Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > Краткосрочный информационно-практико-ориентированный проект с элементами творчества «Хочу быть здоровым»
Post Icon

Краткосрочный информационно-практико-ориентированный проект с элементами творчества «Хочу быть здоровым»

Авторы: Елхина С. А., Еськова О. Е., воспитатели МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 228» г. Саратова

Тип проекта

По методу: информационно-практико-ориентированный с элементами творчества;

По содержанию: ребенок-семья-здоровье;

По длительности: краткосрочный (4 недели)

Участники проекта

Воспитатели.

Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет).

Родители воспитанников группы.

Образовательные области

Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие

Направление

Здоровье, Физическая культура

Раздел

  • Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни

  • Формирование потребности в двигательной активности

Идея проекта

«Мы здоровью скажем – Да!».

Формирование представлений о здоровье и формирование потребности в двигательной активности – важный шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.

Постановка проблемы

  • При формировании представлений о здоровье и здоровом образе жизни большое значение имеет пример окружающих, родителей и остальных членов семьи.

  • Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Цель

Формирование ценностного отношения детей и взрослых к своему здоровью и здоровому образу жизни.

Задачи по образовательным областям

Физическое развитие:

  • Формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни: Формировать представления о ценности здоровья и здорового образа жизни.

  • Закреплять культурно-гигиенические навыки и привычку следить за своим внешним видом.

  • Формировать потребность в физических упражнениях и подвижных играх; умение выполнять все элементы техники, проявляя должные усилия; умение соблюдать заданный темп, ритм, действовать без сопровождения инструктора или воспитателя.

  • Учить верно оценивать движения сверстников, замечать собственные ошибки; понимать зависимость между качеством выполнения упражнений и результатом.

  • Активно привлекать родителей к развитию у детей двигательной активности дома.

Социально-коммуникативное развитие:

  • Формировать умение самостоятельно распределять роли в игровой деятельности, разрешать конфликтные ситуации; выполнять действия, связанные с отношением к другим людям.

  • Развивать умение правильно рассказывать о конфликтной ситуации; называть нравственную норму или правило поведения, правильно оценивать поведение детей и мотивировать свою оценку.

  • Воспитывать понимание значимости таких профессий, как полицейский, врач, и др. и труда вообще; умение трудиться сообща и выполнять индивидуальные поручения.

  • Формировать представления об основах безопасности собственной жизнедеятельности.

Познавательное развитие:

  • Закреплять знания о существенных характеристиках предметов, их свойствах и качествах.

  • Продолжать формировать умение обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов и персептивных действий.

Речевое развитие:

  • Учить самостоятельно и легко составлять предложения различных видов, рассказ по набору картин с фабульным развитием действия, пользуясь сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

  • Знакомить с произведениями художественной литературы по теме проекта.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Развивать умение изображать предметы по памяти, передавать сюжетные изображения, движение человека, животного.

  • Учить пользоваться разнообразными приемами аппликации, сочетать их с нетрадиционными техниками; ярко проявлять творчество.

  • Формировать умение воспринимать музыку, двигаться с чувством ритма.

Мероприятия и продукты реализации проекта

1. Конспекты ОД по теме проекта.

2. Составление и обновление картотек в «Уголке здоровья»: утренней гимнастики, подвижных игр, физкультурных занятий на воздухе, физминуток, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, гимнастики пробуждения, дидактических игр по формированию здорового образа жизни, игр на снятие психоэмоционального напряжения.

3. Составление картотеки художественно-словесного материала по теме проекта.

4. Диагностическое исследование уровня сформированности у детей начальных представлений о здоровом образе жизни и соблюдения культурно-гигиенических навыков.

5. Оформление папки-передвижки для родителей «Здоровье ребенка. Советы по профилактике».

6. Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у своих детей.

7. Консультация для родителей «Здоровый образ жизни дошкольников».

8. Участие во Всероссийской познавательной викторине для детей старшего дошкольного возраста «Дорожная азбука».

9. Творческое участие родителей в оформлении выставки «Хочу быть здоровым!».

10. Открытое мероприятие с использование здоровьесберегающих технологий «Сохрани здоровье сам».

11. Презентация проекта «Хочу быть здоровым!».

Ожидаемый результат

Дети:

- сформированность начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни: какие органы в человеке самые главные, как правильно питаться и почему это важно, нужно ли делать зарядку, заниматься спортом; о пользе активного отдыха и закаливания;

- сформированность потребности в двигательной активности;

- улучшение уровня физической подготовленности;

- обеспечение свободного эмоционального контакта детей друг с другом и педагогом их взаимного доверия, эмоциональной раскованности;

- гармонизация детско-родительских отношений.

