Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Методические разработки «Как научить детей 5-7 лет задавать умные вопросы?»
Post Icon

Методические разработки «Как научить детей 5-7 лет задавать умные вопросы?»

Автор: Беспалова Ольга Александровна, воспитатель I квалификационной категории МБДОУ «Детского сада № 123» г. Нижний Новгород

В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно – деятельной самореализации , к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном возрасте. Согласно ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы выпускник детского сада должен быть любознательным и активным.

По определению С.И. Ожегова «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый». Существенной особенностью любознательности является то, что она снижает утомление, повышая работоспособность ребёнка .При наличии интереса или любознательности знания быстрее переходят в область активного их использования, становятся внутренним достоянием личности. Любознательные дети более инициативны, целеустремлённы , трудолюбивы , настойчивы и уверенны в себе. Следовательно, развитие любознательности выступает в качестве одной из важных задач современного образования.

По мнению психологов , один из ведущих критериев уровня развития любознательности является умение ребёнка задавать вопросы.

Что такое вопрос? В словаре Ожегова читаем: «Вопрос – это обращение , направленное на получение каких- нибудь сведений, требующее ответа». Мышление в значительной степени состоит из задавания вопросов и ответов на них. С помощью вопросов дети стремятся познать то, что им ещё неизвестно и не совсем понятно в окружающем мире.

Проведя анализ детских вопросов в подготовительной к школе группе, мы увидели , что 19% детей практически не задают вопросов взрослым. 21% затрудняются в формулировке вопросов , они звучат косноязычно и непонятно. Большая часть детских вопросов направлена на выяснение внешних признаков предметов , например, «Какие ваши волосы по цвету? , Почему у кормушки такая крыша?».

«Сильное мышление – это , в частности , умение задавать вопросы по существу .Мысль невозможна без вопроса . Путь от вопроса до ответа и есть работа мысли».( Развитие творческого мышления ребёнка. Тамберг Ю.Г.) Именно с целью развить мышление мы поставили перед собой задачу научить детей правильно задавать вопросы.

Первым шагом в обучении стало знакомство детей с интересным переводом высказывания писателя Р. Киплинга , сделанным С . Маршаком . Киплинг утверждал , что у нас умный дух. Но ему нужно задавать вопросы. Вот как замечательно он говорит о вопросах :

Есть у меня шестёрка слуг,

Проворных ,удалых,

И всё, что вижу я вокруг ,

Всё знаю я от них.

Они по зову моему

Являются в нужде,

Зовут их Как и Почему,

Кто , Что , Когда и Где.

Далее ввели значок – условное обозначение вопроса. Первым взяли для изучения воспроизводящий вопрос ( какой , какая, какие?). Сначала при формулировке воспроизводящего вопроса дети активно использовали имена признаков (какой объект по цвету ? , по размеру? , по форме ?, по материалу ? и т.д.) , но постепенно вопросы усложнялись.

Например , при описании живых объектов стали появляться и такие вопросы , как «какой объект по характеру , по внешности» и т.д..

Далее было знакомство с описательным вопросом (как , что , кто , где?), с помощью которого можно более полно описать интересующий объект или явление. На прогулке дети с помощью описательных вопросов составляли небольшие описательные рассказы о птицах , растениях участка. В непосредственно образовательной деятельности побуждали детей задавать изученные вопросы обо всём , что изучали : геометрических фигурах , свойствах и материалах объектов , космосе и др.. Например , дети спрашивали : «Где в группе объекты округлой формы ? Что можно изготовить из бумаги ?»

Почемучкин вопрос (почему? , отчего ? ) был освоен детьми быстрее предыдущих , для детского восприятия он оказался наиболее доступен. Дети часто выбирали значок , проявляя желание задать именно почемучкин вопрос. Всегда поощряли желание ребёнка сформулировать вопрос , говорили : «Молодец , ты задал хороший вопрос , значит ты размышляешь ,думаешь» или « Мне понравился твой вопрос , на него не так легко ответить». Объясняли малоактивным детям : кто ничего не спрашивает , тот ничему не научится. Хочешь много знать – научись задавать вопросы.

