Вы находитесь здесь: Главная > Логопеду, Работа с родителями, Работы конкурсов > Мастер-класс для родителей по теме: «Играем – речь развиваем»
Post Icon

Мастер-класс для родителей по теме: «Играем – речь развиваем»

Автор: Янченко Вера Александровна,, учитель-логопед I квалификационной категории МБДОУ«Детский сад № 15 г. Красноармейска Саратовской области»

Без речи нет ни сознания, ни самосознания (Лев Семёнович Выготский)

Цель:

- познакомить родителей воспитанников с методами и приёмами проведения логопедических игр;

- раскрыть актуальность игр в логопедической работе;

- расширять взаимосвязь учителя-логопеда с родителями воспитанников;

- внедрять инновационные формы в работу с детьми и их родителями.

Задачи:
1.    Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
2.    Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.

Оборудование:

индивидуальные зеркала, ватные палочки, напальчник ,коктельные трубочки, клей, шарики - массажёры Су-джок, прищепки.
Ход мастер-класса

  1. Приветственное слово

Здравствуйте уважаемые родители!

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения речевого развития. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.
Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Ведь все-таки сначала ребенок осваивает звуковую речь. Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.
Работа по звуковой культуре речи включает в себя следующие разделы:
•    развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
•   последовательная работа над коррекцией проблемных звуков;
•   профилактика речевых нарушений.
Работа логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп, строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. Занятия кратковременные (15-20минут) и краткосрочные (2-3 раза в неделю). Логопед вынужден включаться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада. Таким образом, в моей работе возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями, логопедом и родителями. Я часто слышу вопрос -  как заниматься с ребёнком, как выполнить то или иное упражнение. Сегодня я Вас познакомлю  с  некоторыми упражнениями  артикуляционной гимнастики, упражнениями на развитие фонематического слуха, мелкой моторики. А сейчас перейдем к разделам, по которым ведётся работа на логопункте:

Работа по развитию артикуляционного аппарата

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.

Работа над общей и мелкой моторикой

У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей и мелкой  моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Развитие правильного речевого дыхания

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
С  детьми ежедневно проводятся  упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие фонематического слуха

Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание.
Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить.

Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

II.           Практическая часть

А теперь, я предлагаю вам побывать на таком логопедическом занятии и поучаствовать в нём вместе со мной.

Практическую часть своего мастер – класса, я хочу начать с таких слов: «Радоваться даже маленьким достижениям, стремиться к совершенству, так как у него нет предела!"

А) АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Начнем мы с Вами с выполнения артикуляционной гимнастики. Сделаем мы ее для чего? Для того чтоб вы почувствовали, что такое лицевые мышцы, и что они у вас действительно есть. Всего как говорят косметологи у нас более 200 лицевых мышц. Дорогие мамочки, не бойтесь гримасничать, потому что гримаса застывшая создаёт морщины, а артикуляционная гимнастика, которая постоянно меняет лицо, только накачивает мышцы и практически долго сохраняют прекрасный овал лица.  В реальной жизни мы с вами делаем несколько действий за время разговора: мы говорим и смотрим, говорим и слушаем. А иногда и вводить звук в речь нужно делать ни одно, ни два, а несколько действий. Таким образом, мы с Вами будем говорить, и выполнять действие с помощью наших помощников - индивидуальных зеркал и язычков.

1.   Вытягиваем и растягиваем максимально губы вперед,
произносим –УУУУ-, и максимально растягивая обнажая губы произносим-ИИИИ-.
2.    Выполним упражнение «Футбол». 

Языком по очереди упираемся то в одну сторону щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Действие сопровождаем голосом, похожим на звук У. Не забываем что при выполнении этого упражнения у нас острый язык, твёрдый кончик. И так 8 раз.
3.    Говорят, что есть ген сворачивания языка трубочкой. Давайте мы с вами свернем язычок трубочкой и подуем на кончик язычка. Если же у вас трубочка не получается делаем вот такую «чашечку».
4.    Упражнение «Часики».

Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и зафиксировать  данное положение. То же самое с правым уголком рта.
5.    Упражнение  «Грибок».

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8.
6.    Упражнение «Вкусное варенье».

Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, а затем нижнюю.
7.    Упражнение «Лошадка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу и со щелчком оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении этого упражнения не двигалась.
8.    Упражнение «Барабан».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук произносится медленно, затем темп ускоряется. Следите чтобы звук Д произносился очень твёрдо.

А теперь скажите, какие у вас ощущение? Чувствуется прилив крови? Покалывание? Это хорошо, мы заставили все наши 200 лицевых мышц работать!

Не переживайте у кого не совсем получается, через какое то время это получается у всех!!!

Б)  РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Упражнения для речевого дыхания:

1.Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки). Для начала их можно придерживать руками.
2. «Фокус»

Цель: выработать направление воздушной струи посередине языка.

Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперёд и приподнять, плавно выдохнутьна ватку, лежащую на кончике носа. Важно, чтобы ватка полетела вверх!

3. «Буря в стакане».

Цель: выработать умение направлять воздушную струю посередине языка.

Берем пластмассовый прозрачный стаканчик, наливаем воды. Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик нужно дуть через трубочку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щёки не надувались, губы были неподвижны.

В) РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Существуют множество способов и методов развития мелкой моторики: традиционные (шнуровки,  лепка, рисование, штриховка, конструкторы, лего и т.д.) и нетрадиционные (прищепки, песочная терапия, массажные мячи и т. д.). Сегодня я вас познакомлю с Су-Джок терапией. Для начала предлагаю Вам побывать в сказке и выполнить массаж ладоней и пальцев рук шариками-ёжиками:

 СКАЗКА «Ежик на прогулке»

/с использованием компьютерной презентации /

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)

Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

Откройте «ёжики», достаньте пружинки и одевайте на каждый пальчик по очереди и повторяйте за мной:

Этот пальчик самый толстый,

Самый сильный и большой! (на большой палец)

Этот пальчик для того, (указательный) Чтоб показывать его!

Этот пальчик самый длинный И стоит он в середине! (средний)

Этот пальчик безымянный, Он избалованный самый! (безымянный)

А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал! (мизинец).

Повторим на левой руке.

Г)  РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

«Услышишь – хлопни»

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

«Какой одинаковый звук есть во всех словах»

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть одинаковый звук, например, -кошка-мышка-шуба-душ- и спрашивает у ребёнка, какой звук есть во всех этих словах.

«Цепочка слов».

Показать картинки. Какой предмет изображен на картинке? Какой звук слышится в конце слова «ДОМ»?(М). Продолжит выкладывать тропинку тот, у кого в начале названия предмета слышится звук М.(МЯЧ). Дети составляют из картинок «тропинку», выделяя одинаковый звук в начале и в конце слова. Дом - мяч - капуста - ананас – самосвал - лук.

III)       Рефлексия

В заключении я предлагаю вам поделиться своим впечатлениями от мастер-класса. Перед вами лежат смайлики, но на их лицах чего- то не хватает. Правильно, на смайликах нет губ. Перед вами лежат трафареты губ. Если вам понравился сегодняшний мастер-класс, то приклейте губы в улыбке, если не понравилось, то губы вниз.

А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж знаний, мыслей, опыта. А на правую - то, что получили на мастер-классе нового. Давайте вместе хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!  На память о мастер - классе я хочу Вам подарить буклеты.

А мне остаётся поблагодарить Вас дорогие родители за участие.

Желаю Вам удачи и  успехов в занятиях, удовольствия в общении с детьми!

Теги: ,

Поделиться:

Оставить комментарий