Вы находитесь здесь: Главная > Доклады, консультации, Опыт работы > Лепка как эффективное средство развития младших дошкольников.
Post Icon

Лепка как эффективное средство развития младших дошкольников.

Автор: Егорова Мария Олеговна, воспитатель г.Ульяновск МБДОУ №207

Скульптура - это вид изобразительного искусства, в котором, так же как и в других видах, художник выражает свое мировоззрение, идеалы эпохи, создавая образ в своеобразных формах. Она дает объемно-пространственное изображение и может быть выполнена как в мягком материале - глине, пластилине, так и в твердом - дереве, камне.

Лепкой называют скульптуру в мягком материале – глине, пластилине. Своеобразие скульптуры проявляется в содержании и в средствах выражения. Основным ее содержанием является изображение, прежде всего, человека. Объектами скульптурного изображения могут быть и животные.

Чем же вызвана эта специфическая сторона содержания скульптуры? Форма всех живых существ характеризуется объемностью, пластичностью, гармоничностью частей, многообразием движений.

Спецификой скульптуры является возможность передавать все особенности формы с разных сторон. Неживая природа, среда, окружающая человека, изображаются в пластике крайне редко. Растения, вещи и прочие предметы иногда включаются в скульптуру как детали, дополняющие основной образ, или служат декоративными элементами.

Лепка играет важную роль в процессе обучения и воспитания маленьких детей. Она развивает зрительное восприятие, образность мышления, память, внимание, оказывает несравнимое ни с чем влияние на развитие мелкой моторики, а значит, речи. С помощью занятий лепкой у ребенка формируется художественно-эстетический вкус.

Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Когда ребенок видит результат своего творчества – объемную фигурку, это стимулирует его к игре с ней, что повышает мотивацию дальнейших занятий лепкой. Простой кусок пластилина или глины в руках ребенка, занятого лепкой, становится машинкой, которую можно возить по столу, она может потерпеть аварию или превратиться в мост или собаку. Для таких превращений ребенку достаточно только покатать кусок пластилина между ладошками, надавить пальчиками, сплющить или вытянуть. Очень скоро ребенок поймет, что он держит в руках объемную форму, которую сам может менять. Именно восприятие формы является основополагающим в занятиях лепкой, в отличие, например от рисунка, где главенствует линия и цвет.

Применяются три вида лепки, каждый из которых имеет свои особенности и решает вои задачи.

  1. Предметная лепка. Это самый простой вид, он используется на раннем этапе занятий. Дети лепят предметы, которые их окружают. Для занятий используются модели простой, четкой формы.
  2. Сюжетная лепка. Это более сложный уровень занятий лепкой. Он предполагает наличие минимум двух предметов, находящихся во взаимодействии: снеговик и елка, кот и мячик, лиса и колобок.
  3. Декоративная лепка. Самый сложный вид лепки. Он требует заранее выполненного эскиза в виде рисунка предмета и его росписи. Занятия декоративной лепкой развивает у детей навыки обращения с различными инструментами, учат красивому заполнению пространства, а также, позволяют создать изделие, которое можно подарить или использовать как игрушку или украшение.

В младших группах детского сада используют, в основном, предметную лепку. Дети изображают предметы окружающей их действительности, но создание даже самой простой фигурки – это творческий процесс. Так, комок пластилина маленьким ребенком воспринимается как мяч или колобок, а если соединить два конца длинной колбаски, получится баранка. Процесс лепки дарит ребенку наслаждение от гладкости и пластичности материала, от красивых форм и объемов, которые у него получаются. Одновременно, происходит знакомство со свойствами материала, пропорциями предметов, их строением, развивается глазомер, точность движений. Чем лучше у ребенка получается то, что он задумал, тем больше он любит заниматься лепкой, и тем сложнее задания готов выполнить.

