Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Мастер – класс «Развитие интереса к народным традициям, обычаям Кубани»
Post Icon

Мастер – класс «Развитие интереса к народным традициям, обычаям Кубани»

Автор: Нетребина Нина Александровна. воспитатель I квалификационной категории. МАДОУ д/c № 3. "Сказка". г. Армавир, Краснодарский край

Я поставила перед собой цель:

Помочь воспитателям в организации деятельности с детьми, в проведении различных видов мероприятий, способствующих ознакомлению дошкольников с историческим прошлым Кубани, в доступной для их понимания форме, и развитию интереса к народным традициям и обычаям Кубани.

Край наш — житница России
Главный символ—колосок.
Обдуваемый ветрами,
Омываемый морями
И обласканный лугами,
Малой родины исток.
В. Нестеренко
Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать—все!
Дошкольный возраст—это важнейший период становления личности.
Мир ребенка—это его дом, семья, улица, детский сад, ближайшее окружение, все то, что непосредственным образом влияет на его жизнь.

Мы живем на Кубани, и каждый из нас должен знать историю своих предков, их обычаи, обряды, поэтому занятия по кубановедению необходимы в дошкольных учреждениях.

Любой край, область, город,  даже небольшой хутор неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Поэтому в своей работе старалась подобрать материал так, чтобы у дошкольников сформировалось представление о том, чем славен именно наш город, наш край. Определяя тематику занятий и диагностические критерии, я поставила перед собой вопрос: «Какие сведения и понятия о родном городе, крае, традициях кубанского народа способны усвоить дети?». Ответ на него нашла в парциальной программе О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», и программе, реализуемой нашим ДОУ «Детство».

В своей дошкольной группе мною были  оборудованы зоны «Наша малая родина»: созданы макеты кубанской  хаты, хозяйственных дворов, кукол в казачьих костюмах, оформили альбомы с иллюстрациями и фотографиями о достопримечательностях Кубани, о жизни казаков...

Педагогическую технологию приобщения дошкольников к народным традициям я корректировала с использованием приемов вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованные занятия, познавательно-речевую, изобразительную, музыкальную, игровую, театрализованную деятельность).

Во время практической деятельности с дошкольниками  употребляла в большом количестве наглядный материал. Так как в силу возрастных особенностей дети лучше усваивают информацию, подкрепленную конкретными предметами, у них работают и зрительное, и слуховое, и тактильное восприятие, причем способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания. Основной метод в работе с детьми – игровой.

Большое место в приобщении детей к кубанской культуре в саду отводится народным праздникам, обычаям и традициям кубанцев. В них отражаются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением пицц, насекомых, животных. Причем, эти  наблюдения тесно связаны с трудом и общественной жизнью кубанцев. Совместно с музыкальным руководителем проводились народные праздники («Кубанская осенняя ярмарка», «Масленица», «Яблочный спас» и другие), адаптируя их для детского восприятия, организуя развлечения.

В своей работе я использовала следующие материалы:

Утренние беседы: «Достопримечательности родной станицы»; «Традиции и обычаи в жизни людей»; «О нашем крае»; «О растениях и животных нашего края»; «Как я провёл выходной».

Рассматривание картины:«Переселение запорожских казаков на Кубань» Геннадия Квашуры. Знакомство с картинами кубанских художников: Булгакова Г.А. Зайцева А.И. Захарова Н.Ц. Онищенко В.А. Калугина Н.П.

Рассматривание рисунков, фотографий с изображением различных достопримечательных мест города, края. Рассматривание старинных фотографий принесённых детьми. Рассматривание рисунков, фотографий с изображением различных праздников города.

Фольклор Кубани: разучивание кубанской народной песни «У Кубань - реки». Разучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края».

Разучивание считалки: «Раз, два, три, четыре – жили мошки на квартире».

Чтение произведения В. Бакалдина: «На Кубани вырос я».

РУЧНОЙ ТРУД

 «Станичный детский сад». Изготовление макета.

Цель: продолжать учить изготавливать из «бросового» материала дома и оборудование для участка. КОНСТРУИРОВАНИЕ

Занятие 1. «Улицы моей станицы»

Цель: учить строить дома и планировать улицы станицы по чертежам и схемам; работать сообща.

Занятие 2. «Построим хату»

Цель: учить передавать образ хаты; работать с природным материалом.

АППЛИКАЦИЯ

 «Моя родная улица» (коллективная)

Цель: учить изображать дома в соответствии с выбранным проектом; закреплять умение складывать бумагу на нужное количество частей, ровно разрезать по сгибу; работать сообща; находить взаимопонимание.

 ЛЕПКА

Занятие 1. «Кубанская посуда»

Цель: учить применять разные приёмы лепки из удлиненного цилиндра, ленты; познакомить с различными средствами выразительности при передаче образа.

 Занятие 2. «Казачка и казак»

Цель: сделать фигурки кукол выразительными за счёт их осанки и деталей одежды; голову вместе с туловищем лепить из одного куска.

Занятие 3. «Кубанские вареники»

Цель: учит лепить вареники из солёного теста; совершенствовать умение аккуратно склеивать начинку; воспитывать навыки аккуратного обращения с тестом. РИСОВАНИЕ

 Занятие 1. «Роспись кубанской посуды»

Цель: познакомить с кубанскими орнаментами (знак дождя, знак изображения солнца, знак сытости жизни); развивать глазомер, координацию и силу движения, фантазию и воображение.

Занятие 2.«Любимый уголок станицы Старотитаровской»

Цель: учить самостоятельно (по памяти) изображать любимые сердцу места родного уголка станицы; воспитывать любовь к родной станице, развивать творческое воображение.

Занятие 3.«Кубанское подворье» (рисование с использованием трафаретов)

Цель: Продолжать знакомить детей с трудом наших предков, расширять знания детей о народных ремеслах, воспитывать уважение к труду и людям труда. Учить в рисунке передавать эпизоды из жизни казачества.

Кубанские игры: «Коршун», «Гуси-гуси», «Пчелы», «Ручеек», «Селезень и утушка», «Бояре», «Петушок», «Мельница», «Верба-вербочка», «Подкова», «Заря-заряница», «Хромая лиса», «Казаки-разбойники», «А мы просо сеяли».

Таким образом, проделываемая работа по приобщению детей к традициям своего народа, к  культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Так как  именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Ведь не даром в народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента».

Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры  на знания предшествующих поколений.

Поделиться:

Оставить комментарий