Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Логопедический досуг «Волшебный мир звуков и букв»
Post Icon

Логопедический досуг «Волшебный мир звуков и букв»

Автор: Шурыгина С.Н. - учитель – логопед МБДОУ № 101 г. Ульяновска

(Для детей подготовительной к школе группы)
Цель: Систематизация знаний, умений, навыков по подготовке детей к школьному обучению.

Задачи:

К: Совершенствовать навыки звукового анализа слова, слогового анализа одно-, двух-, трёхсложных слов.

Выделять первый звук из слов, составлять слово по первым звукам предложенных слов.

Развивать звуковую культуру речи, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Учить узнавать буквы из разных шрифтов, различать правильно и неправильно напечатанные буквы.

Расширять словарный запас через участие в словесно - речевых играх.

П: Развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности. Побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что видели.

Совершенствование зрительного и слухового восприятия, логического мышления.

Ф: Совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику.

Упражнять в координации речи с движениями.

С: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Воспитывать чувство сотрудничества, умение работать в коллективе. Воспитание эмоционального отклика на изображённое на картинках, инициативности, самостоятельности, любви к природе.

Развивать эмоционально - волевую сферу.

Дизайн предметно – игровой среды:

* музыка для входа в зал - песня «Чему учат в школе»;

* воздушный шар с телеграммой (письмо-записка);

* билеты (талончики с нарисованной слоговой схемой на каждого ребенка);

* игрушки (заяц, кот, мышка, лиса, тигр, слон, утка, мишка, собака, волк, белка, еж);

* таблички с заглавными буквами имени каждого ребёнка;

* слово ТРАП;

* ворота «Звукоград» из спортивного оборудования;

* карточки со звуками (О, Т, А, У, И, М, Н, В, С, З);

* воздушные шары по количеству детей, с напечатанными слогами;

* оптимьюзик (огоньки зеленого, синего, красного цвета);

* сухой бассейн с разноцветными шарами;

* магнитная доска, маркер, недописанное слово «ШКОЛА»;

* музыка для релаксации (звуки природы);

* сюрприз (шоколадные медали); * шапочки сказочных героев (мышка, зайка, медведь, лиса, волк);

* рюкзак, букварь, альбом, краски,

* проектор с картинками (густые леса, голубая река, зеленые поля, прекрасные дома, высокие деревья, горный хребет, прозрачное горное озеро, цветочная поляна).

Ход досуга:

I. Организационный момент.

Звучит музыка (песня «Чему учат в школе»).

В зал, украшенный воздушными шарами, входит учитель - логопед с детьми (под музыку).

Учитель - логопед: Дети, посмотрите здесь много гостей, поздоровайтесь.

Лопается один из шаров, в нем приглашение:

Учитель – логопед читает (или ребенок):

ЗДРАВСТВУЙТЕ РЕБЯТА! ПРИГЛАШАЮ ВАС В СТРАНУ БУКВАРИЮ. ЗДЕСЬ ВАС ЖДУТ ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ.

ЖДУ ВАС В ГОСТИ. Тибурано

Учитель - логопед: Ребята, а вы поняли, от кого это письмо?

Дети делают разные предположения, логопед наводит на мысль, что это сказочный персонаж. Дети дают ответ – это Буратино.

Учитель - логопед: Ребята, а какую ошибку допустил Буратино, подписывая это письмо? (Он переставил слоги в своём имени).

Учитель - логопед: Молодцы! Ну что же, примем приглашение Буратино? Отправимся в страну Букварию? (ДА!!!)

Учитель - логопед: А хотите ли вы узнать, кто является жителями страны Букварии? Для этого посмотрите на картинки (включить на оптимьюзик картинки: БАНТ-УТКА-КНИГА-ВОРОНА-НОТЫ).

Если мы с вами из каждой картинки выделим первый звук, а потом их все соединим, то узнаем, кто живет в стране Букварии.

Но будьте внимательны, из последней картинки мы выделяем последний звук.

Картинки: БАНТ-УТКА-КНИГА-ВОРОНА-НОТЫ поочерёдно появляются на экране оптимьюзик.

