Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Маленькие исследователи
Post Icon

Маленькие исследователи

Авторы: Чепракова Людмила Николаевна,воспитатель группы раннего возраста, Михайлова Ирина Николаевна, воспитатель группы раннего возраста МАДОУ «Детский сад №68 «Чебурашка» общеразвивающего вида» г. Великий Новгород

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый, чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

В своей работе с малышами мы активно используем экспериментирование, в сочетании с нетрадиционной техникой рисования (создания нового, оригинального, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет).

Работа по детскому игровому экспериментированию в раннем возрасте строится по принципам: от простого и знакомого, к сложному и малознакомому: от близкого к далекому.

С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в неё и вылавливать различные предметы: что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

Дети получили представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но её можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Кукла замаралась»).

С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.

Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми раннего возраста помогли сделать деятельность детей при ознакомлении с окружающей действительностью более интересной и разнообразной.

Главная особенность экспериментирования с детьми раннего возраста в том, что оно происходит в привычной, обычной для детей жизни через игру. Интересно поиграть с Мишкой, который пришел в гости, принес корзинку с сюрпризами: дети обследуют, проводят опыты, сравнивают их, находят сходства и различия, делают простейшие выводы. Потом малыши угощают Мишку соком, который приготовили вместе с Зайчиком, путем добавления краски разного цвета в прозрачную воду. Эту цветную водичку мы можем использовать с малышами и для того, чтобы нарисовать красивый цветок.

Рисуя красками на мокром листе, получается красивое море, по которому может плыть кораблик. Некоторым деткам нравиться рисовать на большом листе бумаги – губной помадой.

Красивые цветы, птицы получаются при рисовании ладошкой, комочками салфетки, капустным листом, и конечно же, при помощи техники «волшебные нитки». Детки на своих маленьких фланелеграфах нитками – мулине могут «нарисовать» солнышко, травку, дождик, домик, мишку, колобка и тд.

После игры с водичкой, маленькие помощники вытирают со стола остатки воды губкой, тем самым знакомятся со свойством губки – собирает и удерживает воду.

Процесс обыгрывания проблемных ситуаций в совместных со взрослым играх по экспериментированию всегда сопровождается художественно-литературным материалом (стихи, потешки «Водичка, водичка…», «Стучит, бренчит по улице…», «Вдоль по реченьке лебёдушка плывет…»), который позволяет нам заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание, создавать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

Такая организация совместной деятельности пробуждает творческую активность. Стимулирует речевые высказывания детей и развитие коммуникативной функции речи детей раннего возраста.

Кроме совместной деятельности дети имеют возможность и сами сделать маленькие открытия. С этой целью в группе создана предметная среда, где собраны предметы живой и неживой природы, утилизированный и почий материал (кусочки, ткани, пробки, мерные ложки, сита и воронки разного материала, объема, резиновые груши разного объема, половинки мыльниц, формы для изготовления льда, контейнер для яиц, пипетки с закругленными концами, пластиковые шприцы без игл). Природный материал: камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты ёмкости с землей, глиной, листья, веточки.

Таким образом, в процессе самостоятельного экспериментирования дети имеют возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Ярко выраженная любознательность ребенка проявляется в том, что малыш:

  • активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;

  • быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;

  • с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;

  • подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;

  • радуется своим открытиям, стремится поделится ими со взрослыми.

Работу по игровому экспериментированию осуществляем совместно с родителями воспитанников.

В начале учебного года, на первом родительском собрании мы сообщаем родителям, какое направление работы планируется в этом году по познавательно-исследовательской деятельности. Совместными усилиями мы пополняем исследовательский уголок.

Для родителей мы провели семинары-практикумы на тему: «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей раннего возраста», «Маленькими шагами в прекрасный мир!». В приемной создали фотовыставку, где отражаем нашу деятельность по экспериментированию.Кроме этого информация в электронном виде постоянно отражается на страничке нашей группы.

На родительских собраниях используем такую форму, как просмотр видеофрагментов, где родители могут увидеть, как дети экспериментируют. Данную форму используем с той целью, чтобы родители вместе с детьми могли проиграть схожую ситуацию в домашних условиях. Все эти формы позволяют родителям стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.

Таким образом, родители становятся партнерами ребенка в процессе эмоционального и практического познания мира, совместные переживания которого способствуют формированию эмоциональной близости ребенка с родителями на деловой основе.

Исследовательская деятельность, которую мы старались включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.

Наблюдая за детьми,мы отметили, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, сформировалось начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это – хорошее начало для восприятия у детей естественно-научных представлений.

Поделиться:

Оставить комментарий