Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Методическая разработка для родителей по обучению детей дошкольного возраста русскому языку
Post Icon

Методическая разработка для родителей по обучению детей дошкольного возраста русскому языку

Автор: Монгуш Чодураа Демир-ооловна, воспитатель МАДОУ комбинированного вида детский сад «Сказка» г. Ак-Довурак, Республики Тыва

Русский язык является государственным языком и языком межнационального общения.   Обучение русскому языку в ДОУ одна из основных задач. Для национальных детей русский язык идет наравне с родным языком  т.к.  дальнейшее обучение ребенка тесно взаимосвязано с русским языком.

 Обучение русскому языку нужно начинать,  когда ребенок не полностью овладел своим родным языком. Раньше считали, что 5-6 лет это самый благоприятный возраст обучению второму языку. Но практика показывает, что младший дошкольный возраст (0-3) является наиболее результативным в усвоении русского и иностранных языков. Так как  в этом возрасте у детей отличная память, способность к подражанию и гибкий механизм усвоения речи. Чем старше ребенок, тем труднее обучить ребенка другим языкам. Еще, в раннем детстве у детей хорошо развита интуиция. Для дальнейшего успешного усвоения русского языка нужно чтобы у вашего ребенка был хороший речевой аппарат. Дома всегда поддерживайте русскую речь с правильным произношением. Обращайте внимание на правильное звукопроизношение, ударение, интонацию. Сопровождайте свою речь эмоциональными жестами, мимикой. При общении с ребенком опирайтесь на наглядность: картинки, сюжетные действия, игрушки. В этом возрасте у детей развито наглядно-образное мышление. Начинайте с простых предложений 1-3 слова, постепенно увеличивая число слов в предложении. Вот мишка. Мишка косолапый. Мишка хочет спать. Уложи мишку спать. Язык хорошо усваивается в практической деятельности (просьбы, поручения и т.д.). Игра - основной вид деятельности при общении с детьми. Во время игры ребенок охотно и легко запоминает слова и словосочетания. У детей дошкольного возраста характерны неустойчивость внимания и памяти, т. е. они, запоминают то, что им интересно. Во время игры ребенок учится пользоваться русским языком на практике. Они с радостью общаются с близкими или игрушками по-русски. Регулярно играйте со своим ребенком дома в сюжетно-ролевые игры, а на прогулке в подвижные игры.

Приведу пример по обучению русскому языку. Утро. Обычный рабочий день. Вы идете с ребенком в детский сад. Выходите на улицу, отмечаете вслух, какая часть суток. Утро. Можете добавить к слову утро прилагательное. Холодное утро. Ранее утро или же дождливое и т.д.. По дороге в детский сад делитесь своими впечатлениями от увиденного со своим ребенком. Вы переступили порог детского сада. Приветствуете всех и взрослых и детей. Заходите в группу, подходите к шкафчику ребенка. Начинаете раздеваться, при этом параллельно обучаете ребенка: названиям одежды и последовательности действий. «…снимаем варежки кладем в карман. Снимаем шапку и кладем на верхнюю полку, где лежат шарф и рукавички. Несколько раз повторяем словосочетание верхняя полка. Снимаете шубу ребенка и вещаете на крючок. Снимаете обувь и складываете на нижнюю полку. Перед зеркалом приводите ребенка в порядок и пожелав доброго дня вы передаете ребенка воспитателю.

То же самое можно повторить и после детского сада. Систематическое обучение приведет к результатам.

Ознакомление с русским фольклором является хорошей предпосылкой обучению русскому языку.  Фольклор это русские народные сказки,  песни,  потеши, заклички, стихи, игры, танцы. Читайте детям сказки «Курочка Ряба», «Смоляной бычок», «Коза-дереза», «Лиса и заяц», «Лисичка сестричка и серый волк». Эти сказки помогут познакомить детей с дикими и домашними животными. Дают представление о жизни и повадках диких животных, о значении домашних животных в жизни человека.

Разучивание  потешек помогут пополнить запас слов на русском языке, тренирует память, развивает речь.

Идет коза рогатая

Идет коза бодатая

Глазками хлоп-хлоп

Ножками топ-топ

 Забодаю, забодаю…

              ***

 Бычок ,бычок

Смоляной бочок

Бодучие рожки

Резвые ножки…  и т. д..

Деятельность и творчество детей тесно связано с временами года. Заклички  помогут узнать ребенку признаки сезонной погоды и параллельно пополнить багаж стихов.

Ау, ау аукаем,

Весну за-а-укиваем…

               ***

Приходи, приходи летечко

Приноси грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Солнышко в окошко..

              ***

Пчелки, пчелки,

В поле летите,

С поля летите

Медок принесите!

            ***

Солнышко появись,

Солнышко покажись,

Твои детки плачут,

По камушкам скачут! и т.д..

              ***

Божья коробка,

Полети на небо,

Принеси нам хлеба,

Только не горелого!

Играйте с детьми «У медведя во бору», «Сорока-белобока», «Хитрая лиса», «Пташки». Тексты этих игр просты, легко запоминаются.

Загадки, пословицы и поговорки помогут обогатить и украсить язык вашего ребенка.

Использованная литература:

  1. Бартан Ф.М.. Технология обучения русскому языку в старших тувинских группах дошкольных образовательных учреждений. Кызыл-2010
  2. Каваа Ч. К. Об эффективности изучения русского языка в сельских дошкольных учреждениях. «Башкы» («Учитель») -2014 №2

Поделиться:

Оставить комментарий