Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > Мама, папа, я – волшебная семья
Post Icon

Мама, папа, я – волшебная семья

Автор: Андриевская Наталья Юрьевна, воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ Д/С ОВ №48 г. Северск Томская область.

Мама, папа, я – волшебная семья

Участники:

Воспитатель группы: Андриевская Н.Ю; родители; дети.

Проект направлен на обеспечение единого пространства развития детей в ДОУ и в семье.

Основная идея проекта: социальное партнёрство ДОУ и семьи. Продолжительность проекта: 3 года

Актуальность:

В возрасте от рождения до семи лет ребёнок наиболее чувствителен к влияниям окружающего социума. Особенно близких людей – родителей. Однако, как отмечают психологи (В.В. Давыдов, В.А. Петровский, А.Б.Орлов и другие), в обществе наблюдается отторжение мира детства от мира взрослых. На вопрос: «Кто является первыми педагогами вашего ребёнка?» родители отвечают «Воспитатели». На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы обучения, воспитания и развития детей. И сейчас, зачастую родители уделяют недостаточное внимание воспитанию и развитию ребёнка дома, возлагая всю ответственность на дошкольное учреждение.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной, а в настоящее время она приобрела особый смысл в связи с изменением структуры семьи (много неполных семей либо семей в неузаконенных отношениях). Большинство семей воспитывает одного ребёнка, бабушки и дедушки часто проживают отдельно от молодой семьи. В таких семейных условиях дети не могут приобрести достаточный социальный опыт, так как они не видят образец общения поколений, умения уступать, уважать интересы других людей.

В договоре между ДОУ и родителями (лицами, их заменяющими) указана обязанность родителей «взаимодействовать с ДОУ по всем направлениям воспитания и обучения ребёнка». В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст.52. ч.1), родители имеют право «защищать законные интересы ребёнка, принимая участие в управлении образовательным учреждением». Роль, обязанности и ответственность ДОУ при взаимодействии с родителями основывается на признании ст.10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах», согласно которому семье должна предоставляться помощь «в выполнении своих обязанностей по воспитанию детей».

Противоречие:

Между педагогами и родителями нет должного взаимопонимания и доверия, а в результате не возникает сотрудничество в вопросах воспитания и развития ребёнка. Основные трудности во взаимодействии:

- преимущественно односторонняя инициатива в общении;

- отсутствие взаимопонимания в результате некомпетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.

Анкетирование по выявлению возможностей и затруднений педагогов показало, что наибольшие затруднения у педагогов вызывает изучение особенностей и потребностей семей и организация на этой основе взаимодействия с ними.

Гипотеза проекта

Налаживание партнёрских взаимоотношений сделает процесс воспитания и развития ребёнка двусторонним и более качественным. Проблема партнёрства предполагает не только взаимодействие, взаимные обязательства, но и повышение социальной компетентности педагогов (в вопросах изучения семей, установления контактов с родителями, планирования и организации различных форм сотрудничества) и педагогической грамотности родителей.

Цель:создание единого пространства воспитания и развития детей в ДОУ и в семье.

Задачи:

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников.
  • Повышение уровня педагогической культуры родителей, их заинтересованности в воспитании и развитии детей.
  • Совместное создание педагогами и родителями как в ДОУ, так и в семье позитивного психологического климата
  • Поднятие престижа семьи, её традиций
  • Создание условий для осознания ребёнком своей индивидуальности, уникальности и самоценности.
  • Обогащение социального опыта детей, формирование способов межличностного общения со взрослыми и сверстниками.
  • Выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребёнку в ДОУ и дома, общего подхода к воспитанию.

Миссия: объединить сообщество детей и воспитывающих их взрослых.

Участники:педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.

Мотивация: личная заинтересованность всех участников проекта.

Возможные риски:нежелание родителей идти на контакт, участвовать в совместных мероприятиях.

Продукт:создание системы целенаправленного продуктивного взаимодействия субъектов педагогического процесса в ДОУ.

Предполагаемый результат:

  • создание положительного эмоционального микроклимата в ДОУ;
  • повышение педагогической грамотности родителей;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов;
  • обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
  • продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.

Анализ ресурсов

Кадры

В ДОУ работают специалисты:

- заместитель заведующего по воспитательной и методической работе – образование высшее, высшая квалификационная категория Е.З. Шайдулина;

-учитель-логопед – образование высшее, II квалификационная категория Антух И. И.

- педагог-психолог - образование высшее, высшая квалификационная категория Лунд Л.И.

- инструктор по ФИЗО - образование среднее специальное, высшая квалификационная категория Хацкалева Г.А.

- музыкальный руководитель – образование средне-специальное, высшая квалификационная категория Иванова Т.А.