Каждый вид изобразительной деятельности развивает у ребенка ум, художественно-эстетический вкус, творческие способности и многие другие качества, необходимые для формирования социально активной личности. Развитие этих качеств на занятиях лепки имеет свои особенности:

  1. Восприятие предмета со всех сторон, а не с одной, как это происходит во время занятий рисованием или аппликацией. В связи с этим качеством, ребенок избегает условного восприятия изображения, без чего не обойтись в других видах изобразительной деятельности.
  2. Развитие чувства осязания одновременно обеих рук. Активность как правой, так и левой руки ведет к более точным движениям в передаче формы, размеров предмета, что, в свою очередь, позволяет ребенку быстрее усваивать способы изображения и переходить к самостоятельной работе, развиваясь творчески.
  3. Самостоятельный подход в поисках новых способов изображения. Процесс лепки позволяет ребенку самому находить варианты и способы изображения предмета, т.к. у него всегда есть возможность сразу же исправить ошибку, изменив форму при помощи пальцев, специальных инструментов, а также добавления или удаления количества материала. Причем, у ребенка есть возможность исправления столько раз, сколько он посчитает нужным, чего не может быть в других видах изобразительной деятельности.
  4. Развитие трудовых навыков и привычки к аккуратности. Процесс лепки предполагает использование специальной одежды и оборудования: нарукавников, передника, доски и стеков, а при работе с глиной – станка с поворотным кругом. Ребенок приучается приводить свое рабочее место в порядок, выполнять определенные действия с остатками глины, чтобы избежать ее высыхания и порчи материала или оборудования.

Способствуя формированию сенсорных основ изобразительной деятельности, лепка одновременно влияет на становление художественно-образного видения. Исследователь Н. П. Сакулина пишет, что «Развитие художественного творчества невозможно без эстетического освоения действительности, под которым понимается эстетическое восприятие, переживание, оценка» [44, 66]. Непосредственность детских реакций, их эмоциональность и яркость у младших дошкольников могут свидетельствовать о начальных этапах художественно-эстетического развития. В связи с этим очень важно, чтобы во время занятий лепкой дети могли свободно пользоваться материалом для передачи своим способом формы, размеров, образов предметов и явлений окружающего мира. Пространственно-двигательный ритм как более простое из выразительных средств помогает младшим дошкольникам в передаче содержания. Постепенно происходит взаимодействие ритма с другими средствами изобразительной деятельности.

Если внимательно рассматривать детские произведения лепки, можно убедиться, что при одном задании, все они довольно разнообразны. Нюансы в размерах, индивидуальный подход к деталям, а также неровности, шероховатости, впадинки и выпуклости, свойственные самому материалу – все это делает каждое изделие неповторимым. Таким образом, овладевая изобразительно-выразительными навыками, ребенок приобщается к творчеству. Овладевая навыками изображения простых форм, дети начинают передавать образы не ассоциативно, а преднамеренно. Постепенно возникает сюжет, часто сопровождаемый звуками, жестами или даже целыми действиями со стороны ребенка. Предметная лепка переходит в сюжетную, образ становится для ребенка живым, интересным, своим. Процесс этот довольно сложный, и проходит по-разному даже у детей одного возраста. Он зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его эмоциональности, мышления, а также уровня художественно-эстетического развития.

Очень важное место на занятиях лепкой занимает игра. «С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми» [51, 43]. Игра – первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творчества. С помощью игры у ребенка развивается фантазия, воображение, происходит накопление первых эстетических впечатлений. Также, «игра – замечательный способ преодолеть любые комплексы, нерешительность и робость» [26, 53]. Ребенок, увлеченный игрой, попросту забывает о волнении. Он выполняет задание так, как выполнял бы условие игры, а потом, получив награду, удивляется тому, что бояться-то было совсем нечего. При этом он никогда не забудет ощущение победы и впредь будет более в себе уверен. Одновременно у ребенка повысится степень доверия воспитателю, что очень важно, т.к. вся психолого-педагогическая литература отмечает важность интерактивного взаимодействия воспитателя с воспитанниками, способствующего активизации усвоения знаний.

Игровой элемент можно внести в любой вид деятельности на занятиях, что сделает даже самое скучное и сложное задание интересным и увлекательным. Так, «при обучении счету используются забавные «считалки», которые распределяются по ролям между участниками и используются в любой подвижной игре, превращающей часть занятия в физкультминутку, так необходимую для снятия напряжения маленьким ученикам» [20, 19]. В работе с самыми маленькими детьми можно использовать их любимые игрушки, принесенные из дома.

