Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Коррекционно-развивающая работа музыкального руководителя и логопеда в целях преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Post Icon

Коррекционно-развивающая работа музыкального руководителя и логопеда в целях преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Автор: Забелина Светлана Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Березка» г. Тамбов

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза, параллельно с физическим и умственным развитием ребенка, и служит показателем его общего развития.

Для того, чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Знание законов развития речи необходимо и для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-развивающую работу по преодолению речевой патологии.

Всю систему коррекционной логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения можно условно разделить на два этапа:

1 этап – подготовительный: развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия, устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение артикуляционных упражнений для развития подвижности органов речевого аппарата.

2 этап – формирование произносительных умений и навыков: устранение неправильного звукопроизношения, умение дифференцировать звуки, сходные по артикуляции или по звучанию, формирование произносительных умений и навыков, постановка и автоматизация звуков и одновременное развитие фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение.

Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов коррекционной работы и проводится в игровой форме. Начинается работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка. Здесь выделяют следующие этапы развития: узнавание неречевых звуков, различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков и их сочетаний, дифференциация слогов и фонем, развитие элементарного звукового анализа..

На этом этапе очень важно взаимодействие логопеда и музыкального руководителя. При развитии у детей фонематического слуха музыкальный руководитель на своих занятиях создает своеобразную музыкально-двигательную речевую основу, которую логопед совершенствует затем на своих занятиях в чисто речевом плане.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя развивается по двум направлениям:

-коррекционно-развивающее;

-информационно-консультативное.

Выстраивая свою работу, педагоги должны учитывать структуру речевого дефекта, осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закреплять полученные знания, умения и навыки.

Для детей с диагнозом общего недоразвития речи занятия строятся особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы они не уставали. Распевание следует больше давать на гласные, чтобы лучше отрабатывать дыхание и раскрепостить зажатую нижнюю челюсть. Одну и ту же тему лучше повторять по 2-4 раза, пока не усвоят.

С детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие, желательно больше работать над развитием слуховых и зрительных представлений, совершенствуя их двигательные навыки.

Большую помощь в координации работы логопеда и музыкального руководителя оказывают занятия логопедической ритмикой, проводимые и как отдельные занятия, и элементы, включаемые непосредственно в музыкальное занятие.

Логопедическая ритмика способствует развитию фонематического восприятия у детей с разнообразными речевыми нарушениями. Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создает основу для совершенствования фонематических процессов. А восприятие соответствующих ассоциаций между звуками и мелодией непосредственно улучшает различение звуков на слух. Произношение под музыку текстов, подкрепленных выразительными жестами и движениями, способствует развитию слуховой и произносительной дифференциации фонем. Логопедическая ритмика на музыкальных занятиях способствует развитию координации общих движений тонкой моторики и мимики лица.

Развитие координации движений предполагает овладение ребенком двигательных умений и навыков. Введение слова, особенно в стихотворных формах, облегчает овладение движением, так как ритм стихотворной речи помогает сохранять ритмичность движения. Поэтому, сочетание ритма и движения – очень важный компонент при исправлении речевых и двигательных недостатков у детей. Они совершенствуются при использовании музыки, которая оказывает влияние на качество исполнения – улучшается выразительность движения, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Эмоциональная окрашенность движений вследствие восприятия музыки придает им энергию или мягкость, большой размах или сдержанность. Например, дети маршируют по кругу под аккомпанемент музыки бодро. Четко. На сигнал педагога останавливаются и продолжают обозначать ритм хлопками в ладоши. На последующих этапах работы, когда добавляются речевые звуки, к этому упражнению прибавляется щелканье языком в этом же умеренном ритме. На других занятиях после слогов произносится короткий текст под музыку в этом же ритме.

На этапе узнавания неречевых звуков детям предлагают послушать звуки за окном: как шумят деревья? Что гудит? (машины). Кто кричит? (мальчик). Кто разговаривает? (люди). Придя на музыкальное занятие, дети слушают звучание разных детских музыкальных инструментов. Учатся различать звуки бубна, барабана, колокольчика, музыкального молоточка, трещотки, металлофона, ксилофона и других. Сопровождают звучание фортепиано игрой на этих инструментах.

Очень нравится детям игры на развитие диатонического звучания «Громко - тихо запоем», «Найди игрушку». Необходимо, чтобы сила звука менялась плавно: от сильного к среднему и тихому. Нужно найти спрятанную игрушку. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, музыка звучит громко, если удаляется – тихо. Точно также можно использовать при этом и пение детей: громкое и тихое звучание.

На протяжении следующего этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса. Необходимо помнить, что голос ребенка в этом возрасте отличается высотой регистра и неустойчивостью звучания. Это объясняется тем, что гортань детей мало развита, голосовые связки короткие и под напором выдыхаемой струи воздуха, производят очень частые колебания. Изменения тона голоса (интонации) в дошкольном возрасте чрезвычайно разнообразны и эмоциональны. Чрезмерное напряжение голоса у дошкольников может привести к различным стойким его нарушениям. Голос может стать хриплым, кричащим, излишне высоким (фальцет) или слабым, излишне низким, грубым. С целью предупреждения подобных недостатков следует охранять голос ребенка данного возраста, не разрешать говорить слишком громко, выкрикивать, не позволять очень громко петь, особенно на морозе во время прогулки.

Четкая работа голосового аппарата имеет большое значение для правильного звукообразования. Для достижения этой цели необходимо проводить артикуляционную гимнастику: «язычок проснулся, губки улыбаются», «губки сердятся», «непослушный язычок», «зубы кусаются», «чистые зубы». Проводя такую гимнастику, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: губами, зубами, языком и так далее. Такие упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют выработке качественных полноценных движений органов артикуляции, что ведет к правильному произношению фонем. Упражнения на артикуляцию интересны, доступны, проводятся в игровой форме.

Пальчиковые игры – еще один необходимый вид, проводимый на музыкальных занятиях. Такие игры развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают фантазию, творчество, речевое интонирование, способствуют выразительности речи. На музыкальном занятии пальчиковые игры можно проводить как распевания, исполняя в разных регистрах и тональностях: «лиса по лесу ходила», «скок-скок-поскок», «кап-кап, дождик» и другие.

Использование системы специальных упражнений, различные игры, знание речевых особенностей, индивидуальная работа с детьми – все это позволяет добиться положительного результата в совместной работе по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Поделиться:

Оставить комментарий