Вы находитесь здесь: Главная > Доклады, консультации > Краткий курс по обучению грамоте для дошкольников и для подготовки ребёнка к осознанному чтению (для педагогов и родителей)
Post Icon

Краткий курс по обучению грамоте для дошкольников и для подготовки ребёнка к осознанному чтению (для педагогов и родителей)

Автор: Сенькова И. В., воспитатель МБДОУ д/с №111 «Гнёздышко» г. Брянска

 

Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы.
Научиться этому так, чтобы всё это вошло в привычку.
К. С. Станиславский
«Чтение – вот лучшее учение»
А. С. Пушкин
Чтение – делает человека добрее, умнее и воспитаннее.
Многие современные родители стремятся научить читать своего ребёнка, как
можно раньше. В этом нелёгком процессе(для ребёнка), главное – не
навредить, а сделать занятие – увлекательным и полезным. Важный совет:
играйте обучая. А если хотите привить ребёнку – любовь к чтению, то рецепт
прост, как можно больше читайте вслух. Читать детям вслух нужно, начиная
с самого раннего возраста. Учиться можно в любом возрасте, но ребёнок
должен сам захотеть этого(по мнению учёных сверхраннее обучение чтению
блокирует мыслительные процессы).
Обучать чтению можно тогда, когда хорошо сформирован фонематический
слух и конечно, хорошо бы сводить ребёнка к логопеду, чтобы избавиться от
дефектов произношения звуков.
Распространённые ошибки при обучении чтению:
- «путаница» в названии букв и звуков;
- лучше с самого начала стремиться, чтобы единицей чтения был слог, а не
буква;
- при изучении каждой новой буквы желательно соблюдать
последовательность;
- при изучении новой буквы «творите», включайте все
анализаторы(зрительные, слуховые, тактильные и т. д.) пойте, устраивайте
«Дни рождения» буквы, используйте продуктивную деятельность (рисуйте,
лепите);- не допускайте механического чтения, т. е. ребёнок не понимает, что он
прочитал, просите его пересказать, объяснить.
Обязательное составляющее – слова читаются слава направо.
Обучаем ребёнка грамоте:
!!! Уважаемые родители и воспитатели! Не стремитесь создать дома
школьную программу, непривычную для ребёнка,(ещё раз повторюсь) –
играйте обучая.
- Знакомим ребёнка с тем, что наша речь состоит из слов;
- Слова бывают разные по длине(длинные, средние по длине и короткие);
- Слова состоят из звуков и букв (на письме звук обозначаем буквой);
- Отличия: Звуки слышим(показываем на ухо) и произносим(показываем на
рот), а буквы-пишем и читаем.
- Представления о звуках. Вначале идёт знакомство с гласных звуков(их 6)
мы их произносим и не встречаем никаких преград, а гласных букв-10(есть
«волшебные» буквы: Е, Ё, Ю, Я – потому, что могут обозначать 1 или 2 звука.
1звук, когда стоят после согласных. 2звука, когда – стоят в начале слова; -
после гласных; - после ь и ъ знаков. Согласные звуки( при их произношении
встречаем преграды: зубы, язык, губы). Согласные звуки бываю твёрдые и
мягкие, но есть только согласные твёрдые (Ж, Ш, Ц), они не имеют мягкой
пары; только согласные мягкие (Й, Ч, Щ), они не имеют твёрдого братца.
Согласные т. ж. бывают: звонкие и глухие(звонкие-звенят, как колокольчик, а
глухие, шуршат, как солома. Есть буквы, которые звуков не обозначают.
Это(ь и ъ знаки), они делают согласные звуки мягкими и твёрдыми;
- дайте ребёнку понятие об устной и письменной речи;
- учите ребёнка определять в какой части слова находится звук (начало,
середина, конец);
- научите ребёнка выполнять звуко-буквенные анализы слов(начинайте с
простых слов, где звуки гласные и согласные твёрдые, а затем добавляйте
слова, где есть согласные мягкие звуки);
- Объясните, как делить слова на слоги(хлопками, отбивая ритм по столу,
ручку к подбородку),а позже объяснить сколько гласных, столько и слогов;- Ставим ударение в словах (зовём слово), вводим правило-ударение падает
только на гласные звуки, позже вводим понятие «ударный слог»;
- вводим понятие – предложение (они бывают разные по интонации:
повествовательные, вопросительные и восклицательные), пусть ребёнок
пробует произносить с нужной интонацией.
Когда ребёнок освоил процесс чтения, выкладывайте предложения, рисуйте
к нему схемы, к схемам составляйте предложения. Помните правило, что
слова пишутся на расстоянии, а буквы в слове – слитно.
Взрослые, проявите творчество и неподдельный интерес и результат не
заставит себя ждать.
Желаю успехов!
Воспитатель
д/С № 111 «Гнёздышко»
Сенькова И. В.

Поделиться:

Оставить комментарий