Родители:

- выявление готовности семьи к активному взаимодействию с ДОУ по охране и укреплению физического и психического здоровья детей;

- повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения по организации физического воспитания детей в условиях семейного быта;

- поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях;

- установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка.

Педагоги:

- повышение уровня знаний по культуре здоровья детей.

- систематизация дидактического материала по культуре здоровья.

Форма презентации

Фотоотчет проведения мероприятий проекта, материалы «Уголка здоровья».

Актуальность проекта

Здоровье нации - одна из актуальнейших проблем современного общества. Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях развития общества такова, что серьёзным вопросом является неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития значительной части детей дошкольного возраста.

Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития.

Применение таких методов как: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию, гимнастику: пальчиковую, для глаз, дыхательную; образовательную деятельность по физической культуре, по основам здорового образа жизни; точечный массаж и т.д., повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед ДОУ. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

Информация и практический опыт, полученный родителями и воспитателями, помогут: повысить эффективность работы по оздоровлению детей; получить необходимые знания о физическом развитии ребенка; сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье; снизить «дефицит» положительных эмоций у детей; увидеть, узнать работу детского сада по физическому развитию детей.

Выбранная тема также актуальна потому, что в современной жизни детям очень не хватает движения. Мобильные устройства, компьютерные игры с раннего возраста, просто обилие информации и зачастую завышенные требования к развитию дошкольников подрывают самое главное богатство наших детей - здоровье.

Для формирования потребности в двигательной активности и систематизации представлений ребенка и его родителей о здоровье и здоровом образе жизни можно использовать информационно-практико-ориентированный проект с элементами творчества «Хочу быть здоровым!».

Ход реализации проекта

1 этап – подготовительный 17 - 21 ноября 2014 г.

  • Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме.

  • Составление картотек игр и литературного материала по теме проекта.

  • Доведение до родителей важности темы проекта. Подготовка информационного листка с приглашением к участию в проекте.

  • Анализ анкет «Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни своего ребенка»

  • Диагностическое исследование уровня сформированности у детей начальных представлений о здоровом образе жизни и соблюдения культурно-гигиенических навыков до реализации проекта.

2 этап – практический 24 ноября - 5 декабря 2014 г.

Работа с детьми:

Физическое развитие

- Беседы по ОЗОЖ: «Личная гигиена», «Тело человека».

- Рассмотреть полость рта в зеркало, иллюстрации со строением глаза и уха.

- Проблемная ситуация «Заболел зуб».

- Игровые ситуации: «На прогулке», «На физкультурном занятии», «На приеме у врача».

- Д/и по формированию основ здорового образа жизни: «Определи на ощупь», «Найди пару», «Зуб Неболейка», «Умею - не умею», «Как вырасти здоровым», «Правила гигиены», «Этикет-школа изящных манер», «Скорая помощь».

- Подвижные игры: «Перелетные птицы», «Пожарные», «Волк во рву», «Мяч водящему», «Ловишки с приседаниями», «Два Мороза», «Мышеловка», «Воробьи», «Удочка», «Мороз - Красный нос», «Будь ловким», «Загони льдинку», «Полоса препятствий».

- Спортивные игры: баскетбол, футбол.

- Игровые спортивные упражнения: «Попади в обруч», «Быстрые и меткие», «Наперегонки парами», «Мяч о стенку», «Кто дальше бросит», «Перепрыгни – не задень», «Кто дольше?», «Перебрось и поймай», «Ловишки парами».

- Физкультурные минутки: «Сосулька», «Птицы на зарядке», «На дворе мороз и ветер», «С неба падают снежинки», «Чтобы сильным стать и ловким», «Доброе утро», «Прочь усталость, лень и скуку», «Я мороза не боюсь», «Мою руки».

- Игры-эстафеты: «Сороконожки», «Посадил дед репку», «Держи мяч», «Сквозь игольное ушко», «Передай мяч сбоку».

- Игры-забавы: «Снежинки-пушинки», «Поймай снежок», «Елочки бывают», «Съедобное-несъедобное», «Как живешь», «Скучно так сидеть», «Тише едешь».

- Кинезиологические упражнения: «Перекрестный марш», «Ухо-нос», «Змейка».

- Игры для снятия мышечного напряжения: «Пружинки».

- Игры для снятия психоэмоционального напряжения, на релаксацию: «Сова», «Шалтай-болтай», «Снеговик», «Воздушный шарик», «Штанга», «Сосулька», «Котенок», «Птичка - синичка», «Ветка рябины».

- Пальчиковые игры: «Дружные пальчики», «Мои вещи», «Котята», «Ветер», «Паучок», «Рыбки».

- Дыхательная гимнастика (по методике А.Н. Стрельниковой): «Обними плечи», «Поворот головы», «Ушки».

- Звуковая гимнастика: «Игра в мяч», «Коршун», «Дерево».

- Психогимнастика: «Недовольный», «Успокоить злючку - колючку».

- Закаливающие мероприятия (точечный массаж, хождение босиком по массажным коврикам, обширное умывание, облегченная одежда, прогулки в любую погоду).

- Комплексы утренней гимнастики: для часто болеющих детей, для профилактики нарушений осанки и плоскостопия; «Веселая зарядка».

- Комплексы гимнастики пробуждения после дневного сна.

- Образовательная деятельность по физической культуре: физическая культура на воздухе (по Л.И. Пензулаевой); круговая силовая тренировка с элементами игрового стретчинга (По Е.В. Сулим).

- Индивидуальная работа по физвоспитанию.

Социально-коммуникативное развитие

- Беседа о явлениях общественной жизни: «1 декабря – День борьбы со СПИДом».

- Нравственно-этическая беседа: «У меня нет настроения».

- Беседы о профессии: «Врач», «Психолог».

- Сказка о вежливости «Чучело».

- Беседа по ОБЖ: «Ток бежит по проводам».

- Дидактические игры по ОБЖ: «Найди опасные предметы», «Опасно – не опасно».

- Беседа о ПДД: познакомить со знаком «Остановка трамвая».

- Работа с наглядным материалом по ОБЖ: рассмотреть иллюстрации с видами пешеходного перехода.

- Дидактическая игра по ПДД: «Светофор».

- Участие во Всероссийской познавательной викторине для детей старшего дошкольного возраста «Дорожная азбука».

- Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Аптека», «Постовой на перекрестке».

- Игра с телефоном: «Вызови врача».

- Коммуникативная игра: «Два кота».

- Экскурсия в медицинский кабинет.

- Наблюдение за работой медсестры в детском саду.

- Труд в природе: полить комнатные растения, протереть с листьев пыль влажной тряпочкой; подкормить птиц на участке.

- Хозяйственно-бытовой труд: помочь вымыть игрушки, постирать кукольную одежду; помочь собрать мусор на участке.

- Театрализованные игры: «Как варили суп», «Сугроб». Сценка «Наша жизнь в детском саду».

- Этюды: «Потянулись-сломались», «Насос и надувная кукла» .

Познавательное развитие

- Образовательная деятельность по теме: «Глаз. Глаза».

- Дидактические игры: «Письмо от Почемучки», «К нам пришел Незнайка», «Что ты знаешь о…?», «Что было бы если…?», «Подбери пару».

- Опыт «Почему мышонок не услышал щуку?»

Игры на внимание: «Караси в реке живут…», «Нос-ухо-нос».

Речевое развитие

- Чистоговорки.

- Игра «Эхо».

- Дидактическая игра на развитие связной речи: «Составь предложение».

- Дидактическая игра: «Придумай рассказ».

- Чтение художественной литературы: А.Барто «Девочка Чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», А.Анпилов «Зубки заболели», С.Михалков «Прививка», «Грипп», «Тридцать шесть и пять», «Чудесные таблетки», «Про мимозу», «Про девочку, которая сама себя вылечила», «Как у нашей Любы», «Овощи», М.Киселева. Рассказ из книги «Веселый третий»: «Витина победа», Г.Сапгир «Свинка», «Сны», В.Катаев «Цветик-семицветик», А.Кардашова «Наш доктор», Б.Заходер «Ма-Тари-Кари», Э.Мошковская «Обида», Ю.Мориц «Это – Да! Это – Нет!»

- Рассматривание журналов, иллюстраций к книгам о здоровье и здоровом образе жизни.

- Заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о здоровье и здоровом образе жизни.

Художественно-эстетическое развитие

- Рисование «Мой выходной день».

- Аппликация /Коллаж «Полезные продукты».

- Разукрашивание по теме проекта.

- Стенгазета «Размышлялки».

- Создание выставки из детских работ «Путешествие в страну здоровья».

- Музсопровождение режимных моментов.

- Музоформление фона образовательной деятельности.

- Танцевально-ритмические движения и техники: «Подари движение», «Свободный танец», «Зеркальный танец».

- Игра «Веселый оркестр».

Работа с родителями

  • Оформление папки-передвижки для родителей «Здоровье ребенка. Советы по профилактике».

  • Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у своих детей.

  • Индивидуальная консультация для родителей «Культура здоровья».

  • Групповая консультация для родителей «Здоровый быт - здоровый ребенок».

  • Создание копилки семейной мудрости «Любимые игры детства родителей».

  • Привлечение к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым и подвижным играм.

  • Акция «Просто так». Пополнение физкультурного уголка спортивным оборудованием для проведения физкультурных мероприятий.

  • Привлечение родителей к оформлению выставки «Путешествие в страну здоровья».