Наличие в ДОУ специалистов даёт возможность осуществлять информационную поддержку родителей, оказывать квалифицированную консультативную помощь в вопросах воспитания и развития детей.

Контингент воспитанников

Группу посещают дети из 20 семей, среди которых:

  • 2 - многодетные семьи
  • 7 – семей с двумя детьми
  • 2 - неполные семьи

Материально-техническая база

   В ДОУ созданы необходимые условия для организации совместных мероприятий с родителями, проведения индивидуальных консультаций по их запросам: изолированные музыкальный и физкультурный зал, кабинет для индивидуальных занятий с логопедом и психологом, методический кабинет, обеспеченный литературой, пособиями, играми.

Таким образом, созданные в ДОУ условия должны способствовать успешной реализации проекта.

Разработка и выполнение проекта:

  • Разработка концепции проекта.
  • Создание творческой группы педагогов.
  • Составление перспективного плана работы.
  • Разработка сценариев мероприятий.
  • Продуктивная деятельность всех участников проекта.

План реализации проекта (см. таблица №1)

Управление проектом осуществляется через систему контроля и анализа деятельности участников проекта - всех субъектов педагогического процесса.

Контрольно-оценочный блок предполагает анализ эффективности взаимодействия ДОУ и семьи:

- книга отзывов

- фотовыставки о проведении мероприятий

Анкетирование родителей

- появление у родителей интереса к жизни детей в ДОУ, содержанию деятельности и т.д.

- повышение активности в мероприятиях, проводимых в ДОУ.

 

п/п

Этап Дети Родители Педагоги Срок
1 1 этап Мониторинг (опросник «Моя семья»)

Заучивание стихов о маме, папе, бабушке, дедушке.

Разучивание песен о маме, папе, бабушке.

Изготовление подарков к праздникам 23 февраля, 8 Марта.

Сюжетно-ролевые игры, отображающие отношения между членами семьи

«Семья»

«Дочки-матери»

-социальный опрос семей (выявление социального статуса);

-участие в оснащении развивающей среды (изготовление календаря природы);

-пошив костюмов для игр в уголке «Дом»;

- изготовление «Ромашки».

- подбор методической литературы,

-оснащение развивающей среды (дидактические игры);

-создание картотек пословиц, игр, стихов;

-приобретение демонстрационного материала

2010-2011

уч. год

2 2 этап Беседы:

«Что такое семья»

«Моя мама»

«О моём любимом папе»

«Едем в гости к бабушке» «Младшие и старшие братья и сестры»

«Мамы и папы имеют имена и отчества»

«Дом моей семьи»

Словесные игры:

«Назови ласково»

«Волшебные слова» «Комплименты».

Праздник «Наши любимые мамы».

Заучивание стихов о маме, папе, бабушке, дедушке.

Разучивание песен о маме, папе, бабушке.

Изготовление подарков к праздникам День матери, Новый год, День влюблённых, 23 февраля, 8 Марта.

Выпуск стенгазет к праздникам.

Чтение художественных произведений о семье.

Изготовление поделок к выставкам-конкурсам:

«Осенняя ярмарка»

«Осень наступила»

«Новый год у ворот»

«К нам Весна шагает»

Оформление портфолио ребёнка: написание рассказов (после беседы с ребенком): «Моя любимая книга», «Мой выходной день».

Оформление участков по сезонам.

 

Подбор материалов для занятий с детьми.

Создание стенгазет.

Консультации

«Чем занять ребенка в свободное время»

«Что значит крепкая семья»

«Типология семьи»

Знакомство родителей с картотекой стихов, поговорок и пословиц о семье.

2011-2012

уч. год

3 3 этап Заучивание стихов о маме, папе, бабушке, дедушке.

Разучивание песен о маме, папе, бабушке.

Изготовление подарков к праздникам День матери, Новый год, День влюблённых, 23 февраля, 8 Марта.

Спортивная эстафета «Семейная олимпиада»

Презентация ребенком своей семьи, опираясь на «Паспорт семьи»

Презентация «Дом, в котором я живу»

Сюжетно-ролевые игры, отображающие отношения между членами семьи

«Семья»

«Дочки-матери»

«Праздник в семье»

«День рождения».

 

 

Итоговый мониторинг

Журнал с рецептами блюд «Любимое блюдо семьи»

Составление «Паспорт семьи» (девиз, герб, флаг, рассказ о семье)

Изготовление макета дома «Дом, в котором я живу»

Составление семейного древа с презентацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участие в работе круглого стола, с целью эффективности реализации проекта.
Книга отзывов группы.

Мастер-класс «Пальчиковые игры и развитие ребенка»

Альбом детей группы «Наши дружные семьи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведение круглого стола с родителями «Семья глазами наших детей»
Самоанализ педагогов.