Дети выделяют первый звук из названий картинок и записывают на доске соответствующую букву. Получается слово БУКВЫ.

II. Путешествовать будем на ковре-самолёте.

Дидактическая игра «Пройди через ворота» (придумай слово на соответствующий звук).

В этом городе живут волшебные звуки и буквы. Чтобы попасть на ковер - самолет, надо пройти через звуковые ворота. (Дети берут символ звука, придумывают слово на заданный звук и проходят через ворота).

Учитель - логопед: - Не успели мы выполнить одно задание, нам уже приготовили другое.

Дидактическая игра «Подбери слово к слоговой схеме» (выбрать игрушку).

Учитель - логопед: Чтобы попасть на ковер - самолет, надо, получив билет (талончик с нарисованной слоговой схемой), выбрать себе попутчика (игрушку) в соответствии с билетом.

Заяц кот мышка поросёнок тигр корова

Слон утка мишка собака белка кенгуру

Учитель - логопед: Вы прекрасно справились с заданием. Прошу всех на ковер-самолет и усаживайтесь на своё место.

III. Полет на ковре – самолёте. (Звучит релаксационная музыка).

Учитель - логопед: Сейчас вы внимательно смотрите и слушайте, о чем я вам буду рассказывать.

«Мы летим над густыми лесами, голубыми реками, зелеными полями. Ребята, посмотрите, какие прекрасные дома и высокие деревья мы видим. Вдали виднеется целый горный хребет, а рядом с ним прозрачное горное озеро. Какую красивую цветочную поляну мы с вами пролетаем!

Все цветы слились в один большой разноцветный ковер, который так красочно смотрится и радует нас!

Ну что ж, вот мы уже и приземляемся, а значит, начинается наше путешествие!»

Учитель - логопед: - Чтобы сойти с самолета нам нужен… Дети задумались. А чтобы вы отгадали это слово, вам нужно собрать его из букв.

Дидактическая игра «Слово рассыпалось»

На доске висят карточки с буквами Т, Р, А, П. Дети собирают слово ТРАП.

(На экране появляется картинка ТРАП – презентация 2).

Дидактическая игра на внимание «Твердый - мягкий»

Учитель - логопед: - Ребята, наши попутчики хотят поиграть с нами. Определите первый звук в названии попутчика – игрушки и встаньте под определенный цвет огонька (если твердый согласный – к синему огоньку, если мягкий согласный – к зеленому огоньку).

Учитель - логопед: - Ребята! Впереди горы.

(На экране появляется картинка – ГОРЫ).

- Чтобы нам перебраться через них, мы с вами как альпинисты должны будем идти друг за другом по цепочке. А поскольку мы с вами находимся в стране Букварии, нам в этом деле помогут буквы.

Дидактическая игра «Цепочка слов»:

На столе разложены картинки.

Учитель - логопед: - Дети вы должны выложить картинки на магнитной доске таким образом, чтобы название следующей картинки начиналось на последний звук предыдущей.

Картинки: УЗЕЛ-ЛОДКА-АРБУЗ-ЗАБОР-РЫСЬ-САНКИ-ИНДЮК-КУРТКА-АВТОБУС-СОВА-АПЕЛЬСИН-НОСКИ (Или Карандаш – шапка – ананас – сом – мост – танк – кубики – иголка – арбуз – змея).

Ребенок ставит картинку и садится на свое место.

Дидактическая игра на внимание «Эхо» (дети повторяют последний слог слова из фразы).
Учитель - логопед:- Послушайте, какое эхо в горах. Эхо тоже хочет с нами поиграть. Поиграем?
Собирайся, детвора! (-ра, -ра, -ра) –отстукивание деревянными ложками
Начинается игра! (-ра, -ра, -ра)
Да ладошек не жалей! (-лей, -лей, -лей) – отхлопывание ладошками.
Бей в ладошки веселей! (-лей, -лей, -лей)
Сколько времени сейчас? (-час, - час, -час) – отстукивание деревянными
Сколько будет через час? (-час, - час, -час) ложками по столу

И неправда, будет два! (-два, -два, -два) - оттопывание ногами
Думай, думай голова! (-ва, -ва, -ва)
Как поет в селе петух? (-тух, -тух, -тух) – щелчки пальцами.
Да не филин, а петух! (-тух, -тух, -тух)
Вы уверены, что так? (-так, -так, -так) – отстукивание молоточками.

