Вы находитесь здесь: Главная > Опыт работы, Развивающие игры > Краеведческие игры-путешествия для дошкольников
Post Icon

Краеведческие игры-путешествия для дошкольников

Автор: Иванченко Мария Сергеевна, воспитатель МКДОУ ЦРР – детский сад №5 г. Россоши

Краеведение - это отправная точка увлекательного путешествия в бурное геологическое и историческое прошлое; стартовая площадка для полета фантазии о будущем. О будущем человека, его семьи, его города.    С введением в действие закона РФ “Об образовании” и ФГОС ДО произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием.

Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов. Их достоинство заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на поставленной задаче.

И в нашем дошкольном учреждении игровой краеведческой деятельности детей дошкольного возраста придается большое значение. Формы работы разнообразны: беседы, викторины, игры, прогулки, экскурсии, наблюдения.

Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному краю, способствующих активной деятельностной  позиции.

Краеведческая игра - активный способ присвоения ребёнком социального опыта. Так как в играх у детей воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, формируется коллективное самосознание, ответственность за свои дела. В игре ребёнок сознательно ставит цели, стремится к их достижению, при этом открывается комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры.

Одной из форм педагогического процесса по изучения особенностей родного края являются краеведческие игры-путешествия, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, географии, природе, социальной жизни. Они актуальны и интересны для детей дошкольного возраста.

Игра-путешествие  – это один из способов расширения жизненного пространства детей, осмысления окружающего мира, места в нем. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения. Играя в такие игры, дети получают целостное представление о родном крае. Дети играют всегда и везде. Это их естественное состояние. Но есть минуты, когда они, затаив дыхание, просто сидят и слушают. То ли им читают сказку, то ли они получают ответ на очередное «почему». Путешествуют во времени, в пространстве.  Конечно, необходимо постоянно включать элементы игровой деятельности в канву этих образных путешествий. Иначе детям будет где-то неинтересно, что-то непонятно.

Важным аспектом нравственно-патриотического воспитания является знакомство детей с культурой, традициями, историческим прошлым и современностью своего родного края. Уточнить и закрепить знания ребят в этой сфере помогут игры – путешествия  (с включением викторин, интеллектуальных соревнований, такие как, «Что, где когда?», «Своя игра», «Счастливый случай» и др.

Первые познания в истории Воронежского края дети приобретают так, что погружение в прошлое осуществляется на фоне современной жизни. Планомерное изучение своего края (краеведение) вызывает у детей любопытство к историческому прошлому – к событиям, которые происходили в стране в прошлом.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры ребёнка. Экологические  игры-путешествия способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой. Сценарии игр-путешествий строятся в виде непосредственных реальных путешествий детей в природу, в виде игр по сюжетам рассказов на природоведческие темы. Примеряя в игре-путешествии на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у ребенка экологической этики.

Игра - экспедиция «Чистая река») Игровая задача: «пройти» по реке от ее истока до устья и выяснить, какие опасности угрожают водоему, предложить варианты его охраны, познакомиться с достопримечательностями, ландшафтами, расположенными вдоль русла реки Чёрная Калитва и Сухая россошь.

Особенность игры состоит в том, что побеждает не тот, кто первым добрался до финиша, а тот, кто больше увидел и запомнил, кто выдвинул больше идей по решению природоохранных проблем (в конце игры составляется своеобразный отчет экспедиции, подводящий итог всему путешествию).

Экологический краеведческий материал, доносимый до ребенка, должен быть, не только полезен и познавателен, но и интересен. Поэтому, лучше всего при проведении экологических игр для детей вовлекать их самих в активное участие в игре, так как - это лучший способ познакомить ребенка с окружающим миром, активизировать его словарь по данной теме, сформировать у них представления о живой и неживой природе своего края.

 Такая  форма досуга,  как  квест-игра, в  значительной  мере отвечает  потребностям  детей. Слово  «квест»  всё больше  входит  в обиход  россиян.  Квест (от  англ. Quest-поиск)  – интеллектуально-экстремальный вид  игр  на улицах  города  и  за  его пределами. И многим подобные мероприятия напоминают некогда очень популярную масштабную, подвижную игру «Зарница». Квест  – это  поиск  чего-либо, путешествие  к определенной цели через преодоление определенных трудностей. Правила и суть  квеста (головоломки,  загадки,  активность участников). Существует  одно  замечательное свойство  квест-игры  – конструктивное времяпрепровождение.

Не остались без внимания и квесты, причем любого формата: с использованием транспорта,  пешеходные,  экстремальные,  кабинетные, экскурсионные, познавательно-оздоровительные.

С большим  успехом на площадках детсада, перед зданием СОШ и лесного массива прошла краеведческая квест-игра «Клад …..». Целью проведения  квест-игры  является возможность дать детям в игровой форме краеведческие знания и активно провести досуг на свежем воздухе, в компании единомышленников.

Особенность  данного мероприятия  такова,  что  на  игру приходят дети старшего дошкольного возрата, которые ещё очень мало знают об истории родного края.  Многие достопримечательности,  предложенные  им на  фотографиях  для отгадывания,  они возможно и видели где-то, когда-то, но вспомнить где и, тем более, назвать его они не всегда могут. Поэтому очень важно,  чтобы педагог, который занимается с ребятами на станции,  сумел быстро,  доступно,  деликатно дополнить  ответы  ребят о  предложенном объекте и они «с чистой совестью» могли двигаться дальше. То есть целью  квест-игры данного  формата  является возможность  для  педагогов дать  детям  полезную информацию, при этом развлекая их. Игровые маршруты с увлекательными картами, вопросами, и творческими заданиями. Игрокам даются различные загадки и подсказки, с помощью которых они переходят от одной точки заданного маршрута в следующую, получая за это приятные сюрпризы. Вопросы, задающиеся участникам, зачастую объединены одной темой, которой посвящен квест. Главное требование к их составлению разнообразность и необычность. От того, насколько сложными они будут, зависит степень увлекательности игры. Самые простые по уровню подготовки задания для квестов это вопросы в записках.

Также отличным развлечением для детей станет подвижная викторина. Участники могут отправиться на поиски клада, следуя по указаниям карты. Игрокам даются различные загадки и подсказки, с помощью которых они переходят от этапа к этапу. Загадки можно зашифровывать с помощью картинок, каждая из которых символизирует часть названия следующего пункта следования.)

 Умение определять исторические памятники, достопримечательные места, и место их расположения, давать их описание поможет игра-путешествие «Мой город»

Оборудование и материалы: в этой игре используем картосхему г. Россоши, на которой отмечены места расположения наиболее интересных памятных мест; карточки такого же размера с изображениями памятников и других достопримечательностей города. Содержание карточек может быть разным, в зависимости от варианта игры:

1-й вариант — изображения и названия достопримечательностей.

2-й вариант — описание памятных мест.

3-й вариант – цифры, указывающие местоположение памятника на картосхеме.

Участвуют дошкольники в играх - путешествиях «Мы по городу идём», «Город-мечта». Дети находят знакомые им объекты, рассказывают о них, задают вопросы, фантазируют на тему что могло бы здесь находиться, и что могло бы происходить.

Познакомить сказочного персонажа Незнайку со своим районом и улицами нам помогает игра-путешествие«Незнайка в городе».

Вариант 1: Для игры необходима карта микрорайона и крепящиесяфлажки. Незнайка рассказывает какие улицы есть в его сказочном городе, а дети рассказывают как называются их улицы и где они располагаются.

Вариант 2: Дети узнают о том, что Незнайка очень хочет попасть в библиотеку, где его ждут ребята, но он не знает, как туда пройти. Дошкольники должны помочь сказочному герою найти дорогу с помощью карты. По пути они знакомят его с достопримечательностями города, советуют, где надо остановиться, на что обратить внимание, объясняют происхождение названий улиц. Вариант 3: Игра – путешествие с использованием информационно – компьютерных технологий «Угадай и назови» , «Мы на берегу реки», «Что где растёт» и др.  Просмотры слайдов и видео позволяют приблизить достопримечательности к ребёнку, рассмотреть их в деталях, пережить чувство удивления и восхищения.

Интересен для детей проект российского телевидения «В гостях у деда Краеведа» на канале «Карусель» с выпуском «Воронежская область». Они с интересом отправляются в путешествие, слушая рассказы о достопримечательностях, запоминая исторические факты и рассматривая фотоматериалы.

Если вести разговор о преемственности сада и школы, то интерес представляет игра- путешествие в стиле «Геокешинг». Старшие дошкольники с родителями и школьники всех возрастов имея выход в интернет и современные гаджеты могут принять участие в такого рода игре. Где с помощью программ определения координат объектов (долгота, широта) мы имеем возможность находить заранее определённые памятники. Рассмотрим на примере: к празднованию победы в ВОВ провели интернет-задания для семей нашей группы (см. приложение) Вместе с детьми родители определили метоположение объектов и сделали фотографии на местности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:Краеведческие игры - путешествия актуальны и интересны для детей дошкольного возраста. Играя в такие игры, дети получают целостное представление о родном крае. Игры могут принести немалую радость детям, если педагог позаботится об их разнообразии. Они помогут подготовиться детям к школе, т.к позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения детей.

Приложение

Игра- путешествие в стиле «Геокешинг»
Номер пункта Координаты Тема

 

1

N55°06.693’

E59°42.263’

Солдаты

(Юрий Экгардт)

Отцы и деды

наши заслужили,

Отлиты памятники в бронзе им и стали,

Они в сраженьях головы сложили,

Не за награды: ордена, медали.

Щитом из тел, ничем не защищенных,

Под пулеметы или автоматы.

Их столько было в Родину влюбленных.

Им имя, павшим и живым – Солдаты.

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 
Специальное задание Встреча, беседа с ветераном (фотоотчёт)

 

 

Теги: ,

Поделиться:

Оставить комментарий