Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Консультация для воспитателей по теме «Графические навыки – сочетание технических навыков и изобразительных умений.»
Post Icon

Консультация для воспитателей по теме «Графические навыки – сочетание технических навыков и изобразительных умений.»

Автор: Тарасова Юлия Валентиновна
Воспитатель II квалификационной категории, МБДОУ детский сад № 8 "Русалочка" г. Кстово

Основная цель обучения рисованию в детском саду — научить детей изображению предметов и явлений как средство образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их.

Можно было бы думать, что движения, направленные на выполнение рисунка, в достаточной степени организуются самим процессом изображения. Однако это не так: технике рисунка детей следует обязательно учить. Освоение техники — самостоятельная и важная задача.
Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют графическими навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, отказ от рисования. Иногда, не зная технических приемов рисования, дети сами пытаются найти их. Чаще всего это бывают неправильные приемы: рука с инструментом движется неловко, загораживает рисунок, не позволяя видеть появляющиеся на бумаге линии. В результате форма предмета в рисунке искажается, вызывая огорчение маленького художника. Навыки и умения, составляющие технику рисования, имеют двигательный характер. Закономерности их формирования и развития те же, что и любых других двигательных навыков. Поэтому обучение техническим навыкам и умениям рисования будет успешным лишь в том случае, если педагог учтет физиологические и психологические особенности, условия и пути их образования.

Проблемы развития моторики (движений) ребенка издавна привлекали исследователей, так как это необходимо для осуществления любой деятельности. Как показывают исследования, движения составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве и т. д.

Е.А. Флерина выдвигает уже в ранних работах задачу развития движений руки ребенка. Она отмечает, что форма изображений на ранних ступенях детского рисования (имеются в виду дети 3—4 лет) обусловлена движением руки и усилением зрительного внимания к полученным результатам.

Е.А. Флерина указывает два пути развития руки:

1) включение нужных движений в игры; 2) использование перед рисованием один раз в неделю игровых упражнений: «намотаем клубочек ниток», «ровненькие дорожки», «дождь кап-кап» и т.д.

Разработанные ею игровые упражнения прочно вошли в практику обучения рисованию детей 3—4 лет. В интересной форме воспитатель дает им возможность упражняться в повторении однородных движений, осваивать технику рисования округлых и прямолинейных предметов.

Е.А. Флерина считала необходимым «научить ребенка осмысленно пользоваться техническими приемами».

Игровые упражнения для детей 3—4 лет получают в этих работах свое дальнейшее развитие. «Таким образом, посредством данных упражнений мы разрешаем две задачи, — пишет Е.А. Флерина, — развитие доступных ребенку движений руки (в процессе рисования) и развитие формы в рисунке ребенка».

В отношении детей старших возрастов неоднократно указывается на необходимость развития смелости движений, быстрого темпа рисования и энергичного нажима, а также ритмичности движений, тщательности штриховки.

Таким образом, мы видим, что в своих последних работах Е.А. Флерина высказывалась за обучение технике рисования. Однако она не определила содержания обучения технике рисования и не выделила сколько-нибудь эффективного метода выработки технических навыков рисования. Вместе с тем заслуга Е.А. Флериной состоит в том, что, перейдя на позицию обучения, она поставила этот вопрос и пыталась его решать.

Интересно отметить, что в это же время большое внимание детскому изобразительному творчеству уделяет Е.И. Чарушин. Талантливый художник-иллюстратор и педагог, он много занимается рисованием с детьми дошкольного возраста.

Е.И. Чарушин придавал огромное значение руководству детским творчеством со стороны взрослого, предлагая направлять содержание детских рисунков, оказывать помощь детям в формировании образа, в поисках средств выразительности.

А. В. Запорожец подчеркивает, что ознакомление с формой, величиной и другими пространственными свойствами предметов оказывается невозможным без движения руки или глаза, в известной последовательности обследующих различные участки предмета.

В исследованиях В. П. Зинченко и А. Г. Рузской обнаружилось, что правильность узнавания фигуры находится в тесной зависимости от соответствия особенностям фигуры движений, которые производит рука или глаз ребенка в процессе предшествующего ознакомления с ней.
Для развития моторики человека большое значение имеет созревание нервно-мышечного аппарата и усвоение исторически сложившегося опыта предшествующих поколений. Освоение движений ребенком осуществляется под влиянием воспитателя. Особенно важно это влияние при овладении действиями с предметами и орудиями.

