Вы находитесь здесь: Главная > Презентации > «Мир загадок»
Post Icon

«Мир загадок»

Автор: Абрамова Анжелика Владимировна
воспитатель логопедической группы МБДОУ детский сад комбинированного вида №18 «Аленка» г. Сафоново Смоленской области.

Текст к презентации «Мир загадок».

Слайд 1.

В нашей группе для развития коммуникативных способностей детей мы используем такие технологии как: составление и отгадывание загадок и придумывание сказок. Вначале о том, как учились составлять загадки, а потом и о сказках.

Слайд 2. Люди с давних времен упражняли свой ум и сообразительность. Придумать загадку непросто, но и не меньше мудрости надо, чтобы разгадать её.

В народной речи загадывать означает задумывать, замышлять, предлагать для решения что-либо неизвестное.
Загадка всегда вызывает любопытство своим скрытым смыслом.
Загадка - это мудрёный вопрос, заданный в форме замысловатого краткого описания какого-либо предмета или явления.

Слайд 3. Загадки – неотъемлемая часть детства. Любой из нас помнит и лампочку - “грушу, которую нельзя скушать”, и ножницы, у которых “два конца, два кольца, посередине гвоздик”.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Каждая новая загадка, разгаданная ребёнком, становится очередной ступенькой в развитии его мышления и речи. Коллективное отгадывание загадок с последующим их обсуждением даёт возможность взрослым формировать у ребёнка коммуникативные способности.

Но самое ценное то, что эти знания приобретаются не пассивно, а в процессе активной мыслительной деятельности.

Слайд 4. Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и художественной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное, речевое и художественное развитие ребенка.

Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. Загадки помогают детям понять, как ёмко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.

Слайд 5. Слово загадка происходит от слова «думать». Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку - значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную логическую операцию. В ходе образовательной и совместной деятельности взрослого и ребенка дети с удовольствием отгадывают и стараются придумывать свои загадки. Отгадывание загадок требует от детей интеллектуальных усилий. В каждом случае – это тренировка мыслительных операций: анализа, сравнения, классификации, обобщения, абстрагирования. Эти виды работы помогают развитию познавательной деятельности и подготовке детей к школе.

Слайд 6. Первым этапом нашей работы было введение в тему: знакомство с загадками; загадывание и отгадывание загадок; дети обратили внимание, что многие загадки они знают и решили придумать свои загадки.

Далее на втором этапе детям была предложена ситуация: надо запомнить много загадок. Сделали вывод, что запомнить трудно, но можно записать загадки и нарисовать отгадки. Решили сделать книгу загадок.

Слайд 7. Прежде, чем учить детей сочинять загадки, мы знакомились с самой загадкой, ее происхождением, структурой. Детям интересно было узнать, что человек начал создавать загадки еще в глубокой древности, её использовали как один из приемов иносказательного, тайного языка. Экзаменационная роль загадки хорошо отражена в мифах, сказках, былинах, песнях и других фольклорных жанрах.

Узнали, что загадки бывают народными и литературными, научились их различать.

Дети сами обратили внимание, что загадки можно разделить по темам, например, загадки о явлениях природы, средствах передвижения, о человеке, о животных, цветах и т.д.

Каждая группа загадок в зависимости от их тематики содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это позволяет использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями.

Слайд 8. Существуют различные виды загадок по способу построения в них логических задач.

1.​ Загадка, построенная на перечислении признаков предмета, явления. В числе их могут быть величина, цвет, форма, вкус, звучание, движение, материал, назначение и др. По указанным признакам и нужно найти отгадку. В загадке «Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает. Когда это бывает?» названы три характерных признака лета: жаркая погода, цветение растений, созревание хлеба.

2.​ Загадки, в которых характеристика дается кратко, с одной-двух сторон. Отгадывающий должен по двум, а то и по одному признаку восстановить целостный образ предмета. Чтобы решить подобную задачу, отгадывающий должен быть хорошо знаком с этим единственным признаком, уметь выделить его, связать по ассоциации с другими, не названными в загадке. Например, «Рук нет, а строить умеет».

3.​ Загадки, построенные на основе отрицательного сравнения. «Жидко, а не вода, бело, а не снег» (молоко). Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чём-то сходные предметы, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в новом сочетании и путем исключения возможных, ошибочных ответов, при накоплении новых признаков находить отгадку. Такой анализ развивает логическую способность мыслить и рассуждать в необходимой последовательности.

4.​ Метафорические загадки. «Красненькие сапожки в земельке лежат» (свёкла). Разгадывание таких загадок представляет собой расшифровывание метафор. Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное, решить логическую задачу.

Играя в загадку, ребенок как бы сдает экзамен на сообразительность. Хорошо ли он знаком с окружающим миром? Знает ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений?

Доступность загадки для ребенка зависит от сложности художественного образа, от того, какими выразительными средствами он создан.

Слайд 9. Обучать детей умению отгадывать загадки надо начинать не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении.

Фактические знания об окружающем, приобретенные детьми во время наблюдений, игр, труда, подготавливают ребенка к пониманию содержания загадок и тем самым облегчают отгадывание.

Эти знания необходимо выразить в точном, а иногда и образном слове. В ходе наблюдений надо побуждать детей к поискам нужных слов, обозначающих увиденное.

При отгадывании загадок важен не только результат – правильная отгадка, но и доказательство, т.е. умение логично и последовательно путем рассуждения убедить, что отгадка найдена правильно. Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них речи-доказательства и речи-описания. Загадка становится не просто развлечением, а упражнением в рассуждении и доказательстве, т.е. важным средством обучения связной речи детей. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов. Смысл создания рассуждения состоит в умении подобрать доводы. У детей следует вызывать интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. При отгадывании загадки перед детьми ставить конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.

