Вы находитесь здесь: Главная > Доклады, консультации > Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога психолога ДОУ»
Post Icon

Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога психолога ДОУ»

Автор: Правдина Татьяна Юрьевна, педагог-психолог МДОУ Старомайнский детский сад «Солнышко», р.п. Старая Майна, Ульяновская область

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
- формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения;
- познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье детей.
Ход мастер-класса:
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – это не только главная задача родителей, но и педагогов. Для эффективного решения данной проблемы в ДОУ используются здоровьесберегающие технологии.
Что же это такое? Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его развития и обучения; это все формы и методы, используемые в ДОУ, для укрепления и сохранения здоровья.
В своей работе я использую как традиционные, так и нетрадиционные методы: пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, Су-Джок-терапию, кинезиологические упражнения, элементы арт-терапии, дыхательная гимнастика, релаксация.
1. «Давайте познакомимся»
Группа сидит в круге. Участники передают мяч по кругу, называют свое имя и качество на первую букву своего имени.
2. Пальчиковая гимнастика. Одним из видов здоровьесберегающей технологии является пальчиковая гимнастика.
Предлагаю вам разделиться на команды (у каждой команды лист с текстом пальчиковой гимнастики; командам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом).
1 команда. Сбил, сколотил - вот колесо
Сел да поехал. Ах, хорошо!
Оглянулся назад – одни спицы лежат.
2 команда. Жил-был зайчик длинные ушки.
Отморозил зайчик носик на опушке.
Отморозил носик, отморозил хвостик
И поехал греться к ребятишкам в гости.
Там тепло и тихо, волка нет,
И дают морковку на обед.
(Команды демонстрируют пальчиковую гимнастику)

3. Точечный массаж. Так же в своей работе использую элементы точечного массажа. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма и он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток.
Давайте выполним упражнение, его можно делать, как сидя, так и стоя.
«Взяли ушки за макушки»

(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)

Взяли ушки за макушки

(большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули…

(несильно потянуть вверх)

Пощипали…

(несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)

Вниз до мочек добежали.

Мочки надо пощипать:

(пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять…

(приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём

(провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)

И к макушкам вновь придём.

 

4. Су-Джок терапия

Следующей здоровьесберегающей технологией, которую я использую в работе это Су-Джок терапия (с корейского «Су» - кисть, «Джок» - стопа).

Су-Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Су-Джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка.

Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

Сейчас мы выполнил массаж пальцев рук шариками Су-Джок, он будет представлен в стихотворной форме.

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

(Выполнять действия с шариком в соответствии с текстом)

Массаж пальцев эластичным кольцом

Поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики

Раз, два, три, четыре, пять

(разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

 

5. Кинезиологические упражнения

А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним методом - кинезиология.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны.
Упражнение с педагогами:
«Кулак-ребро-ладонь»
«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок-
И зажали в кулачок.

 

6. Дыхательная гимнастика

 

7. Песочная терапия

Следующий метод, который я использую это песочная терапия. Пескотерапия – это элемент арттерапии (терапия исскуством).

Ученые считают, что игры с песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом развивают фантазию и воображение, а также позитивно влияют на эмоциональное состояние детей. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, гармонично развиваются все виды познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики), совершенствуется предметно-игровая деятельность, развитие коммуникативных навыков у детей.

Все игры по песочной терапии делятся на три направления:

- обучающие игры – направлены на развитие мелкой моторики. Тем самым ребенок говорит, что он чувствует, тем самым развивает речь.

- познавательные игры – с их помощью мы помогаем познать всю многогранность нашего мира.

- проективные игры – с их помощью мы осуществляем коррекцию в развитии ребенка.

Используются следующие упражнения:

- «Песочный ветер» Ребенок через трубочку «выдувает» рисунок

- «Песочная аппликация». Выполняется на листе бумаги на заданную или произвольную тему.

- «Следы». Создать отпечатки своих ладошек, пальчиков. Можно использовать фигурки животных.

- Проигрывание различных ситуаций, историй.

Коллеги, вы любите путешествовать? (Ответы…) Тогда я вам предлагаю отправиться в путешествие в песочную страну.

Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами. (На ровной поверхности песка педагог делает отпечатки кистей рук: внутренней, а затем внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее и прислушаться к своим ощущениям).

- Коллеги, положите правую руку на песочек и потрогайте его! Мне приятно, а вам? (Ответы….)

- Когда я двигаю рукой, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуете вы?

-Песок, какой? (Ответы…)

- Давайте оставим отпечаток ладошки на песке. На что может быть похож отпечаток ладошки? (Рассуждения) Педагог дорисовывает усики и помогает увидеть и дорисовать бабочку. (Любуются красивой бабочкой).

- Вдруг откуда не возьмись налетел ветерок, и бабочка улетела… (Разравнивают песок ладошкой)

- Коллеги, хотите другой рукой потрогать волшебный песок?

(Делают отпечаток левой руки)

- Еще пуще ветер разгулялся, (ровняют песок) и оказались мы с вами, в густом лесу (Рисуют лес, деревья большие и маленькие – левой и правой рукой поочередно, вот и дорожка, а по дорожке катится круглый, румяный «колобок» (Рисуют колобка кулачком). Мягко шуршит песочек под ним.

Катился, катился колобок, и увидел цветочек (рисуют одним пальчиком цветок).

Подкатился, понюхал – чудесный запах!

Дальше покатился….вдруг пошел дождь (покажите, как он капает? Рисуют капли подушечками пальцев).

От дождя целый ручеек получился (3-мя пальцами рисуют волны).

Решил колобок обсушиться – лег и щечки свои подставил солнышку (рисуют солнышко).

Высох, дальше покатился. Захотел колобок есть – нарисуйте вкусный грибок (рисуют грибок).

Ой, какой вкусный грибок! Поел и дальше покатился. Катился, катился, да и устал!

Прилег на травку (рисуют двумя пальцами травку).

Мягкая травка! Отдохнул и покатился домой на окошко.

Нарисуйте домик колобка.

- Устали пальчики гулять по волшебной стране, значит нам пора домой.

До следующей встрече в песочной стране!

Уважаемы коллеги! Спасибо вам за ваши прекрасные картины.

8. Релаксация

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы).

«Водопад»

Представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и тёплая. Вам тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом – пусть вода омоет ваше лицо и тело, унесёт прочь все страхи и неприятности. Пусть все ваши беды уплывут вместе с водой… Ваши страхи, беды смыла и унесла вода. Чистая вода омыла вас. Возьмите хорошее настроение с собой на весь день.

Подведение итогов. Уважаемы коллеги! Я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приемов используемых в работе с дошкольниками по здоровьесберегающим технологиям. Спасибо вам за ваш интерес к моему опыту, активное участие в мастер - классе!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. Москва, 2005.
2. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми\\ Логопед. 2010. №1. С. 36-38.
3. Крылова Н.И., Здоровьесберегающее пространство в ДОУ, Издательство «Учитель», 2008.
4. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет», составители: Калинина Т. В., Николаева С. В., Павлова О. В., Смирнова И. Г., Волгоград, 2013г.
5. Чистякова М. А. Психогимнастика. Москва, 1995.
6. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. Санкт – Петербург, 2003

Поделиться:

Оставить комментарий