Вы находитесь здесь: Главная > Доклады, консультации > «Лента времени» как средство повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста к истории родного края.
Post Icon

«Лента времени» как средство повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста к истории родного края.

Автор: Хохлова Галина Тимофеевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 31 «Аленький цветочек» г. Губкин

За последние годы в стране произошли большие перемены. Россия переживает один из не простых исторических периодов. Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение. Но, как бы ни менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину, как мать любит своего ребенка.
В настоящее время с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о народной культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях.
Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. Пагубно забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Ведь это прямой путь к бездуховности. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.
Направив свою работу на расширение и углубление знаний детей об истории родного города и края, его традициях и обычаях, я решила использовать инновационную форму работы с детьми старшего дошкольного возраста «ленту времени».
Что такое лента времени?
Дело в том, что время - понятие довольно абстрактное. Если говорить уж совсем откровенно, его и вовсе не существует. Человек придумал категорию «время» для собственного удобства. А поскольку в сознании прочно заложено, что прошлое было давно и находится где-то позади, а будущее – это то, к чему еще нужно идти, ничего удивительного, что и время воспринимается, как некая линия.
«Лента времени» - это наглядное дидактическое пособие, изготовленное ребенком. Изучая историю, он отмечает на этой ленте основные факты, события, которые произошли в каждый период времени. Дополняют эти записи иллюстрации. Лента времени - незаменимый помощник в обучении ребенка. Особенно облегчает запоминание материала для «визуалов», так как все исторические события представлены на ленте наглядно.
Темами для ленты могут быть - история искусств, музыки, науки, транспорта, географических открытий, литературы, жизнеописание какой-либо истерической личности. Можно включить в «ленту времени» и события своей семьи, вашу родословную.
Существуют различные виды «ленты времени». Это может быть настенный плакат. «Лента времени» на стене дает возможность увидеть всю историческую эпоху целиком «с одного взгляда», но требует много свободного места на стене. Удобнее всего изготовить съемные фигурки, которые можно добавлять или снимать. Для этого можно использовать магниты, застежки «липучки» или кармашки, в которые вкладываются фигурки. Но можно просто наклеивать фигурки на плакат.
«Ленту времени» можно изготовить в виде блокнота или записной книжки. Главный плюс «ленты времени» в виде блокнота заключается в том, что она может легко храниться на полке. Кроме того, каждый ребенок может иметь свой собственный блокнот с «лентой времени».
Для изготовления блокнота необходимо взять общую тетрадь и расчертить ее. Или же просто написать на каждой странице временной промежуток, который будет освещаться на этой странице. Можно выполнить блокноты по каждому историческому периоду: Древний мир, Средневековье, и т.д. Картинки можно вырезать из старых журналов, учебников или же скачать с Интернета.
Так же «ленту времени» можно изготовить в виде карточек, как мини-книжку.
Ребенок может нарисовать на временной линии важные исторические события, запомнить их будет ему гораздо проще.
Кроме того, такая схема, если сделать ее яркой и интересной, станет забавной игрой и позволит внести в процесс обучения элементы творчества.
Использование данной инновационной формы работы способствует
расширению круга познавательных интересов дошкольников, отмечается повышение уровня общей и художественной культуры, растёт интерес к историческому прошлому, наблюдается активизация детей. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с самого малого, с любви к своей маме, отцу, к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. «Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» - писал замечательный человек, академик. Д.Лихачёв. Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа, что у каждого человека есть своя Родина, и нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг. Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности - в этом заключается главный смысл моей работы.
Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение у наших детей определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев у них наблюдается.
Воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к своей Родине.
«Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности», - эти слова А.С. Пушкина актуальны и сегодня.

Поделиться:

Оставить комментарий