Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Мастер — класс Совместно — последовательная деятельность в обучении детей навыкам сотрудничества
Post Icon

Мастер — класс Совместно — последовательная деятельность в обучении детей навыкам сотрудничества

Автор: воспитатель средней группы Юминова Наталья Владимировна МБДОУ «Детский сад №4» п. Куеда Пермский край

 

Здравствуйте уважаемые коллеги. Свое выступление начну с небольших вопросов, а вы внимательно их послушайте и выполняйте, что от вас требуется.

- Если Вы уверены, что качество воспитательно-образовательной работы в современном детском саду невозможно повысить без  использования инновационных технологий – поднимите  правую  руку!

- Если вы считаете, что освоение инновационных  технологий  невозможно без повышения профессиональной компетентности педагогов -  кивните головой.

- Если вы согласны с тем, что просто  необходимо  использовать наряду с традиционными, активные методы обучения  коллег скажите громко «Да!»

- Если Вам интересно узнать, как  используются    различных формы  для повышения  эффективности внедрения  современных  педагогических  технологий   в работу детского сада №4 – похлопайте в ладоши!

Вы абсолютно правы: повышение качества дошкольного образования,- это использование современных инновационных технологий в образовательной деятельности ДУ. Одной из технологий, используемых  в нашем детском саду -  является технология сотрудничества.

     Существует много определений сотрудничества, предлагаю вам несколько вариантов высказываний, подумайте и скажите, которое из определений, в полной мере раскрывает, что такое сотрудничество.

Мы в своей работе ориентируемся на определение  Е.М. Фадеевой: сотрудничество – это такое взаимодействие, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный паритет. Сотрудничество предполагает оказание участникам деятельности взаимного содействия в ходе решения ими какой-либо задачи, движения к определенной цели. При этом в равной мере соблюдаются интересы обеих сторон.

Реализуемая в нашем детском саду основная общеобразовательная программа, которая  основана на комплексной программе «Радуга» так же указывает на необходимость развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста.

Авторская концепция заключается в том, что прежде чем устанавливать деловые взаимоотношения со сверстниками, ребенку необходимо освоить способы взаимодействия с другими людьми, что прописано и в ФГОС в целевых ориентирах  в социальных и психологических характеристиках личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Ряд этих характеристик направлены на овладение ребенком навыков взаимодействия со сверстниками.

Поскольку  педагогическая технология развития у дошкольников навыков сотрудничества в  программе отсутствует,  мы используем методические подходы Е. М. Фадеевой.

В основе технологии лежит этапность обучения детей навыкам сотрудничества. Освоение детьми одного этапа зависит от другого. Этих этапов –четыре:

1 этап (младший дошкольный возраст): направлен на обучение детей способам установления контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления цели.

Оптимальный на этом этапе обучения сотрудничеству вид деятельности - продуктивный: аппликация, конструирование, лепка. Содержание деятельности должно быть  хорошо знакомо детям, навыками деятельности на этом этапе дети владеют на уровне самостоятельности (в таком случае внимание ребенка концентрируется на партнере, а не способах деятельности). Форма организации – совместно-индивидуальная.

2 этап (средний дошкольный возраст): направлен на обучение способам распределения действий, планированию отдельных действий, способам разрешения конфликтов, развитие навыков контроля.

По-прежнему оптимальной для обучения сотрудничеству является продуктивная деятельность: аппликация, лепка, конструирование, рисование, а так же можно использовать организацию детского труда (хозяйственно-бытового, ручного, самообслуживания). Форма совместной деятельности - совместно-последовательная, в микро группах по 3 – 5 человек.

3 этап (старший дошкольный возраст (5-6 лет): направлен на обучение способам объединения с партнерами, распределения ролей, действий, ведение спора, выхода из конфликтных ситуаций; планированию предстоящей деятельности; развитие контроля, самоконтроля, самооценки, воспитание ответственности за коллективный результат.

Детские объединения используются уже не только в продуктивной, но и других видах деятельности: познавательной, физической и пр. Форма организации – совместно-взаимодействующая, в микро группах из 3 – 4 человек.

4 этап (старший дошкольный возраст6 – 7 лет): самостоятельное использование способов сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности. Включение заданий для совместного выполнения во все виды занятий при изучении новой темы, «открытии» нового знания, способа деятельности. Организация в микро группы, состоящие из 4 – 6 человек по выбору детей ( слайды).

А сейчас предлагаю вам всем объединиться в пары, с рядом сидящим.

Поиграем в игру «Я-дрозд, ты-дрозд»

Глядя в глаза друг другу, говорят слова:

«Я-дрозд, ты - дрозд, у меня - нос, у тебя - нос» (дотрагиваются до                              своего носа и носа соседа)

«У меня - гладкие, у тебя - гладкие» (гладят щеки)

«У меня - сладкие, у тебя – сладкие» (дотрагиваются до губ)

После обнимаются и меняются парами.

   Подобные игры используются на первом этапе и учат детей взаимодействовать со сверстниками, способствуют сплочению детского коллектива.

Поиграем в игру «Сколько?» Я вам буду задавать вопрос, а вы в своей паре должны показать ответ на пальцах, причем не договариваясь об этом словесно, а только глядя друг на друга.

- Сколько ушей у зайчат?