Оценочный вопрос заставлял детей задуматься ( что хорошо – что плохо , что правильно - что неправильно ?) , ведь прежде , чем задать оценочный вопрос об объекте или явлении ,нужно предположить что и как оценивать. Основной подход к активизации малоактивных , стеснительных детей заключался в создании дружелюбной , раскованной обстановки , которая даёт ребёнку абсолютную уверенность , что над ним не будут смеяться , какой бы вопрос он не задал.

Воображалкин вопрос ( что было бы , если ? ) детям очень понравился. На этом этапе освоения данного вопроса дети активно фантазировали , наделяли объект разнообразными нехарактерными для него свойствами и способностями.

Уточняющий вопрос (правда ли ,верно ли ?) уточняет и обосновывает существующие или несуществующие признаки объекта или явления.

При знакомстве с субъективным вопросом ( что я об этом знаю , что я об этом думаю ?) сначала возникли затруднения. Детям нелегко было обобщить свои знания о рассматриваемом объекте или явлении и высказать их , но постепенно они научились задавать и этот вопрос. Сначала дети после знакомства с субъективным вопросом задавали только вопросы об объектах окружающей действительности ,затем сами же на них отвечали и уже после этого стали обмениваться вопросами друг с другом.

Для развития умения задавать вопросы использовали разные игры и упражнения:

«Задай вопрос». Раздавали детям картинки с изображением людей , животных и предлагали задавать вопросы тому , кто изображён; либо пытаться ответить на вопрос о том ,какие вопросы мог бы задать тебе тот ,кто изображён на иллюстрации.

«Узнай всё об объекте». Раскладывали на стол перед детьми , например , игрушечный автомобиль , куклу и т. п. , спрашивали : «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете , лежащем на столе?»

Ребёнку предлагается такая ситуация: «Представь , что к тебе подошёл взрослый незнакомый человек. Какие три вопроса он бы задал тебе?» ( методика описана в книге Урунтаевой Г.А. , Афонькиной Ю. А. Практикум по детской психологии. М., 1995)

В игре «Да-нет»детей просят с помощью вопросов угадать , какой сказочный герой задуман . Ограничение только одно – нельзя задавать вопросы ,рассчитанные на прямое угадывание , например : «Это Кащей?». Приветствуются вопросы типа: «Это объект природного мира ? , Он по характеру хитрый ?» и т. п.. Цель «Да -Неток» - научить детей задавать вопросы ,направленные на классификацию любых объектов окружающего мира , научиться слушать других , быть внимательными ( не повторять вопросы )

Игра «Интервью». Обсуждается возможная тема , выбирается репортёр ,который задаёт вопросы аудитории.

Следующим этапом нашей деятельности стало обсуждение художественных произведений по вопросам. Сначала читаем произведение , на следующий день организуем беседу о прочитанном. Дети выбирают , кому из сверстников и какой вопрос будут задавать , называют имя ребёнка и название вопроса. Затем формулируют вопрос. Выслушав ответ товарища , дети могут поправить или сами ответить на свой вопрос , могут задавать вопрос воспитателю. В итоге после прочтения произведения дети научились обсуждать его по вопросам самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя.

Детские вопросы после чтения сказки А.С.Пушкина «Сказка о

рыбаке и рыбке»

- Какая была старуха по характеру? (воспроизводящий вопрос)

- Что попросил старик у рыбки в первый раз ? ( описательный вопрос)

- Почему старуха снова оказалась у разбитого корыта ? ( почемучкин вопрос)

-Правильно ли ,что старуха несколько раз прогоняла старика к морю ? (оценочный вопрос)

-Что было бы , если бы рыбка не исполнила ни одного желания старухи ? (воображалкин вопрос)

-Верно ли , что старухе хотелось иметь рыбку в прислугах ? (уточняющий вопрос )

-Что я думаю о желаниях старухи? (субъективный вопрос)

Поделиться:

Оставить комментарий