Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Мастер-класс на тему: «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»
Post Icon

Мастер-класс на тему: «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»

Автор: Атарщикова Светлана Александровна, воспитатель первой квалификационной категории ГБДОУ детский сад № 44 Пушкинского района, г. Санкт-Петербурга

Цель:
Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы посредством использования технологии «Игры с прищепками»
Задачи:
1. Расширить знания педагогов о значении использования нетрадиционного материала для развития детей;
2. Познакомить и заинтересовать воспитателей возможностями использования прищепок для развития детей.
3. Развивать творческие способности педагогов при разработке игровых упражнений с прищепками.
Предварительная работа:
1. Отбор и изучение литературы по проблеме развития.
2. Оформление презентации.
3. Подбор нетрадиционного материала .
Ожидаемые результаты мастер-класса:
1. Понимание его участниками сути технологии педагога-мастера;
2. Практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта.
3. Активизация познавательной деятельности участников на мастер-классе;
4. Повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности.
5. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Ход мастер-класса:
1. Сенсорное развитие, значение использования нетрадиционного материала для развития детей, технология Марии Монтессори
2. Обзор игр с прищепками на развитие мелкой моторики (видео-презентация) с комментариями;
3 Практическое освоение педагогами игр с прищепками
4. Памятка педагогу при проведении игр (выдаётся воспитателям)
Дидактические материалы:
1. Готовые шаблоны фигурок животных, растений, предметов, геометрических фигур, наборы сказочных героев.
2. Наборы цифр и арифметических знаков.
3. Набор букв русского алфавита
4. Тексты, стихи
5. Цветные прищепки
Представление опыта педагога-мастера при помощи основных приемов и методов работы:
1. практического занятия с участниками мастер-класса путем непосредственного контактного обучения основным приемам осуществления представляемой деятельности;
2. имитационных игр с участниками мастер-класса.
3. Осуществление видеозаписи (или фотографирование) мастер-класса.
Ход мастер-класса:
1. В соответствии с программой нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные направления воспитания и образования ребёнка от рождения до школы:
-Физическое развитие,
-социально-личностное,
-познавательно-речевое,
-художественно-эстетическое
Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и их интеллектуального развития.
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Сенсорное восприятие (от латинского sensus- чувство, целенаправленное развитие совершенствования сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Все это заставляет обратить внимание на предоставление ребенку условий для развития его сенсомоторики, особенно мускулатуры рук и пальцев рук.
Развитие ручной и пальцевой моторики имеет огромное значение в развитии устной и в будущем письменной речи ребенка.
Действительно, развитие мелкой моторики рук ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, память мышление, воображение ребёнка. По исследованиям ученых занятие каллиграфией в младшем школьном возрасте дает хорошие результаты в развитии интеллекта и усвояемости школьной программы. Все вы знаете, что уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.
Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. Как писал физиолог И. П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми.
Чем можно позаниматься с детьми, чтобы развивать ручную умелость?
(Педагогам предоставляется возможность высказать свою точку зрения, а также на столе будут выложены нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики).
• Для развития ручной умелости можно :
• Запускать пальцами мелкие волчки.
• Разминать пальцами пластилин, глину с дополнительным материалом.
• Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки.
• Переливать воду из сосуда в сосуд.
• Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
• Собирать в щепотку крупы и переносить их в другую ёмкость при этом приговаривая: «Пальчики собрались вместе, пальчики разбежались»; то же, но ложечкой
• Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
• Завязывать узлы на толстой веревке, шнуре.
• Закрывать крышки, заводить механические игрушки.
• Рисовать в воздухе.
• Играть с песком, водой.
• Играть с крышками, киндер-сюрпризами
• Массаж грецкими орехами.
Предложенные игры могут использоваться как самостоятельные или включаться в НОД.
Для того чтобы помочь детям в развитии моторики и сенсорики итальянским педиатром Марией Монтессори было разработана уникальная система работы. После многих лет практики, Мария вывела закономерность: чем более развиты детские пальчики, т. е. моторика и сенсорика, тем быстрее ребенок начинает говорить. На практике система Монтессори стала активно применяться уже в 20 веке. Огромное значение имеет дидактический материал, разработанный Монтессори, который спустя несколько десятков лет также с успехом применяется во всех дошкольных учреждениях и активно используется для развития моторики и сенсорики.
«До пяти лет ребёнок – строитель самого себя из чего бы то ни было», - отмечала автор технологии саморазвития М. Монтессори. Она предлагала «утончать» детские способности для развития моторики и сенсорики при помощи повседневных материалов и домашних предметов. В работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений можно использовать такие предметы-заместители, как пластмассовые бельевые прищепки. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.
2. Обзор игр с прищепками на развитие мелкой моторики (видео-презентация) с комментариями
• Актуальность( 1 слайд)
• Цель( 2 слайд)
• Принципы( 3 слайд)
• Задачи( 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13)
• Ожидаемые результаты( 14 слайд)
Требования к проведению игр с прищепками:
• Перед игрой показать детям, которые не пользовались прищепками, принцип работы с ними
• объяснить правила пользования прищепками
• перед работой с прищепками можно провести подготовительные упражнения (поиграть пальчиками)
• при проведении игр важна последовательность (от простого к сложному) ;
• не следует ожидать немедленных результатов, т. к. автоматизация навыка вызывается многократным его повторением (если задача образовательная) ;
• не давайте ребёнку готовых образцов, побуждайте ребёнка к действию с помощью поисковых вопросов
• игры должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне;
• приобщая ребенка к играм, мотивируйте его на интересное задание, (загадки, стихи) выполнение которого способствует развитию самостоятельности, ручной умелости
• никогда не начинайте игры, если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой;
• недопустимо переутомление в игре, которое может привести к негативизму;
• соблюдайте технику безопасности с мелкими предметами.
3. Практическое освоение педагогами игр с прищепками (педагогам предлагается «поиграть» с прищепками сначала вместе, затем подгруппами и индивидуально)

Поделиться:

Оставить комментарий