Сталкиваясь с предметами, инструментами, орудиями, ребенок самостоятельно, без обучающего воздействия взрослого, не может раскрыть специфику их употребления и часто, не зная способов действия с ними, использует предметы неадекватно: стучит карандашом по столу, берет его в рот, бросает и т. п. Особенно важным для развития психики ребенка является овладение движениями рук. Развитие движения руки во многом зависит от овладения орудиями и инструментами.

Человеческая рука как рабочий орган начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности.
Уже к трем годам движения руки ребенка достигают значительного развития. Но рука еще недостаточно подвижна. Не всегда движения целенаправленны, точны, подчиняются задаче деятельности. Особенно это относится к таким деятельностям, в которых используются орудия, инструменты, требующие специальных, тонко координированных движений рук. Они развиваются в процессе деятельности, путем систематического обучения и постоянных упражнений ребенка.

Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. Рука ребенка должна действовать в зависимости от особенностей карандаша, кисти, которыми он овладевает на основе познания их специфики под руководством воспитателя.

Особенности изобразительной деятельности заключаются в том, что для ее осуществления важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его.  

Определяя способность к рисованию, отечественные исследователи В. И. Киреенко, А. Г. Ковалев, Н. П. Сакулина подчеркивают необходимость развития глаза и руки, координированности их действия.
Маленькие дети еще не могут управлять движениями своих рук, поэтому они не могут скатать глину, сдавить ее ладошками с нужной силой, чтобы получить плоскую форму, не могут самостоятельно правильно взять карандаш, подчинить движение руки с карандашом созданию изображения того или иного предмета. Детей нужно учить самому осуществлению движения, и его качествам: силе, длительности, направленности и другие.
Техника рисования включает и движения, и восприятие их, то есть движение под контролем зрения и двигательных (осязательных и кинестетических) ощущений. Изобразительное движение руки при рисовании, лепке, аппликации связано с мышечно-двигательными ощущениями, восприятием самого движения кинестетически и зрительно: ребенок видит, как движется рука, и ощущает это движение.  При восприятии движения у ребенка образуется представление о нем, и на этой основе строятся исполнительные действия. В соответствии с образовавшимися у ребенка зрительными и кинестетическими представлениями производится нужное движение и по ходу его выполнения корректируется. В связи с этим первый момент показа движения педагогом (показ формообразующего движения, технического приема) очень важен, так как он кладет начало изображению. Ведь в результате восприятия движения и формируется представление о нем, на основе которого осуществляется движение.

На различных этапах овладения техническими навыками и умениями в рисовании зрительный контроль за движением и кинестетические (двигательные) ощущения соотносятся по-разному. Вначале зрительный контроль за движением руки будет иметь большое значение, так как опыт движения только образуется. Постепенно, по мере формирования движений, роль зрительного контроля несколько снижается: рука «приобретает представление» о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий, может произвести движение не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, так как без этого невозможно сколько-нибудь отчетливое расчлененное изображение. Передача свойств предмета (формы, величины, строения) требует постоянного зрительного контроля за движением. С образованием двигательных представлений, накопление опыта рисовальные движения становятся более свободными, уверенными, увеличивается произвольность регуляции движений по направленности, размаху, длительности и так далее.

Зрительный контроль за процессом изображения осуществляется на основе имеющегося у ребенка представления о предмете. Направляя взором действия рук при задании рисунка, ребенок все время сверяет создаваемо с представлением того, что должно получиться, и исправляет изображение в соответствии с образовавшимся представлением. Поэтому нужно, чтобы у ребенка было отчетливое представление о предмете.  Регуляция изобразительного движения через двигательные ощущения возможна в том случае, если сформировано представление о движении. Ребенок начинает приобретать его уже в процессе обследования, когда включается движение руки по контуру предмета и ребенок ощущает, как движется его рука: в каком направлении, каково движение по размаху, по продолжительности и так далее. Включенные в обследование предмета движения руки, организуют зрительное и кинестетическое восприятие детей, способствуют уточнению зрительных и двигательных представлений о форме предмета и его конфигурации.  Однако значение движений руки, обследующей предмет, не исчерпывается только их ролью в формировании образа. Давно уже отмечалось, что характер этого движения зависит от формы обследуемого предмета. Движения обследования по своему направлению сходны с движениями исполнительными, изобразительными: они как бы предваряют исполнительные, и, уже обследуя предмет, ребенок упражняется в том движении, которое нужно будет произвести, чтобы изобразить предмет, то есть передать его пространственные свойства.

