, треугольной формы у себя в комнате или на улице. Правилами предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе.

Регулярное использование системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет кругозор дошкольников, способствует их развитию, повышает качество подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни.

Поделиться:

Оставить комментарий