Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Консультация для воспитателей по теме «Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками»
Post Icon

Консультация для воспитателей по теме «Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками»

Автор: воспитатель II квалификационной категории Тарасова Юлия Валентиновна, МБДОУ детский сад №8 «Русалочка» г. Кстово.

Контакты детей с окружающими людьми не ограничивается только во взаимодействии со взрослыми. Исследование общения детей со сверстниками показало, что собственно коммуникативная деятельность с ровесниками возникает в конце второго, в начале третьего года жизни.

Общение дошкольников с ровесниками во многом отличается от общения со взрослыми. Оно эмоционально ярче, раскованнее, полная фантазии, богаче лексически, сопровождается различными интонациями, криками, ужимками, смехом и т.п. В таких контактах отсутствуют строгие нормы и правила, способы поведения, которых они вынуждены придерживаться во время общения со взрослыми. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется – меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, но в них наблюдаются переломы. От двух до семи лет выделяют два перелома: первый происходит примерно в четыре года, второй около – шести лет. Первый перелом внешне проявляется в резкой значимости других детей в жизни ребенка. Второй перелом связан с проявлением избирательных отношений, дружбы и с возникновением устойчивых и глубоких отношений между детьми. Переломные моменты можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы были названы формами общения дошкольников со сверстниками.

Форма общения характеризуется следующими параметрами:

- время возникновения в онтогенезе;

- ее место в системе общей жизнедеятельности;

- основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми в данной форме общения;

- ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению;

- основные средства общения.

К двум годам складывается первая форма общения со сверстниками – эмоционально-практическая. Она состоит в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Общение сводится к бегу, веселым крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и непосредственностью. Детей привлекает сам процесс совместных действий: сооружение построек, убегание и пр. Именно в процессе и заключается для ребенка цель деятельности, а результат ее не важен. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а его самого (например, его действия, желания, настроения) не замечают. Другой ребенок является для них как бы зеркалом, в котором они видят только себя. Основные средства общения – экспрессивно-выразительные движения или локомоции.

В возрасте с четырех до шести лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с сверстниками. У ребенка – этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д.

У детей ярко проявляется склонность к конкуренции, соревновательности, непримиримость в оценке товарищей. На 5-м году жизни дети постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признать собственные достижения, замечают неудачи других детей и пытаются скрыть свои промахи. Дошкольник стремится привлечь внимание к себе. Ребенок не выделяет интересов, желаний товарища, не понимает мотивов его поведения. И в то же время проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник.

Таким образом, содержание потребности в общении составляет стремление к признанию и уважению. Контакты характеризуются яркой эмоциональностью. Дети используют разнообразные средства общения, и несмотря на это, речь остается по-прежнему ситуативной.

В конце дошкольного возраста у многих детей, но не у всех детей, появляется новая форма общения, которая называется внеситуативно-деловой. К шести-семи годам возрастает число внеситуативных контактов. Дети рассказывают друг другу о том, что видели, где были, делятся своими предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. Усложнение игровой деятельности ставит детей перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами. Появляются первые ростки дружбы. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, то есть умения видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. Бескорыстное желание помочь сверстнику, что-то подарить или уступить ему, формируется особое отношение к другому ребенку, которое можно назвать личностным. Это значит, что сверстник становится не только предпочитаемым партнером по совместной деятельности, не только предметом сравнения с собой и средством самоутверждения, но и самой целостной личностью. Такое личностное отношение складывается не у всех детей.

Чтобы взаимодействия детей складывались успешно, взрослый должен оказывать влияние. Первое, уметь организовывать совместную деятельность детей; второе, формировать их субъективного взаимодействия. Психологические исследования показывают, что младшие дошкольники в основном сосредотачиваются на своих игрушках и занимаются в основном индивидуальной игрой. Здесь более эффективным является второй путь, где взрослый налаживает отношения между детьми: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера по игре. При таком поведении взрослого интерес детей к друг другу возрастает, появляется эмоционально-практическое общение.

Следовательно, переход детей к собственно коммуникативному взаимодействию становится благодаря взрослому.

Литература:

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. 3-е изд.-СПб.: Питер, 2008.- 272 с.: ил.-(Серия «Детскому психологу).

2. Горянина, В.А. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Горянина; 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 416с.

3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: просвещение, 1992.

4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2011. -575 с.

5. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками// Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1990.

6. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: Учебное пособие: Мозаика-Синтез; Москва; 2012.

Поделиться:

Оставить комментарий