Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Коррекция тревожности методом интегральной игровой терапии
Post Icon

Коррекция тревожности методом интегральной игровой терапии

Автор: Бунакова Анна Юрьевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории, МБДОУ ЦРР детский сад №15 «Золотая рыбка» г. Озеры, Московская область

ЦЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ: выявить причины, приводящие к тревожности, определить пути и меры ее коррекции и психопрофилактики.

ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ: научиться находить пути выхода из состояния тревожности.

ЦЕЛЬ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ: выявление тревожности.

ЗАДАЧИ:
1.Диагностика тревожности с помощью рисуночного теста «Несуществующее животное».
2.Знакомство с диагностическим материалом по выявлению тревожности у детей и взрослых.
3.Привлечение педагогов посредством теста к выявлению симптомов и причин, приводящих к тревожности.
4.Выявление в ситуации тревожности позитивных и негативных моментов.
5.Совместный поиск путей и мер коррекции и психопрофилактики тревожности.

ПЛАН
1.Экран настроения по цвету.
2.Упражнение на сплочение группы.
3.Знакомство с диагностическим материалом по выявлению тревожности у детей и взрослых.
4.Деловая игра «Владей собой».
5.Подвижная игра «Эстафеты-поезда».
6.Лотерея.
7.Релаксация.
8.Экран настроения по цвету.
9.Обсуждение.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

1.Экран настроения на планшете с кармашками, с квадратиками 8 цветов (красный, зеленый, коричневый, синий, серый, желтый, черный, фиолетовый). Коробки №1 и №2.
2.Разрезные карточки (на одной стороне одна часть пословицы, на другой - недостающая ее часть. С другой стороны природная зарисовка).
3.Чистые листы белой бумаги, цветные карандаши.
4.Образцы и примеры диагностического материала.
5.Карточки с тестом.
6.Магниптофон и проигрыватель СиДи, кассеты и СиДи с легкой релаксационной музыкой.
7.Пакет со психосредствами (скакалка, свеча, книжка, аромамасло, зеленый чай, апельсин, лимон, банан, орехи, фломастеры, яблоко, перец и так далее).
8.Большие стулья, маленькие столы и стульчики.
9.Тарелочки для раздаточного материала.

СОДЕРЖАНИЕ

1.ЭКРАН НАСТРОЕНИЯ ПО ЦВЕТУ(показатель тревоги).
ПЕДАГОГИ: заходят в зал, попутно берут со стола карточки с пословицами и фрагментами природных зарисовок, садятся на маленькие стульчики. Рядом стоит столик с тарелочками. В них лежат квадратики 8 цветов( в каждой тарелочке по 1 цвету).
ПСИХОЛОГ: - Здравствуйте! Тема сегодняшнего занятия «Коррекция тревожности методом интегральной игровой терапии». Вместе мы попытаемся понять причины возникновения тревожности найти пути и меры ее коррекции.
(психолог стоит лицом к педагогам посередине зала или чуть сбоку от них).
Перед вами на столике лежат квадратики 8 цветов. Выделите наиболее приятный вам 1 цвет из 8 цветов на данный момент. Выбранный вами квадратик положите в коробку №1.
(педагоги встают с маленьких стульчиков, выполняют задание и садятся на свои места,
(разложить квадратики по кармашкам экрана настроения).

2.УПРАЖНЕНИЕ НА СПЛОЧЕНИЕ ГРУППЫ (развитие умения действовать согласованно).
ПСИХОЛОГ : - Для дальнейшей совместной работы вы сейчас разделитесь на пары. У вас на руках карточки, на одной стороне написана часть пословицы или поговорки – найдите недостающую ее часть у другого человека – с ним вы и будете работать в паре. Ориентируйтесь по смыслу. На другой стороне изображен природный фрагмент. Вы сядете со своей парой за тот стол, где изображена его недостающая часть в соответствии с своим. Задание понятно? Выполняйте!
(педагоги выполняют задание и садятся за маленькие столы на большие стулья).

3.ЗНАКОМСТВО С ДИАГНОСТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ (выявление тревожности у педагогов).
ПСИХОЛОГ: Существуют различные диагностики по выявлению тревожности :
- метод наблюдения;
- определение эмоционально-личностных проблем - нарушение поведения (по которой я работаю);
- опросник «Признаки психического напряжения и невротических тенденций»;
- тест А.И.Захарова на оценку уровня тревожности ребенка;
- для взрослых: Шкала проявлений тревоги;
- Личностная шкала проявлений тревоги и т.д.
Эти диагностические материалы просты в применении, вы можете использовать их в работе с детьми. Часто тревожность определяется по детским рисункам, Сейчас мы вместе вспомним тест «Несуществующее животное». Цветными карандашами на листе бумаги нарисуйте несуществующее животное, то есть такое, которого нет в реальной жизни. Придумайте: как его зовут, с кем оно дружит и чем питается?
(педагоги выполняют задание).
Психолог зачитывает результаты психологического анализа, педагоги, в соответствии со своими рисунками, делают выводы.
ПСИХОЛОГ: -В данной ситуации нельзя быть столь категоричным, например, некоторые психологи считают, что черный цвет – признак тревожности, но не всегда.
(рисунки сдаются психологу).

