Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Логико-математическое и экономическое развитие дошкольников
Post Icon

Логико-математическое и экономическое развитие дошкольников

Автор: Гукова Марина Викторовна, воспитатель воспитатель, 1 квалификационная категория, МКДОУ д/с "Радуга" п. Тазовский, ЯНАО

Идея интеграции основана на том, что в процессе освоения экономических представлений «востребованы» разнообразные математические действия (счет, измерение, вычисление); также создаются проблемные ситуации, для решения которых дети стремятся устанавливать разнообразные отношения (количественные, размерные и т. п.), анализировать условие, рассуждать. Идеи данной интеграции были представлены в работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной, А. А. Смоленцевой и др.

В данном аспекте разрабатываются технологии обогащения экономических представлении у дошкольников, основанные на интеграции с логика-математическим содержанием (А. А. Смоленцена. «Введение В мир экономики, или как мы играем в экономику»). Технологии направлены на уточнение, конкретизацию и обобщение некоторых представлений экономической направленности, развитию умений и качеств (бережливость, хозяйственность, аккуратность, заботливое отношение к окружающим предметам и т. п.). В процессе освоения дошкольниками представлений о ресурсах, доходах-расходах, бюджете, выгодных предложениях, экономически правильном поведении (на доступных примерах из опыта семьи) создаются ситуации, способствующие развитию математических представлений и действий. Подробные идеи интеграции представлены и в разработках А. Д. Шатовой, Е. А. Сидякиной И др.

Методами и приемами, традиционно используемыми в практике детского сада, являются:

ознакомление детей с денежными единицами (как правило, монетами различного достоинства) и использование их в ролевых играх типа «Магазин», что создает условия МЯ освоения дошкольниками вычислительных действий;

организация опыта экспериментирования с различными веществами (переливание, пересыпание, измерение, установление Отношения часть -целое, взвешивание, сравнение по размеру, объему и т. п.) В процесс е сюжетно-ролевых игр или освоения «кулинарии» (заварка чая (определение количества воды), замешивание теста, выпечка пирожных (какая формочка поместится большее число раз на пласте теста); деление торта на определенное число гостей (установление зависимости) и т. п.).

использование сюжетно-ролевых игр, например, игры «Супермаркет» (другие варианты - «Портняжная мастерская», «Ателье», «На кухне»), в которой представлены разные отделы супермаркета: бакалея, кондитерские изделия, отдел овощей и фруктов и т. п. Детям предлагается распределить отделы, определить количество товара, провести сортировку по заданному признаку (форме, размеру и т. п.), осуществить взвешивание, завертывание и т. п. Используются касса, монеты и т. п. В процессе игры обогащаются и экономические представления (приход, расход, бюджет и т. п.), и математические представления и умения.

Логико-математическое развитие и освоение краеведческих представлений дошкольниками

В процессе освоения краеведческих представлений математическое содержание может быть «востребованным» и способствовать более дифференцированному восприятию исторических фактов, культурных традиций, художественно-эстетических достопримечательностей (например, сообщение информации о массе и размере Гром-камня и обсуждение фактов, связанных с памятником Петру 1; определение толщины стен Петропавловской крепости в связи с их функциональным назначением; измерение длин различных мостов города и установление связи результатов с шириной соответствующих рек и т. п.). При этом такая интеграция не должна приводить к нивелированию эстетической и культурной ценности изучаемых объектов.

В ряде методических разработок предусматривается «насыщение» процесса освоения краеведческих представлений математическим содержанием; математические действия и представления являются своеобразным инструментом, помогающим уточнить знания о достопримечательностях города. Например, детям предстоит решить логические задачи на поиск лишнего, арифметические задачи, содержательной стороной которых являются некоторые интересные факты из истории и культуры города; осуществить решение примеров и через соотнесение ответа (числа) и буквы - узнать названия рек; решить ребусы, загадки о городе, в которых используются математические данные и т. п. (З. А. Серова. Знакомлюсь с математикой. Пособие для подготовки детей к школе, 2000; Петербургский задачник ДЛЯ малышей, 2003).

В практике детских садов возможна интеграция в форме организаций следующих детских исследовательских и информационных игр-проектов.

«Архитектура города» (включает освоение размерных отношений, формы, пропорции, симметрии - асимметрии в архитектуре и математике; осуществление счета (колонн, этажей зданий); установление связей между этажами, размерами домов».

Организация экскурсий в город, в процесс е которых предстоит найти (заметить) необычное по форме (размеру, числу); найти объекты, которых где-то находится по 2 (3-5). Например, можно предложить упражнение: «Где спряталось число 2 (3,4, 5)'1,) (возможные ответы: два памятника у Казанского собора, два крыла у Ангела - символа Петербурга, две Ростральные колонны, две колонны у здания, два одинаковых постамента, двойняшки в Коляске, двойка на номере у машины). Другой пример: «Найти объекты необычного (оригинального, интересного) размера» (высокий шпиль, длинный балкон, высокий пешеход, длинная машина - лимузин); редкой формы (постамент памятника необычной формы, круглое окно под крышей старинного дома, зигзагообразная клумба). Результаты обсуждения можно записывать, зарисовывать в альбоме «Путешествия по любимому городу».

Литература

1. Кларина Л. М. Проблема выбора образовательной программы и ее реализации в детском саду // Готовимся к аттестации. Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2005.

2. Кларина Л. М., Михайлова з. А. Особенности организации образовательного процесса по теме «Мы В детском саду и дома» // Методические советы к программе «Детство». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

3. Мир экономики глазами ребенка (на материале рукотворного мира: План-программа по экономическому воспитанию старших дошкольников / Дыбина о. В., Сидякина Е. А., Паленова Н. П., Кузнецова Н. г. Под ред. о. В. Дыбиной.э- Тольятти, 2000.

4. Радуга: Программа и методические рекомендации по воспитанию, развитию и образования детей 5-6 лет в детском саду / Сост. Т. Н. Доронова.- М.: Просвещение, 1996.

5. Серова з. А. Знакомлюсь с математикой. Пособие ДЛЯ подготовки детей к школе. - СПб.: Питер, 2000.

Поделиться:

Оставить комментарий