Ориентировочно-исследовательская деятельность при предварительном подробном обследовании предмета приводит к возникновению целостного образа того, что и как должно быть нарисовано.
Взор может контролировать действия, производимые рукой, только на основе сформировавшегося представления о том, что в результате произведенного движения должно получиться. При рисовании оно служит критерием сенсорной оценки создаваемого изображения.

Процессы восприятия, представления (зрительные и двигательные), движения рук взаимосвязаны между собой и должны развиваться в единстве.
Нарушается единство этого процесса, в частности, из-за недостаточного развития движений рук ребенка. У него может быть сформировано отчетливое представление о предмете и о том движении, с помощью которого можно изобразить этот предмет, но если рука с инструментом не владеет этим движением, то ребенок не сможет его произвести, а, следовательно, и изобразить предмет.  

Таким образом, необходимо единство зрительной и моторной координации для осуществления процесса изображения и выработки технических навыков. В результате многократных повторений движений и восприятия получающегося изображения под руководством педагога у детей формируются обобщенные представления движений, заключающиеся в том, что изображение предметов одинаковой формы требует одних и тех же движений. Обобщенные представления связаны с обобщенными умениями. Это очень важный момент в обучении движениям: без наличия такого обобщенного представления ребенок не сможет перейти к самостоятельному изображению предметов и явлений окружающего мира.

Что же такое двигательные навыки и каковы особенности их формирования? Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие, а затем функционирует как автоматизированный способ выполнения действия. Автоматизированное выполнение действия не есть бессознательное. Сознательный контроль остается в любой степени автоматизации.

Ни один из технических навыков рисования и после их отработки и автоматизации не может быть применен бессознательно. Это в одинаковой степени относится как к навыкам использования материала и владения инструментом, так и к навыкам регуляции движений. Не может, например, бессознательно регулироваться сила, скорость, размах движения, так как изменение регуляции движении всегда направлено на характеристику изображаемого.

Технические навыки рисования носят сенсомоторный характер. В каждом из них есть двигательная часть — выполнение рукой рисовального движения и сенсорная — восприятие движения и осуществление контроля за ним. Контроль за произведенным движением может быть зрительным и кинестетическим.

Роль этих компонентов на различных этапах процесса отработки технических навыков рисования различна. Вначале, когда движение только начинает отрабатываться, ведущая роль принадлежит зрительному компоненту. Ослабление зрительной регуляции на данном этапе сразу приводит к ошибочному, неуверенному движению, например, оно теряет взятое направление, линия искривляется. В других случаях недостаточно регулируется длительность движения — и линия получается слишком длинной или, наоборот, слишком короткой. Постепенно, по мере отработки навыка, более существенным становится кинестетический контроль за движением. Однако при выработке некоторых технических навыков рисования зрительная регуляция не может быть совершенно заменена мышечной. Это объясняется тем, что техника рисования служит изображению предметов, передаче формы, величины, определенных пропорций, чего нельзя выполнить при одной только кинестетической регуляции. С другой стороны, одной зрительной регуляции при выработке двигательного навыка графической деятельности также недостаточно: глаз замечает ошибку тогда, когда она уже возникла или начала возникать, например отклонение от прямой, несоответствие проводимой линии изображаемой форме (ее излишняя длина, искривления), в то время как ошибку нужно по возможности предупредить. Этому помогают кинестетические ощущения, сопутствующие данному движению, когда оно отработано как навык.

Важным является и то, как соотносятся зрительная и кинестетическая регуляция в процессе выполнения рисовального движения. Соотношение этих двух компонентов зависит не только от степени отработанности того или иного навыка, о чем говорилось выше, но и от сложности самого навыка.
Одни навыки требуют меньшего зрительного контроля, например, навык правильного владения инструментом, навык регуляции силы движения; другие могут осуществляться при условии преобладания зрительного контроля над кинестетическим. Так, в движениях, связанных с передачей пространственных свойств предметов, зрительная регуляция остается ведущей даже тогда, когда навык отработан, например, навык правильного положения кисти при рисовании широких и тонких линий, навык произвольной регуляции амплитуды, размаха движения, навык сохранения направления движений и другие.

Поделиться:

Оставить комментарий