4.ДЕЛОВАЯ ИГРА «ВЛАДЕЙ СОБОЙ»
ПСИХОЛОГ: - Ваши рисунки показали наличие или отсутствие тревожности. Попробуем в совместной работе выяснить: откуда появляется тревожность , как и с помощью чего ее можно устранить? Сыграем в игру «Владей собой». Каждый из вас прочитает вопрос на карточке и выберет нужный ответ по своему усмотрению из вариантов, приведенных в карточке. После ответа карточку положите под низ и передайте карточки следующему.
(педагоги выполняют задание).

5.ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЭСТАФЕТЫ-ПОЕЗДА»(игровая терапия в коррекции тревожности).
ПСИХОЛОГ: - В дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов в психокоррекционной работе является игровая терапия. Сейчас мы с вами немного поиграем и отдохнем. Послушайте правила: разделитесь на 2 команды, выстройтесь в 2 колонны друг за другом. По общему сигналу первые игроки обегают свою команду, вернувшись на свое место, берут с собой следующего и вместе с ним обходит команду и так далее. Выигрывает та команда, которая раньше сумеет составить поезд или пройдет эстафету, не расцепляя вагоны. Задание понятно? Выполняйте!
(педагоги выполняют задание под легкую музыку).
-По коррекции тревожности методом интегральной игровой терапии можно обратиться к различным авторским концепциям в педагогической и психологической литературе.

6.ЛОТЕРЕЯ(психокоррекционные средства).
ПСИХОЛОГ : Уважаемые педагоги! Для выполнения этого задания каждая пара достанет из пакета по 1 предмету и попробует объяснить, как этот предмет можете снять или уменьшить тревожность по вашему мнению? Пакет со средствами после ответа передавайте следующей паре. Задание понятно? Выполняйте!
(педагоги выполняют задание).
-Молодцы!

7.РЕЛАКСАЦИЯ.
ПСИХОЛОГ: -А теперь приготовьте коврики и подушечки, принесенные вами для релаксации.
Релаксация, в переводе с латинского, облегчение, расслабление. Жизнь человека полна напряжения. Лучше не дожидаться нервного срыва, позаботиться о себе. Здесь кстати поможет релаксация, она снимет эмоциональное напряжение и тревожность, нормализует работу сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, укрепит Центральную нервную систему, уберет помехи из подсознания.
(педагоги ложатся на коврики, звучит спокойная музыка).
ПСИХОЛОГ :-Закройте лицо, Сделайте глубокий вдох и медленный плавный выдох.
Вы отдыхаете. Вы расслаблены. Все ваше тело отдыхает. Вы не чувствуете никакой усталости. Вы отдыхаете.
Вы дышите свободно и легко. Дышите ровно и спокойно.
Ваше сердце успокаивается. Оно бьется ровно и ритмично. Спокойно и ровно бьется ваше сердце.
Мышцы плеч расслабляются. Плечи становятся мягкими. Плавно опускаются. Мягкие, теплые, опущенные плечи.
Расслаблены мышцы правой руки. Расслаблены мышцы левой руки. Кисти рук особенно отчетливо приятно расслабляются. Ваши руки приятно теплеют и тяжелеют. Пальцы как будто переполняются теплом. Чувствуется приятная пульсация в кончиках.
Лоб разглажен. Мягкий, без единой морщинки.
Веки расслабляются. Они опущены и мягко сомкнуты.
Расслабляются мышцы губ. Губы становятся мягкими, как бы распускаются. Углы губ опущены. Рот полуоткрыт. Расслаблены мышцы рта. Все лицо спокойное расслабленное.
Вы хорошо отдыхаете. Отдыхает мозг. Отдыхает тело. Вы чувствуете себя свежим.
(пауза).
Вы дышите глубже и чаще. С каждым вдохом уменьшается тяжесть мышц, в тело вливается упругость. Вы дышите глубоко. Уходит излишняя вялость, сонливость. Вы чувствуете бодрость и свежесть во всем теле.
Глубокий вдох и резкий выдох! Напряжение мышц усиливается! Тело напряжено как пружина! В тело вливается бодрость и энергия! Хочется встать и действовать! Глубокий вдох и резкий выдох! Откройте глаза! Потянулись! Улыбнулись!
Сегодня хороший день! Вы полны сил и бодрости! Вы уверенны в своих силах! Медленно встаем!
(педагоги встают и садятся на большие стулья).

8.ЭКРАН НАСТРОЕНИЯ ПО ЦВЕТУ..
ПСИХОЛОГ: Выделите наиболее приятный вам 1 цвет из 8 цветов на данный момент. Выбранный вами квадратик положите в коробку №2.

9.ОБСУЖДЕНИЕ.
Педагоги высказывают впечатление о встрече.
ПСИХОЛОГ: -Спасибо! До следующей встречи!

Поделиться:

Оставить комментарий