- Сколько ножек у стола?

- какая по счету среда?

- сколько будет 15 -12?  

Данный игровой прием, развивает умение согласовывать действия с партнером, помогает снять эмоциональное напряжение детей.

А сейчас, предлагаю вам следующий игровой прием. Один из вас звонит по телефону другому и говорит, что у него разбилась чашка. Просит купить такую же и описывает её. А вы должны по описанию зарисовать чашку. Договоритесь, кто будет звонить, а кто рисовать. Тот кто звонит, тоже прорисовывает у себя заданный образец. После чего вы сравниваете результат.

Этот игровой прием направлен на развитие умения распределять действия, учитывать возможности партнера, принимать на себя роль и действовать в ее рамках.

Данные игровые приемы для обучения сотрудничеству можно использовать в режимные моменты.

Технология обучения дошкольников навыкам сотрудничества со сверстником используется чаще всего в ходе непосредственно образовательной деятельности по следующему алгоритму предложенного нам Е.М.Фадеевой (слайд – алгоритма НОД)

Второй этап технологии обучения детей сотрудничеству основывается на совместно -последовательной деятельности.

Совместно – последовательная деятельность в НОД представляет собой два основных этапа:

  1. индивидуальная работа ребенка над элементом, частью общего изделия, продукта деятельности;
  2. последовательная работа, связанная со сборкой, определенной операцией последовательного монтажа коллективного изделия.

Сейчас мы с вами попробуем проиграем непосредственно образовательную деятельность в технологии сотрудничества построенную на совместно – последовательной деятельности.

Обратите внимание на спинки ваших стульев, у кого есть картинка, прошу выйти.

На столах лежит алгоритм проведения непосредственно образовательной деятельности, он вам поможет  понять организацию совместно – последовательной деятельности, в данной НОД и  определить к какому этапу совместно – последовательной деятельности относится наша НОД.

Мотивация: Посмотрите у меня на столе лежат продукты. Как вы думаете для чего? Что можно из них приготовить прямо сейчас?

Целепологание: мы будем с вами готовить канапе. Согласны со мной?

Предлагаю вам приготовить фруктовое канапе и канапе из колбасы сыра и хлеба.

Планирование:

-С чего начинем готовить канапе? Нарезают продукты: хлеб, сыр, колбаса; груша, яблоко, банан.

- Какой следующий этап изготовления? (нанизывают все на шпажку)

- А затем что можно сделать? (оформить на тарелке).

( по каждому действию выставляется карточка-схема)

Мотивация к объединению:

- Теперь, давайте посмотрим, сколько операций у нас получилось? (5)

- Значит, по сколько человек будем объединяться?

Выбор способа к объединению: им можно предложить свой или они выбирают сами

У вас в руках картинки с изображением разных продуктов. Предлагаю объединиться в две подгруппы. Одна подгруппа будет делать канапе из фруктов, а другая из колбасы и сыра.

Конкретизация групповой цели:

Ваша группа какое канапе будет готовить? А ваша?

Распределение деятельности: договоритесь в своей группе: кто, какую операцию будет выполнять.

Проговаривание индивидуальной цели:

Договорились? Вы что будете делать, а вы что? ( каждый озвучивает индивидуальную цель)

Организация рабочего стола:

Раз мы все распределили то можно приступать к работе.

- А теперь подойдите к столам и возьмите все, что вам нужно для работы и можете приступать к работе.

Осуществление деятельности  Все закончили.

Оценка результата: Получилось у вас канапе? Вы легко договорились кто что будет делать?

Скажите, пожалуйста, хорошо ли вам было вместе работать?

Рефлексия:

Если, вы довольны полученным результатом, то вы на свое канапе добавьте  - зеленые оливки (виноград  - на фруктовое канапе)

Если, вам было не интересно, то вы добавьте черные оливки (виноград)

Спасибо за участие.

Теперь уважаемые коллеги ответим на вопрос: к какому этапу совместно – последовательной деятельности относится просмотренная НОД?

В ходе совместно – последовательной деятельности в НОД при обучении дошкольников навыкам сотрудничества решаются следующие задачи. На слайде задачи.

Таким образом, технология сотрудничества имеет огромный развивающий потенциал. Создает условия для речевой и познавательной активности каждого ребенка, его самореализации, повышает интерес к познавательной деятельности, формирует предпосылки учебной деятельности, открывает возможности взаимного обучения.

 

Рефлексия:

Уважаемые коллеги, мастер-класс подошел к завершению. А сейчас я попрошу вас, выполнить ряд моих указаний, если вам:

- очень понравилось, получили много интересной информации - руки вверх,

- занятие обычное, не было никакой полезной информации - голова вниз

- не интересное, не было никакой полезной информации - закрыть лицо руками

Спасибо за внимание!

Поделиться:

5 комментариев

  1. Ольга:

    Получила удовольствие, просто читая конспект. Очень интересный, познавательный мастер-класс. А самое главное, никаких поучений наставлений. Большое спасибо за вашу работу.

  2. ольга:

    очень была благодарна если бы еще были слайды, которые используются в мастер-классе

  3. Галина:

    Интересно и необычно! Спасибо !

  4. Л.Ремнева:

    Н,В. не стыдно мастер-класс чужой демонстрировать?

Оставить комментарий