Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Консультация на тему: «Значение беседы в работе с дошкольниками»
Post Icon

Консультация на тему: «Значение беседы в работе с дошкольниками»

Автор: Долгова Н. Н., воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ Детский сад № 25 «Сказка» г. Набережные Челны

Беседа - это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовлен диалог на заранее выбранную тему.

Беседа рассматривается как метод ознакомления с окружающим миром и одновре менно как метод развития связной речи, Е.И. Радина в своем исследовании подробно раскрыла значение беседы для умственного инравственного воспитания детей. В одних беседах систематизируется и уточняются представления, полученные ребенком в процессе его повседневной

жизни, в результате наблюдений и деятельности. Путем других педагог помогает ребенку полнее и глубже воспринимать действительность, обращать внимание на

о, что недостаточно им осознается. В результате знания ребенка становятся четче и осмысленнее.

Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую степень простейшего абстрагирования.

В беседе ребенок должен анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь, формируется диалогические и монологические формы связной речи, а прежде всего речи разговорной; умения слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываются в присутствии других детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культуры поведения. Ребенок должен научится внимательно слушать того кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника, сдерживать свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вывода. В беседе, следовательно, воспитываются, сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения. Е.И. Радина предостерегала от одностороннего подхода в понимании беседы, когда сильно подчеркивается лишь речевой момент. Она отмечала важное значение беседы для формирования положительного отношения к окружающейдействительности, к модели, к родной стране и родному городу, к родным, близким.

Каждая из названных бесед своеобразна по целевой установке и методу. В основу этой классификации положено взаимодействие между детским опытом и выражением его речи.

Д:.М Конина выделяет два типа бесед, дополняющих классификацию Е. А Флёриной. В основу их положен материал (картина, книга), в связи с которым проводиться беседа.

С точки зрения содержания можно условно выделить беседы познавательного г, актера (о школе, родном городе) и этические (о нормах и правилах поведения людей в обществе и дома).

Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребенку приходится всё время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слушать собеседников, самому формулировать свои мысли и высказывать их. Основными приемами в методике проведения является вопросы. Эффективность беседы зависит от умного подбора и постановки вопросов.

Ещё К.Д. Ушинский отмечал, что правильно поставленный вопрос включает в себя половину ответа. Поставить вопрос, значит выдвинуть мыслительную задачу, которая должна быть посильна дошкольнику, но не простой.

Руководя беседой, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, разную степень активности. Одни дети очень активны. Быстро реагируют на любой вопрос, всегда правильно отвечают. Другие молчаливы, не вступают в беседу по собственной инициативе, значительная часть детей, слушает, но невысказывается в силу различных причин; замкнутость, застенчивость...

При проведении беседы задача педагога - добиваться, чтобы все дети были активными участниками обсуждения поставленных перед ними вопросов. Речевая активность детей в беседе - один из показателей её эффективности. Педагог должен стремиться к тому, чтобы как можно большее количество детей принялиучастие, одобрение воспитателя, подтверждение детских ответов, его указания стимулируют детей на высказывания. Эффективными приемами, вызывающими детей на спор, на обсуждение проблемных вопросов, является отгадывание загадок, решение речевых логических задач.

Содержанием беседы является программный материал по ознакомлению детей с окружающей жизнью; бытом и трудом людей событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском саду (игры, труд, друзья).

Беседы протекают живо и непринужденно, удерживают внимание ребенка, активизируют его мысль в том случае, если, программный материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту детей.

В наше время проблема содержания бесед с дошкольниками исследовалась многими учеными А.П. Усова, Е.А. Флерина, Е.И. Радина, Э.П. Короткова. Сделаны следующие вывода: по отношению к современным детям содержание «простого», и «сложного», «далекого», и «близкого» в эпоху развития техники, культуры изменилось, картинки, книги, кинофильмы, детские телепередачи, иллюстрации, компьютерные программы расширяют круг детских представлений и понятий, будят у ребенка новые интересы. С детьми можно беседовать о том, чего не было в их чувственном опыте, но что им психологически близко и понятно, так, беседа о космонавтах может сочетаться рассматриванием иллюстраций, рассказом воспитателя чтением литературы.

Каждая беседа должна сообщать что-то новое; или давать некоторые новые знания, или показывать знакомое в новом аспекте, содержанием беседы должны быть явления, знакомые ребенку, но требующие дополнительных пояснений, поднимающие сознание ребенка на более высокую ступень знания.

Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми работы, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением.

Остановимся на классификации бесед.

Е.А. Флерина классифицировала беседы исходя из дидактических задач. Она выделила три типа бесед:

  1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности.

  2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей.

  3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей.

В методике определено, в отношении младшего дошкольного возраста используется беседа-разговор в процессе получения опыта, беседой сопровождается рассмотрение игрушек, картинок.

В среднем дошкольном возрасте преимущественно используется беседы, которые сопровождают получение новых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, наша одежда) и экскурсиям (что делает почтальон). В старшем дошкольном возрасте все виды бесед.

Таким образом, беседа должна проходить живо, с широким привлечением образной художественной речи.

Литература

  1. Э.П. Короткова «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию»;

  2. М.М. Алексеева, В.И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников».

Поделиться:

Оставить комментарий