Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Методические рекомендации по организации развивающей предметно пространственной среды в центре экспериментирования (исследования, проектирования) в соответствии с ФГОС ДО
Post Icon

Методические рекомендации по организации развивающей предметно пространственной среды в центре экспериментирования (исследования, проектирования) в соответствии с ФГОС ДО

Автор: Шумова Наталья Анатольевна, старший воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ ДС «Калинка»

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
При организации в группе развивающей предметно пространственной среды (РППР) в центре экспериментирования (исследования, проектирования) и его насыщение в соответствии с ФГОС ДО учитываем принципы:
1. Соответствие содержания центра детского экспериментирования возрастным возможностям детей данной группы и соблюдение правил техники безопасности при организации деятельности данного центра;
2. Наличие в центре лабораторного оборудования для проведения различных экспериментов (в соответствии с возрастной группой); для детей раннего возраста наличие игрушек и оборудования для игр с водой, песком, воздухом;
3. Наличие демонстрационного лабораторного и дидактического материала (различные коллекции, глобус, природный материал и т.д.), а также дидактические игры и их картотеки;
4. Наличие комнатных растений, условия их содержания (оборудование по уходу);
5. Наличие энциклопедической литературы, различных тематических альбомов (обязательно для групп дошкольного возраста);
6. Эстетическое оформление центра (оригинальность названия, наличие игрового персонажа, художественное оформление и т.д.);
7. Доступность оборудования центра для свободного экспериментирования детей.
Таким образом, под организацией развивающей предметно -пространственной средой в центре экспериментирования (исследования, проектирования) следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Существует обширный ассортимент игрушек, игровых и подручных материалов, действия с которыми позволяют ребенку узнавать и осваивать различные наблюдаемые свойства окружающего мира явлений, стихий, простейших механизмов и пр. Игрушки для познавательно – исследовательской деятельности требуют от ребенка проявления собственной активности, наблюдения за результатом своих действий. К ним относятся игрушки для экспериментирования.
- звучащие игрушки (позволяют исследовать звуковые свойства – свистульки, барабаны, треугольники, ксилофоны, трещотки и др.);
- игровые наборы для песка и воды (стаканчики с отверстиями и без них, совочки, мельница, тонущие и не тонущие предметы, стационарные комплексы для игр – например, система каналов)
- динамические игрушки;
- игрушки, отображающие скрытые физические явления или действия механизмов (магнетизм, подъемная сила воздуха, сила ветра, световые явления, действия рычага, подъемного механизма – пропеллер, калейдоскоп, подъемный кран, канатная дорога и пр.).
По характеру движения динамические игрушки можно разделить на следующие виды:
- шагающие, скачущие фигурки (скачущая белка, извивающаяся гусеница, шагающий бычок и др.);
- качающиеся и парящие в воздухе игрушки (неваляшки, птица, взмахивающая крыльями, игрушки – качалки и др.);
- вращающиеся игрушки (волчки, вертушки – пропеллеры, диски, кубари, катушки – кружатся на месте, на шнуре или в воздухе вокруг своей оси);
- катящиеся предметы (шарики, диски и машинки, стилизованные человечки и некруглые предметы для скатывания по общим названием «кегельбан»);
- кувыркающиеся фигурки (гном на горке, акробат на лестнице, на перекладине или на брусьях, ныряющий дельфин);
- лазающие фигурки (медведь или клоун – верхолаз, скалолаз, трубочист);
- стучащие фигурки (стучащие молотками кузнецы, дятел на дереве, клюющие курочки).
В старшем дошкольном возрасте в группе должны присутствовать следующие динамические игрушки: волчки различные (в том числе с магнитным эффектом), кубари, пропеллеры, верхолаз, ростовые кегельбаны с многообразными движущимися элементами, сборный кегельбан (деревянные бруски с желобками) для помещения и для улицы. Балансиры типа «закати шарик» большие и маленькие, со сложной траекторией движения.
- центр природы и экспериментирования (в нём находятся растения, оборудование для ухода за ними, календари наблюдений, литература и игры природоведческого содержания, картотеки, природный материал.
- материал для экспериментирования: учебные пособия и приборы, (весы, часы, календари, микроскоп), ёмкости с сыпучими, жидкими, твёрдыми веществами, мерные и нестандартные ложки, кружки, формочки, алгоритмы для проведения опытов, карты наблюдений, бассейны для игр с водой и песком и пр.

Поделиться:

Оставить комментарий