Несмотря на свою кажущуюся легкость и совсем «не учебную» специфику, игра в процессе обучения участвует очень активно и выполняет следующие функции:

  1. Обучающая функция. Она заключается в развитии восприятия информации, способности концентрировать внимание, улучшении памяти, развитии других необходимых для умений и навыков.
  2. Воспитательная функция. Развивает чувство взаимопомощи, поддержки, внимания по отношению к партнеру по игре, учит слушать и слышать.
  3. Развлекательная функция. Ее главная задача – создание непринужденной и творческой атмосферы на занятии, возможность обратить все в шутку, если ребенок расстроился, превращение занятия в интересное приключение или сказочный мир.
  4. Коммуникативная функция. Эта функция объединяет учащихся, устанавливая новые для них эмоционально-коммуникативные отношения.
  5. Релаксационная функция- снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.
  6. Психологическая функция. Отвечает за перестройку психики для усвоения большего объема информации, а также за подготовку всего физиологического состояния для более эффективной деятельности.
  7. Развивающая функция. Эта функция направлена на гармоническое развитие личности.

Несмотря на то, что игра – это интересное, увлекательное занятие, она является еще и образовательным занятием, поэтому игра должна соответствовать определенным требованиям:

  1. Игра должна обладать четкими правилами, которые ребенок знает и беспрекословно соблюдает.
  2. Соблюдение правил игры должно привести к определенному результату, который ребенок сознательно воспринимает как выполненную задачу.
  3. Ход игры предоставляет каждому ребенку возможность выбора какого-то определенного действия, что обеспечивает индивидуальную активность в коллективной игре.
  4. Необходимо, чтобы ребенок точно знал, какой навык тренируется в данной игре. Важно, чтобы наряду с закреплением уже приобретенных знаний, ученик узнавал что-то новое.

Формы игры бывают самые разнообразные. Они делятся по разным категориям. По виду деятельности можно выделить игры физические, трудовые, интеллектуальные, психологические, социальные. По характеру педагогического процесса различают обучающие, тренировочные, воспитательные, творческие, коммуникативные игры и т.д. И наконец, по характеру игровой методики выделяют предметные, сюжетные, ролевые, имитационные игры и т.п.

Необходимо отметить следующие принципы организации занятий: наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, вариативный подход.

Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для ребенка большую сложность, и это заставляет воспитателя с особой ответственностью подходить к отбору материала для лепки, содержанию и приемам обучения. Обычно в детском саду используют глину и пластилин.

«Глина - наиболее ценный материал, имеющий нейтральные и удобные для работы цвета» [27, 43] . Она может быть грунтовой коричневого, белого, серого цвета с зеленым и голубым оттенками. Можно использовать специально подготовленную цветную керамическую глину, которая пригодна для обжига в муфельной печи.

Глина приятна в работе. Большой кусок ее создает хорошую основу для интересной лепки. Хранить глину лучше в пластмассовом сосуде, так как в металлическом она покрывается ржавчиной. Чтобы глина всегда была пригодна для работы, ее необходимо держать в прохладном, сыром помещении под влажной тряпкой. «Сырые или полупросушенные изделия дети в старшей или подготовительной группе могут окрасить жидкой глиной - ангобом, а затем, хорошо просушив, обжечь в муфельной печи. Ангоб - это керамическая краска, которую получают, разводя глину водой до густоты сметаны. С древних времен ангобом люди расписывали глиняные изделия» [50, 142].

В настоящее время ангоб широко используют для росписи керамической посуды. Пластилин - упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Он может быть однотонным и цветным. Первый дает возможность лучше понять цельность формы и строения предмета. «Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным средством выразительности» [8, 32]. К вспомогательным материалам лепки относят каркасы.

Для обучения детей лепке в качестве каркасов можно использовать обыкновенные палочки разной длины и толщины. С помощью каркаса фигуры становятся более устойчивыми, динамичными. Работы из глины, выполненные на каркасах, часто дают трещины, а поэтому, как только изделия подсохнут, каркас можно осторожно удалить, вытягивая его из формы, чтобы дальнейшее высыхание шло без него.

В процессе лепки нужно уметь пользоваться стеками. Они могут быть деревянными, которые легко сделать самим, и металлическими. Самая простая форма стеки - палочка, заостренная с одной стороны и закругленная с другой, но может быть она и в виде петли, палочки с петлей из проволоки. Используется стека для обработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой, с ее помощью снимается лишняя глина с формы, делаются надрезы.

 

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий