Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Консультация для воспитателей «Экологическая тропинка».
Post Icon

Консультация для воспитателей «Экологическая тропинка».

Автор: Сазонова Л.И., воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №9, г.Мценск

Консультация для воспитателей «Экологическая тропинка».

В последние годы многие дошкольные учреждения создают экологические тропинки. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить два основных типа экологических тропинок: на территории дошкольного учреждения и в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.) Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребёнка объектов, их доступность для дошкольников. Для экологической тропинки выбирают различные виды дикорастущих и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельно красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка и т.п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада.

 

Этапы создания и оформления тропинки.

Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:

- детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

- составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения, к примеру, в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией-дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому;

- выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости;

- фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформление в виде альбома (паспорта);

- изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек;

- составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

 

Оформление тропы и оборудование для организации наблюдений

Для повышения интереса детей (особенно младшего возраста) к занятиям на тропе педагог вместе с ними выбирает «хозяина (или хозяйку) тропинки» - сказочного героя (Боровичка, Лесовичка, Флору и т.п.) Этот персонаж поможет нам проводить занятия на тропе, его можно изобразить на всех табличках, в том числе на начальной точке маршрута, где он будет «встречать» ребят, и на последней, где он будет «прощаться» с ними. Периодически этот персонаж может «оживать», посылать детям письма-задания, участвовать в театрализованных праздниках.

У начала тропы можно укрепить ее план, выполненный на листе фанеры или пластика. К выбору объектов и оформлению тропы привлеките детей, выслушайте их предложения, постарайтесь учесть хотя бы некоторые из них. Тем самым вы дадите возможность ребятам почувствовать свою причастность к организации тропы, они будут по-особенному относиться к ней, считать своей, проявлять больший интерес к занятиям.

Возле каждого объекта тропы выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов. Используйте символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые вы составите вместе с детьми во время занятий. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного – в зеленый, пищевого – в синий. Выходя с детьми на тропинку, вы можете брать таблички тех объектов, которые намереваетесь посетить сегодня с детьми.

 

Экологическая тропинка на территории детского сада.

Создавая экологическую тропинку на территории детского сада, следует помнить о том, что это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, очищена и украшена цветами. Иногда многие «лишние» вещи могут послужить отправными точками для интереснейших наблюдений. Создать экологическую тропинку можно на территории любого учреждения, причем без особых дополнительных затрат. Такой подход подразумевает, что в состав видовых точек экологической тропинки вы включаете те объекты, которые уже есть на вашей территории. В дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками.

Как показывает опыт, эффективнее всего организовать экологическую тропинку, используя результаты исследований, выполненных при составлении «Экологического паспорта дошкольного учреждения». Анализируя картосхему и видовой состав растений, животных, наличие интересных объектов, легко выявить наиболее привлекательные и познавательные объекты.

В качестве видовых точек выберите, прежде всего, деревья и кустарники разных пород, разного возраста, причудливой формы. Хорошо, если вы обнаружите на своей территории участок, на котором рядом растут дерево, кустарник, травы и мхи. На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений. Старый пень, покрытый мхами, лишайниками и грибами, также послужит отличным объектом для наблюдений по темам «Почва» (круговорот веществ) и «Растения». Во многих детских садах после прочтения и обсуждения сказки Н.Рыжовой «Как медведь пень потерял» проводят наблюдения за пнем (рассматривают его поверхность при помощи луп). Такие же наблюдения можно организовать и на примере старого поваленного дерева, особенно если оно расположено в затененном месте. Под бревном находят прибежище многие насекомые, улитки.

Если ваш участок достаточно большой, на нем можно воссоздать фрагменты разных естественных – растительных сообществ, характерных для вашей местности (леса, луга).

На тропинке должны быть небольшие повышения, что разнообразит условия произрастания растений, а также позволяет организовать интересные наблюдения за снежным покровом и дождевыми осадками. Отдельные большие камни украсят вашу тропу и в то же время послужат убежищем для многих животных (особенно насекомых, улиток и, может быть, ящериц).

Дошкольные учреждения традиционно выделяют участки для посадки лекарственных растений. По возможности создайте условия для выращивания растений, подлежащих охране в вашей местности и на территории страны. Тем самым вы как бы оформите «Живую Красную книгу».

На примере сорных видов можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке могут быть оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с мало нарушенными, вы наглядно покажете детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания.

Муравьиные холмики редко встречаются на территории детских садов, но и из этого правила есть исключения. Однако вполне вероятно, что на площадке сада вы обнаружите незаметный муравейник, расположенный непосредственно в почве. Его можно найти по небольшим отверстиям со снующими рядом муравьями и обозначить как видовую точку. Для наблюдений и практических действий интересны также норки дождевых червей, холмики земли, вырытой кротами, гнезда ворон и других птиц.

 

Экологическая тропинка в естественных условиях.

Принцип организации тропинки в лесопарке и в лесу такой же, как и для тропинки на территории детского сада: как можно больше разнообразия. В естественных (или приближенных к ним) условиях разнообразие растений, животных обусловлено перепадами рельефа. Поэтому в состав таких тропинок нужно включать точки на повышенных и пониженных участках, водоемы, небольшие склоны. Очень важно оценить такую тропинку с точки зрения возможностей и безопасности школьников.

В экологические тропинки, организуемые в естественных условиях, включаются различные деревья, кустарники, лужайки, пни, поваленные деревья, деревья с гнездами, участки с первоцветами, пруды, ручьи, реки, муравейники, кротовины, норки животных, «кузницы» дятла, участки, на которых зимой можно найти следы животных. В качестве примеров взаимоотношения человека с природой покажите ребятам места массового отдыха и последствия такого отдыха для растений и животных (мусор, костры, вытоптанные участки). Интересно наблюдать, как постепенно зарастает кострище. Поищите и положительные примеры взаимодействия людей и природы: охрана муравейника, посадка деревьев.

 

 

Организация работы с детьми

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и ваших целей. В разное время вы можете посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если вы проводите ознакомительную прогулку, можно посетить разные точки, если же перед вами стоит конкретная цель (например, при помощи луп исследовать пень), то ограничьтесь только одним объектом.

На тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым существам.

 

Оформление материалов для работы с детьми.

Для организации работы на экологической тропинке надо разработать «Паспорт экологической тропинки», который содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов: одна, более сложная, схема – для педагогов, вторая – упрощенная – для детей. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий, сделанных в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей.

Поделиться:

Оставить комментарий