А на самом деле как? (-как, -как, -как).

IV. Перебрались через горы, оказались на берегу моря, где на острове находится чудесная страна Буквария.

(На экране появляется картинка МОРЕ).

Попасть на остров нам поможет КИТ.

Подходят к сухому бассейну.

Дидактическая игра «Звуковой анализ слова»

Учитель – логопед:

- Ребята, так как КИТ не умеет ни читать, ни писать, он просит сосчитать, сколько звуков в его имени и выложить его имя из разноцветных шариков, поможем КИТУ?

- Какого цвета нужно взять шарики?

- Скажите, сколько слогов в слове КИТ? (Один слог, т.к. мы слышим один гласный звук).

- Какой первый звук? (Кь) Дайте характеристику звука Кь.

- Какой второй звук? (И) Дайте характеристику звука И.

- Какой третий звук? (Т) Дайте характеристику звука Т.

- Сколько звуков в слове? - Сколько гласных?

- Сколько согласных? - Сколько красных?

- Сколько синих? - Сколько зеленых?

Молодцы, мы с вами справились с заданием.

Дидактическая игра «Допиши Буквы» (на магнитной доске маркером).

Учитель – логопед: - А теперь давайте отправимся туда, где мы возможно встретим нашего Буратино!

- Как вы думаете, куда мы с вами пойдем?

Дети делают разные предположения, логопед предлагает восстановить слово, написанное на доске.

- В слове не дописаны разные элементы букв.

Дети восстанавливают слово и читают его. (ШКОЛА).

Звучит музыка – Ритмическая мозаика №4

VI. Инсценировка «Хвастунишка». (Картинка – лесная полянка).

Учитель - логопед: Ребята, в волшебной и удивительной стране Букварии живут разные сказочные герои. И они, как и вы, осенью пойдут в школу. Давайте заглянем на полянку, где собрались зверята и показывают друг другу, что им родители к школе приготовили.

Зайчонок: Мне мама ранец купила.

Мышка: А мне краски разноцветные.

Лисичка: А мне букварь с разноцветными картинками.

Волчёнок: А мне альбом.

Учитель – логопед: Все ребята хотят в школу.

Медвежонок: Эка невидаль, школа, я и без школы всё знаю!

Зайчонок: - И рисовать умеешь?

Мышка: - И писать умеешь?

Волчёнок: - И буквы знаешь?

Медвежонок: - Я всё знаю, всё умею.

Лисичка: - Тогда прочитай. Что здесь написано (подаёт букварь).

Учитель – логопед: - Взял медвежонок букварь (звери улыбаются). А вы, ребята, догадались, почему звери рассмеялись? (Мишка держал букварь вверх ногами).

VII. Дидактическая игра «Воздушные шары» (звук ветра).

Учитель - логопед: Подул сильный ветер. Все шарики запутались.

Берите каждый по шарику. На них написаны слоги. Найдите себе пару, составьте слова. Два шарика – одно слово.

Учитель – логопед: - Ой, ребята! Я не заметила, оказывается здесь лежит еще одно письмо от Буратино.

Я прошу у Вас прощенья, что не застали Вы меня. Много дел, но очень рад, что Вы здесь, что все задания смогли Вы выполнить, - ждёт Вас награда! Буратино.

(К письму прилагается коробка с угощениями).

IX. Итог.

Учитель – логопед: - Ребята, вам понравилось в стране Букварии?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Какие задания вам было интересно выполнять?

- Ну а теперь вам пора обратно в детский сад.

Устраивайтесь поудобнее на ковёр-самолёт, закрыли глазки и «полетели».

(Звучит спокойная музыка - релаксация)

- Вот мы и дома.

- Посмотрите, Буратино приготовил приз для вас в этой коробке.

- Спасибо вам. Молодцы, ребята.

Ребята, взявшись за руки, под музыку выходят из зала.

(Песня «Чему учат в школе»).

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий