Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Мастер-класс «Развитие коммуникативных навыков у воспитателей ДОУ»
Post Icon

Мастер-класс «Развитие коммуникативных навыков у воспитателей ДОУ»

Автор: Коробейникова Е. Г., воспитатель I квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 58» г. Березники

Воспитатель – главное действующее лицо педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Педагог ДОУ готовит детей к школе, обучает навыкам устного счёта, узнавания букв и цифр, рисования, лепки, конструирования; развивает у детей речь, мышление, наблюдательность, самостоятельность, творческую инициативу, знакомит с произведениями искусства, этическими нормами и правилами, прививает им навыки общения, развивает социально желательные качества (вежливость, доброжелательность, правдивость и др.). Всё обозначенное выше говорит о том, что основным рабочим инструментом воспитателя является голос, ведь именно с помощью голоса происходит коммуникативное взаимодействие между воспитателем и детьми, воспитателем и родителями, воспитателем и коллегами.

Ребёнок дошкольного возраста требует особых индивидуализированных способов воздействия и форм общения. В работе с детьми раннего и дошкольного возраста любовь, чуткость, особенно необходимы, поскольку воспитатели компенсируют детям отсутствие матери на период пребывания в ДОУ. Организация всех видов детской деятельности, руководство ими, создание и совершенствование детского коллектива и развитие индивидуального детского творчества постоянно находятся в центре внимания педагога-воспитателя. Воспитатель должен заботиться о том, чтобы жизнь детей в детском саду была содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов детей. Для развития детских интересов воспитатель использует игры, занятия, режимные моменты жизни в ДОУ, руководит деятельностью детей.

Успех воспитательного процесса во многом зависит от эмоционального контакта педагога с детьми. Важно, чтобы с первых дней дети почувствовали расположение к нему, уверенность в том, что в любой момент найдут у воспитателя поддержку и будут поняты. Хороший воспитатель заботится не только об условиях пребывания ребёнка в ДОУ, но и о душевном комфорте его родителей. Таким образом, воспитателю необходимо находить эмоциональный контакт не только с детьми, но и с их родителями.

Педагог осуществляет одновременно сложные разноплановые задачи: принимает детей, организует игры, встречается с родителями воспитанников. Вызвать у родителей расположение к детскому саду, создать положительный эмоциональный фон общения, дать представление об эффективных методиках развивающего обучения, научить родителей результативно осуществлять воспитательно-образовательный процесс дома, чтобы не нарушать режим ребёнка - эти задачи решает каждый воспитатель детского сада, отвечая на приветствие родителей, их вопросы, интересуясь состоянием ребёнка.

Занятия с детьми носят преимущественно игровой характер. Допускается организация деятельности детей не только за столами, но и на ковре, стоя, сидя, лёжа. На одном занятии может решаться комплекс задач по различной тематике. Эти особенности организации процесса воспитания и содержание учебно-воспитательной деятельности требуют от педагога большого диапазона вариативных профессиональных умений для выполнения дидактической функции. Для эффективного воздействия и совершенствования деятельности детей, воспитателю требуется использование и создание большого разнообразия методов и приёмов. При реализации коммуникативной функции для педагога дошкольного учреждения громадное значение имеет владение невербальными средствами общения, особенно с детьми младшего дошкольного возраста. Для них, гораздо большую, эмоциональную нагрузку несет интонация взрослого, его взгляд, улыбка, жест, чем сами слова. Творчество воспитателя заключается в поиске оптимальных и доступных для ребёнка средств общения и доверительного контакта. В содержание конструктивно-организаторской функции входит обязанность организовывать разнообразную деятельность детей в течение 9-12 часов: игры, труд, занятия, прогулки и др. Поэтому педагог дошкольного учреждения должен владеть игровыми, художественными, театральными, изобразительными и др. видами творчества.

Необходимо обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку, не зависимо от того, справляется он с заданием или нет, ведь эмоциональный контакт со взрослым и оценка деятельности важны для всех детей. Похвала и порицание также требуют от воспитателя отдельных голосо-речевых навыков. Ведь важны не только слова воспитателя, но и интонация, с которой они сказаны.

И немаловажное значение имеет характер этой оценки и советов для поддержания у детей уверенности в своих возможностях, формирования представлений о необходимости качественно выполнять задания, сохранения на занятии доброжелательной положительно-эмоциональной атмосферы.

В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может обеспечиваться высокий уровень работы.