Для этого можно организовать упражнения «Кто правильнее докажет?», «Кто полнее и точнее докажет?», «Кто интереснее докажет?»

После того, как мы научились отгадывать загадки, умеем доказать правильность отгадки, дети обратили внимание, что многие загадки они уже знают и предложили сочинить свои загадки.

Слайд 10.

Занятия по обучению детей придумыванию загадок тесно связаны с занятиями по описанию предметов. Игра «Цепочка». Детям предлагается назвать, как можно больше признаков предмета, не повторяясь.

В игре «Магазин игрушек « ребенок-покупатель должен подробно описать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать ее. В этой игре предметы, которые описываются, представлены наглядно для всех.

Слайд 11.

Более сложной будет игра «Почтальон принес посылку», в которой каждый ребенок получает свой предмет и описывает его, не называя и не показывая. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.

Метод противоречий при изучении свойств и качеств позволяет ребенку проникнуть в сущность и глубину предметов и явлений. Детей этому логическому приему надо специально обучать. Предварительно необходимо научить детей подбирать противоположные признаки, состояния, действия, обогатить их лексику словами-антонимами. Работа над антонимами может проводиться в игре «Противоположности».

Можно с детьми придумать, например, такую загадку: «Я бываю разная: чистая и грязная, полная и пустая, глубокая и мелкая, и зовусь (тарелкою)».

Слайд 12.

Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:

​ воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

​ стимуляция умственной активности;

​ развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

​ расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

​ развитие сенсорной сферы.

Загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.

И теперь мы уже вплотную начали работать над составлением загадок по схемами и моделями.

Слайд 13.

Для составления загадки выбирается объект. Далее детьми даются образные характеристики по заданным признакам (по длине, по цвету и т.д.). И заполняется левая часть таблицы. Далее просим дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (заполняем правую часть таблицы). После заполнения таблицы предлагаем прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не».

Слайд 14.

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед детьми таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а затем в правой части). Далее предлагаем составить загадку в целом, используя связки «как», «но не».

Слайд 15.

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное. По окончании заполнения таблицы проводится чтение загадки.

Слайд 16.

При составлении и отгадывании загадок помогают опорные схемы. При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определять объект. На начальных этапах воспитатель подробно комментирует каждый рисунок. На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан и, объяснить, как они угадали объект. Позже дети составляют свои мнемозагадки и загадывают их другим.

Слайд 17.

Ребята совместно с родителями и самостоятельно придумали много загадок, запомнить все загадки невозможно и мы решили создать сборник загадок «Угадай-ка». Эту книгу можно посмотреть, взять домой, чтобы загадать загадки своей семье или записать новую загадку.

Создали картотеку загадок, в которой дети классифицировали загадки по содержанию: загадки о природе, о человеке, о литературных героях и т.д.; по авторству: литературные и народные.

Слайд 18-19. Сейчас вы можете на слайдах прочитать загадки, которые дети составляли сами.

Занимательная форма загадки позволяет легко и непринужденно обучать детей рассуждению и доказательству, самостоятельному анализу текста загадки, поиску путей решения логической задачи. Но придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. Вначале дети с трудом придумывают загадки по образцу, но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием. Детям очень нравится вид этой творческой работы.

Разумеется, не стоит ждать от детей шедевров в полном смысле этого слова. Творчество ребенка находится в процессе становления, но только в атмосфере творчества, активного сотрудничества детей с педагогом и друг с другом можно растить свободную личность.

Слайд 20.

Вот теперь и о сказках.

Ещё в нашей группе апробируется методика Скребцовой-Лопатиной «Добрые сказки», девиз которой «обучение через сказки». Самое важное – это ее направленность на развитие в ребенке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучая себя с позиций добра, справедливости, любви.

Во время занятий мы используем различные сценки и творческие задания, которые и позволяют осуществлять поставленные задачи.

Слайд 21.

Сценка «Учимся летать». Поделить детей на пары. Один человек в паре – какая-либо птица, например, Каркуша; другой – какой-либо зверь, например, Хрюша. Детям предлагается придумать сценки-диалоги о том, как птица учила зверя летать.

Слайд 22.

Сценка «Талант и профессия». Дети делятся на пары. В сценке-диалоге дети рассказывают, какими талантами должны обладать представители профессий, чтобы их работа приносила радость людям. Например, повар должен готовить вкусные, красивые, полезные блюда; врач должен быть внимателен и вежлив с пациентами.

Слайд 23.

Творческое задание «Сказочные друзья». Предложить детям рассказать, что должны сделать герои придуманной ими сказки, чтобы всегда жить дружно. Например, в канун Нового года встретились сразу три Деда Мороза.

Слайд 24.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по коммуникации детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. Сказка для ребенка – игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребенка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого малыша.

Сказка ярче и полнее, чем любой другой вид творчества, отражает мир во всей его красоте и гармонии. Точный и колоритный язык ее, близкий каждому ребенку, запоминается на всю жизнь. Недаром многие столетия не иссякает у людей живой интерес к сказке.

Слайд 25.

Спасибо за внимание!

Список литературы:

1.​ «Учите детей отгадывать загадки» Ю.Г. Илларионова. – М.: «Просвещение», 1976.

2.​ «365 логических игр и задач». – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.

3.​ «1000 загадок». – М.: АСТ; Донецк: Сталпер, 2006.

4.​ «Тематические загадки для дошкольников» В. П. Гудимов, - М.: ТЦ Сфера, 2002.

5.​ Картинки с браузера Яндекс.

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Поделиться:

Оставить комментарий