Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Консультация для воспитателей по теме «Виды игр и методика их организация»
Post Icon

Консультация для воспитателей по теме «Виды игр и методика их организация»

Автор: воспитатель II категории Тарасова Юлия Валентиновнa, МБДОУ детский сад №8 «Русалочка» г. Кстово

Игры очень разнообразны и строятся на отношениях игрового партнерства, а также на согласованном участии каждого ребенка.

Выделяют три класса игр:

1) творческие (игры по инициативе детей);

 2) игры с правилами (игры по инициативе взрослых);

 3) народные или традиционные (игры, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей).

Творческими их называют потому, что дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры. Они помогают ребенку во всестороннем развитии, поскольку через игровые действия дети стремятся удовлетворить интерес к окружающей жизни. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, который используется в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.

Режиссерские игры, их отличительная особенность состоит в том, что это в основном индивидуальные игры, что партнеры: игрушки, их заместители являются неодушевленные предметы. Здесь ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом и одновременно действует за всех участников. И главным компонентом является речь. Ведь именно она помогает ребенку озвучивать своих персонажей. Режиссерские игры как индивидуальная деятельность характерны для раннего и младшего дошкольного возраста. Но они могут наблюдаться у старших дошкольников, когда ребенок мало контактирует со сверстниками: он часто болеет, не посещает детский сад, застенчив, замкнут, имеет дефекты в речи и др.

Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманных, охватывающим практически все сферы действительности. В творческой сюжетно – ролевой игре он выполняет символические действия («как будто бы»), реальные предметы заменяет игрушками или условно теми предметами, которыми располагает, приписывая им необходимые функции (палка – «лошадка», песочница – «пароход» и т.д.)  Дети изображают людей, животных, работу врача, парикмахера, водителя и др. Ролевые отношения становятся выше под влиянием успешных, добрых взаимоотношений в группе. Ребёнок значительно лучше выполняет свою роль в игре, если чувствует, что дети ему доверяют, хорошо к нему относятся.

С развитием ребенка меняются и формы игрового общения. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников. Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.

Таким образом роль сюжетно-ролевой игры в формировании и развитии взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений: сказки, рассказы, специально написанные инсценировки. Особенность таких игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а следовательно, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Она создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Дети разыгрывают различные сюжеты, ситуации, беря на себя чьи-то роли. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами: мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п. Есть много разновидностей театрализованных игр, в одних дети сами представляют спектакль, где каждый ребенок выполняет роль, а в других дети участвуют как в режиссерской игре, здесь они разыгрывают литературное произведение с помощью игрушек. Тем самым вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Эти игры особенно полезны для развития образной и выразительной речи.

Игры со строительным материалом направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности. В таких играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки и др.), из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Очень важно, чтобы педагог помог воспитанникам совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.

При всём разнообразии творческих игр они имеют общие черты: дети самостоятельно или при помощи взрослого выбирают тему игры, развивают её сюжет, распределяют роли между собой, выбирают необходимые игрушки. Все это должно происходит в условиях тактичного руководства взрослого, направленного на активизацию инициативы детей, развитие их творческой фантазии.

Вторая группа игр - игры с правилами. К ним относятся дидактические, подвижные игры. Четкими правилами эти игры способствуют познавательному, двигательному развитию. Основной компонент игры - правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка - радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Игра с правилами развивает у ребенка необходимые способности: во-первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации; во-вторых, несмотря на то, что игры познавательные, коллективная игра учит еще и общаться.

Народные игры – это игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные). Все коллективные народные игры учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, это способствует у детей развитие сотрудничества – игры-забавы и детские хороводные. Они созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Здесь привлекательным является для детей то, что они подвижные и поэтичные. Сюда можно отнести такие игры «Дождик», «Прыг-скок», «Раздувайся, пузырь», «Карусели». Для таких игр характерно общность движений и развитию игровых интересов.

Поделиться:

Оставить комментарий