Вы находитесь здесь: Главная > Логопеду > Логопед для малыша
Post Icon

Логопед для малыша

Автор: Белякова Лариса Анатольевна учитель-логопед МАОУ «гимназия №42», дошкольное подразделение г. Кемерово

Неумолимо мчится время. Казалось бы, совсем недавно с улыбкой смотрели на первоклашек, спешащих на первый в их жизни школьный урок, а сегодня уже выносим новогодние ёлки.

Посещая уроки преподавателей первых классов, не только отмечаешь высокий уровень преподавания, но и невольно замечаешь немалое количество детей с дефектным звукопроизношением. И становится грустно. Грустно, потому что упущено наиболее благоприятное время для коррекции звукопроизношения. Грустно, потому что эти дети неизбежно столкнутся с трудностями в письменной речи – ребёнок, пропускающий в своей устной речи определённый звук (либо заменяющий его другим), будет пропускать (либо заменять его другим) и на письме. Грустно, потому что эти дети ограничены в выборе профессии. Конечно, мы, логопеды, ставим звуки и выпускникам школ, но нет никакой гарантии, что будущие юристы и актёры смогут регулярно употреблять эти звуки в речи – слишком долго обходились без этих звуков, успела сформироваться привычка. И, наконец, правильная, образная, красивая речь – признак культурного и воспитанного ребёнка, а впоследствии и взрослого человека.

Сегодня педагоги крайне обеспокоены – неуклонно растёт количество детей с нарушениями в речевом развитии. Свои первые слова малыщ произносит около года, предварительно подготавливая свой артикуляционный аппарат гулением и лепетом. Если этого не происходит, есть повод обратиться к неврологу и сурдологу (у ребёнка м.б. снижен слух, и он не понимает речь окружающих). Иногда малыш не торопится говорить, потому что не видит в этом особой необходимости: взрослые по единственно произнесённому звуку и указанию пальчиком бросаются выполнять его требования. В этом случае стоит «не понять» маленького мудреца, и спустя некоторое время, после капризов, он начнёт с жестов переходить на речь, пусть и малопонятную сначала окружающим. К пяти годам ребёнок должен уметь произносить все звуки родного языка. Если этого не происходит, есть повод обратиться к логопеду, ведь пришло время учиться читать. В некоторых случаях, если ребёнок межзубно произносит свистящие и шипящие звуки, стоит воздержаться от обучения ребёнка английскому языку, ведь для англичан межзубное произношение – норма.

Если Ваш малыш только учится говорить, предложите ему в игровой форме выполнить несложные упражнения – они подготовят артикуляционный аппарат малыша к произношению сложных звуков.

С 2-х ЛЕТ:

«Тигрёнок» - поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы (тигрёнок разозлился), опустить губку вниз. Поднять руки на уровень лица – «выпустить когти», согнуть пальчики. Следите, чтобы двигалась только верхняя губа. Повторите 5-10 раз.

«Орешки» - рот закройте, кончиком языка с напряжением поочерёдно упирайтесь то в левую, то в правую щёчку. Удерживайте язык в таком положении 3-5 сек. Следите, чтобы на щёчках были видны твёрдые шарики –«орешки». Прикладывайте пальчики снаружи к щеке. Повторите 4-6 раз.

«Часики» - улыбнитесь, высунув язык (длинный и тонкий) как можно дальше. Плавно двигайте языком из одного уголка рта в другой и обратно. Следите, чтобы двигался только язык, нижняя челюсть должна оставаться неподвижной – при необходимости удерживайте её рукой. Повторите 4-8 раз.

«Лопаточка» - улыбнитесь, приоткройте рот. Положите расслабленный язык на нижнюю губку. Удерживайте язык в таком положении 5-10 сек. Следите, чтобы нижняя губка не подворачивалась внутрь. Боковые края языка должны касаться углов рта. Повторите 3-5 раз.

«Лошадка» - улыбнитесь, приоткройте рот, пощёлкайте кончиком языка (лошадка цокает копытами). Ускорьте темп. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Повторите 4-6 раз.

«Слоник» - сомкните губы и зубы. Губы с напряжением вытяните вперёд трубочкой и удерживайте их в таком положении 3-5 сек. Повторите 2-3 раза.

С 3-х ЛЕТ:

«Чистим зубки» - улыбнитесь, откройте рот. Широким языком проведите поочерёдно с внутренней стороны то верхних, то нижних зубов. Движения выполняйте под счёт, в спокойном темпе, 6-10 раз. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась, при необходимости придержите её руками.

«Чашечка» - улыбнитесь, широко открыв рот. Высуньте широкий язык, придав ему форму «чашечки» - поднимите боковые края языка и его кончик. Старайтесь удерживать язык в таком положении 3- 6 сек. Повторите 4-6 раз. Следите, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, придерживайте её.

«Горка» - откройте рот, улыбнитесь. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх «горкой». Удерживайте «горку» 4-6 сек.

Поделиться:

1 комментарий

  1. Татьяна:

    Упражнения не по возрасту и не по назначению. Сразу видно, что Вы не работаете с дошколятами. Если не понимаете, не позорьтесь!

Оставить комментарий