Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > «Кружковая работа по приобщению к русской народной культуре через знакомство с народными календарными праздниками»
Post Icon

«Кружковая работа по приобщению к русской народной культуре через знакомство с народными календарными праздниками»

Автор: Корепанова Н. А., воспитатель I квалификационной категории МБДОУ «Игринский детский сад №10», п. Игра, Удмуртская Республика

(для детей старшего дошкольного возраста)
Пояснительная записка
«Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохраненное предшествующим поколениям
может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».
С.Михалков

Кружковая работа «Лукошко» направлена на ознакомление детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентирована на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.
Данная работа опирается на программу О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», целью которой является эстетическое воспитание детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта работа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Работа имеет структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей и ценна тем, что участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.
Кружковая работа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.
Актуальность темы заключается в том, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно система знаний, представленных в работе, поможет нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края.

Целью кружковой работы является: приобщение детей к русским народным традициям через праздничную культуру русского народа, для формирования у них первоначальных представлений о народных праздниках, истории и жизни русского народа.

Задачи:
1.Освоение исторического и культурного наследия России через памятные даты народного календаря; 2.Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
3.Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
4.Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
5.Обогащать словарный запас детей.

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:
1.Беседы;
2.Занятия на основе метода интеграции;
3.Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
4.Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства;
5.Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;
6.Экскурсии в художественную галерею, краеведческий музей, детскую библиотеку, храм Иоанна Богослова;
7. Дидактические игры;
8. Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
9. Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
10. Использование народных игр, в том числе хороводов.
В работе используются различные методы и приемы:
1.Метод наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
2. Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения);
3. Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения, совместное разучивание народных танцев, песен);
4. Частично-поисковый;
5. Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
6. Сотворчество;
7. Мотивационный (убеждение, поощрение).
Формы занятий: индивидуальные, подгрупповые, интегрированные. Программа рассчитана на детей 6-7 лет. Занятия проводятся с подгруппой по 13 человек. Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня. В год проводится 28 занятий. Продолжительность 30 минут.
Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.
Предполагаемый результат:
1.Формирование устойчивого интереса у детей к истории и культуре нашего народа;
2.Наличие у детей представлений о народных праздниках;
3.Формирование уважения к историческому наследию.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду и в поселке; участие детей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам.

СКАЧАТЬ РАБОТУ

Поделиться:

Оставить комментарий