Характер совместной деятельности определяется не только наличием совместных действий, но и внешним проявлением активности детей. Важным является положение о том, что взаимодействие в ходе совместной деятельности, организованной по типу сотрудничества, не исключает, а, наоборот, предполагает ведущую роль взрослого. Взрослый создает условия для личностного развития дошкольников, проявления ими самостоятельности, элементарной творческой активности, приобретения опыта сотрудничества. Основной функцией взрослого становится не трансляция информации, а организация совместной деятельности по ее освоению, решению различных задач.

Формой организации деятельности дошкольника для формирования коммуникативных умений являются совместные игры - творческие, подвижные, дидактические, развивающие игры со взрослыми.

Игра - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Это положение является общепризнанным в педагогике дошкольного детства. О роли игры в жизни ребенка сказано много убедительных слов. Игра, являясь самым близким и доступным видом деятельности, содержит в себе неисчерпаемые возможности для полноценного развития дошкольника.

С позиций теории игры в психологии и педагогике педагоги обосновали и признали ее роль в развитии личности ребенка, которую она приобретает при овладении старшими дошкольниками коммуникативными умениями.

Сегодня наша встреча посвящена игровым упражнениям, способствующим развитию коммуникативных навыков у дошкольников.

Детей с нарушениями речи переводят в группу компенсирующей направленности или дети старшего дошкольного возраста впервые поступают в детский сад. При этом не исключено возникновение проблем, связанных с адаптацией к новому коллективу, с налаживанием контакта со сверстниками и взрослыми. Детям можно помочь, если использовать игровые упражнения, развивающие коммуникативные навыки.

Минутки дружбы, или эмоциональные минутки, помогут создать положительный эмоциональный настрой в группе. Они могут использоваться как ритуал при «вхождении в день», а также как элементы начала любой совместной деятельности детей.

Попрошу желающих выйти в круг

Ведущий и воспитатели вытягивают вперед руки и соединяют их над изображением солнца.

Предлагаю почувствовать себя теплыми солнечными лучиками и поделиться теплом с друзьями.

Читает стихотворение.

1. Игра «Лучики».

Попрошу участников вытянуть руки вперед, и представить, что мы лучики солнца.

Проснулось Солнце, и сладко зевнуло,

Солнышко лучик тебе протянул, (протянуть вперед руки)

Солнышко щечки тебе поласкало, (потереть свои щеки)

Доброго утра нам всем пожелало (обнимаем себя за плечи) .

2. «Клубочек ласковых имен».

Воспитатели стоят в кругу. Ведущий показывает мяч, и говорит, что этот мяч поможет им найти лаковое имя для своего соседа. Игроки передают его по кругу и называют друг друга ласковыми именами.

Ирочка, я очень рада тебя видеть. Ты очень добрая, отзывчивая и хорошая девочка .

3. Приветствие

У меня в руках мяч. Сейчас мы будем передавать его по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется, будет называть свое имя и рассказывать нам о том, что он любит делать больше всего. Я начну, а продолжит тот, кто сидит слева от меня. Итак, я —Лена. Я люблю свою работу и своих детей. Далее по очереди высказываются дети.

4. Приветствие

Можно предложить такое упражнение. Передавая друг другу эту мягкую игрушку, назовите свое имя и черту своего характера, начинающего с первого звука. Например: Лена – ласковая

5. «Приветствие».

Все становятся полукругом. По команде воспитателя здороваются друг с другом разными частями тела: правая рука-с правой рукой, нос-с носом, пятка-с пяткой, бедро – с бедром, спина – со спиной, ухо – с ухом, левая рука – с правой рукой, правая нога - с левой ногой, лоб – со лбом, затылок – с затылком, живот - с животом и т. д.

6. Поменяйтесь местами

– у кого хорошее настроение;

- кто любит животных;

- у кого длинные волосы;

- кто любит сладкое

7. И чтобы снять ваше напряжение, я предлагаю для вас такие тренинговые упражнения:

Сжать руки в кулаки, прижать их к талии. Делать движение локтями вперед-назад, повторяя вслух фразу- «Я снимаю напряжение».

Вытянуть руки вперед и поочередно написать ими в воздухе слово «счастье».

Ладонь правой руки положить на живот и, напрягая их расслабляя мышцы живота, повторять: «Радость. Любовь. Здоровье». То же самое проделать с ладонью левой руки.

Окончание занятия или любого вида деятельности не означает окончания общения. Поэтому приведенные ниже упражнения, с одной стороны, закрепляют позитивный эффект занятия, а с другой – показывают, что дети готовы к дальнейшему конструктивному общению.

Спасибо за внимание!

Поделиться:

Оставить комментарий