  1. этап – итоговый 8 - 12 декабря 2014 г.

  • Диагностическое исследование уровня сформированности у детей начальных представлений о здоровом образе жизни и соблюдения культурно-гигиенических навыков после реализации проекта.

  • Открытое мероприятие с использованием здоровьесберегающих технологий «Сохрани здоровье сам».

  • Презентация проекта «Хочу быть здоровым!».

Литература

  1. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.: Просвещение, 1991.

  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Мониторинг результатов освоения программы «От рождения до школы». Подготовительная группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.

  3. Доскин В. А. Растём здоровыми. – М., Просвещение, 2002.

  4. Железнова Е.Р. Оздоровительная гимнастика и подвижные игры для старших дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2013.

  5. Ковалько В. И. Азбука физминуток для дошкольников. – М., 2011.

  6. Остапенко. Л. В. «Оздоровительная гимнастика для дошкольников». – Санкт-Петербург: Лениздат, 2006.

  7. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.

  8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2014.

  9. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3-7 лет. ФГОС. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

  10. Программа Основы здорового образа жизни Ч.I Методические рекомендации для дошкольных учреждений – Саратов, Научная книга, 2000.

  11. Рунова М. А. Движение день за днем. Двигательная активность – источник здоровья детей. - 2007..Е.Я и моё тело. – М.: Школьная пресса, 2004.

  12. Шукшина С.Е. Я и мое тело. – М., Школьная пресса, 2004.

  13. http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анализ анкет

«Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни своего ребенка»

Подготовительная к школе группа «Ягодка»

Воспитатели: Елхина С.А., Еськова О.Е.

Дата проведения анкетирования: 17-21 ноября 2014 г.

Участвовало: 19 человек (68%)

В целом, анкетирование показало ответственное отношение к здоровью и здоровому образу жизни своих детей (ежедневные прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима дня, чистка зубов, употребление фруктов и овощей, одевание по погоде, двигательная активность детей, литература о здоровье и здоровом образе жизни). Но все же большинство детей в группе переболели за последние полгода респираторными заболеваниями.

Возможно, это связано с ослабленным иммунитетом детей: далеко не все родители занимаются ежедневно утренней гимнастикой со своими детьми, закаливающими процедурами; не все дети заняты дополнительными видами двигательной активности.

Также большинство родителей, к сожалению, пока не достаточно готовы получать и оказывать помощь дошкольному учреждению в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни. Тем более важную роль приобретают различные мероприятия по привлечению родителей к партнерскому взаимодействию.

 

Мониторинг достижения детьми 6-7 лет планируемых результатов освоения Программы

по образовательной области «Физическое развитие»

(направление «Здоровье»)

Подготовительная к школе группа «Ягодка»

Воспитатели: Елхина С.А., Еськова О.Е.

Критерии:

  • Уровень сформированности начальных представлений о ЗОЖ.

  • Уровень соблюдения культурно-гигиенических навыков (в ходе наблюдений).

До реализации проекта (сентябрь 2014 г.)

Участвовало: 30 детей.

Программный материал по образовательной области «Физическое развитие» (направление «Здоровье»)освоен воспитанниками на 69%.

Высокий уровень – 5 человек (17%)

Средний уровень – 25 человек (83%)

После реализации проекта (8-12 декабря 2014 г.)

Участвовало: 28 детей.

Программный материал по образовательной области «Физическое развитие» (направление «Здоровье»)освоен воспитанниками на 77%.

Высокий уровень – 12 человек (43%)

У детей сформированы начальные представления о здоровом образе жизни: какие органы в человеке самые главные, как правильно питаться и почему это важно, нужно ли делать зарядку, заниматься спортом; дети рассказывают о пользе активного отдыха и закаливания. Владеют культурно-гигиеническими навыками:быстро и правильно умываются, насухо вытираются, пользуясь индивидуальным полотенцем; следят за своим внешним видом; умеют быстро раздеваться и одеваться, вешать одежду в определенном порядке, следят за чистотой одежды и обуви. Правильно пользуются столовыми приборами, салфеткой, принимают пищу аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом. Умеют обращаться с просьбой, благодарить.

Средний уровень – 16 человек (57%)

Необходимо продолжить работу по привитию детям культурно-гигиенических навыков (умение следить за своим внешним видом, культурно вести себя за столом), информировать о факторах, влияющих на здоровье человека, учить обращаться с просьбой, благодарить.

Таким образом, подтверждается основная гипотеза проекта:

  • При формировании представлений о здоровье и здоровом образе жизни большое значение имеет пример окружающих, родителей и остальных членов семьи.

  • Только при повседневном развитии двигательных умений и навыков и контроле можно добиться формирования и закрепления у ребенка потребности в двигательной активности.

Поделиться:

Оставить комментарий