2012-2013

уч. год

Таблица №1

Презентация проекта

 

Презентация проекта педагогам.

Семья – это первый коллектив ребёнка, и в нём он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.

Я. Кропотливо, по крупицам продумывала, как доступнее для ребёнка, приемлемо для родителей организовать эту сложную, многогранную работу.

Так родился мой проект «Мама, папа, я – волшебная семья».

Актуальность проекта такова!

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй была всегда актуальна, а в настоящее время она приобрела особый смысл в связи с изменением структуры семьи (много не полных семей воспитывают одного ребёнка. В таких семейных условиях дети не могут приобрести достаточный социальный опыт, т.к. они не видят образец общения поколений (уважать интересы других людей).

Есть доверие, но нет должного взаимопонимания, а в результате не возникает сотрудничества в вопросах воспитания.

В связи с этим нами была выдвинута гипотеза.

Налаживание партнёрских взаимоотношений сделает процесс воспитания и развития ребёнка двусторонним и более качественным.

Цель проекта:

Создание единого пространства воспитания и развития детей в ДОУ и в семье.

Были поставлены определённые задачи по реализации проекта.

Вы их видите на слайде. Они направлены на установление тесных связей и повышение педагогической культуры родителей и педагогов.

Поднятие престижа семьи и её традиций.

Обогащение социального опыта детей.

Выработки и принятия единых требований, общего похода к воспитанию.

Каковы же предполагаемы результаты?

  • Создание положительного микроклимата в ДОУ;
  • Повышение педагогической грамотности родителей;
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов;
  • Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.
  • Продуктивное, творческое взаимодействие педагогов и родителей над реализацией проекта работали все специалисты.

Наличие в ДОУ специалистов даёт возможность осуществлять информационную поддержку родителей, оказывать квалифицированную консультативную помощь в вопросах воспитания и развития детей.

Несколько слов о том как мы реализовывали проект, каковы были действия педагогов, детей, родителей.

Проект долгосрочный, рассчитан на 5 года (с 2009 г. по 2014 г.).

В группе 20 семей:

2 – многодетные семьи;

7 – семей с двумя детьми;

1 – неполная семья.

При реализации проекта было выделено 3 этапа.

I этап с 2010 – 2011 гг. – эмпирический.

Дети I мл. группы. Дети первую половину года были в роли наблюдателей. Родители в качестве полноправных партнёров. Наши действия:

1. Социальный опрос;

2. Оснащение развивающей среды.

С помощью родителей оборудовали игровую среду. Изготовлены календари природы.

Сюжетно-ролевые игры являются одним из средств накопления социального опыта.

Видя результат труда родителей, дети готовили подарки своими руками к праздникам (8 марта, 23 февраля), разучивали стихи и песни о маме, папе.

Педагоги подбирали методическую литературу; оснащали развивающую среду дидактическим материалом, создавали картотеки пословиц, игр, стихов.

IIэтап (2011 – 2012 гг.)

С детьми проводились беседы, в ходе которых дети рассказывали о членах своей семьи. Беседы: «Что такое семья?», «Моя мама», «О моем любимом папе» и т.д.

Заучивали стихи о временах года, о маме, папе, бабушке, дедушке.

Изготавливали подарки к праздникам.

Совместно с педагогами выпускали стенгазеты.

Родители совместно с детьми:

Изготавливали поделки к выставкам, конкурсам .

«Осенняя ярмарка»

«Осень наступила»

«Новый год у ворот»

«К нам Весна шагает»

Принимали активное участие в оформлении участков по сезонам.

Начали оформление портфолио ребёнка. Написание рассказов «Портрет моего ребёнка в 3 года», «Моя любимая книга».

Педагогами подбирался материал для занятий, написаны сценарии и проведены праздники совместно с родителями. Это «День матери», «Праздник мам» и т.д.

Для родителей были организованы консультации:

«Что такое Новый Год».

«Чем занять в свободное время».

«Что значит крепкая семья».

Сделана подборка стихов, поговорок и пословиц о семье.

III этап с 2012 по настоящее время.

Работа продолжается.

Но появились более серьёзные мероприятия. Это:

«Презентация ребёнком своей семьи, опираясь на Паспорт семьи,

Изготовленный совместно родителями и детьми;

Презентация «Дом, в котором я живу», альбом «моя любимая мама».

Участие в семейной олимпиаде «Мама, папа, я – спортивная семья»,организация туристических походов.

Подготовлена презентация «Семейное древо».

У нас крепкое, налаженное сотрудничество родителей, детей и педагогов, чего и Вам желаю. Спасибо за внимание.

Поделиться:

Оставить комментарий