Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Модели и деятельность моделирования как метод ознакомления старших дошкольников с растениями
Post Icon

Модели и деятельность моделирования как метод ознакомления старших дошкольников с растениями

Автор: Родина Тамара Владимировна, воспитатель МБДОУ детский сад № 2 «Ромашка»Сахалинская область, г. Александровск-Сахалинский

 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы использования моделей и деятельности моделирования в ознакомлении старших дошкольников с растениями 5

1.1. Значение моделей и деятельности моделирования в процессе ознакомления старших дошкольников с растениями 5

1.2. Психологические особенности развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста при использовании моделей и деятельности моделирования в ознакомлении с растениями 7

1.3. Задачи, содержание, условия использования моделей и деятельности моделирования в процессе ознакомления старших дошкольников с растениями 8

1.4. Виды моделей и деятельности моделирования в процессе ознакомления с растениями старших дошкольников 12

1.5. Использование технологии моделирования в процессе ознакомления старших дошкольников с растениями 16

Глава 2. Описание опыта работы воспитателя МДОУ «Детский сад № 3 посёлка Андреево комбинированного вида» Даниловой Татьяны Владимировны по теме: «Моделирование как метод ознакомления с растениями старших дошкольников» 19

Заключение 26

Список литературы: 27

Приложение 29

Введение

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время большое значение приобретает экологическое образование, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности.

В процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) возникает необходимость в использовании инновационных подходов в работе с дошкольниками, которые опираются на такие взаимоопределяющие тенденции, как: разработка технологий организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса, поиск новых форм и методов образовательной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности и др. [16, 11].

Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка-дошкольника. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщённое представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Возникает необходимость операции замещения. Замещение – когда сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно.

Модели – это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами. Способность к замещению ведёт к способности употреблять заместители в уме, решать задачи «про себя». Все эти умения пригодятся, когда дети перейдут на следующую ступень обучения – школу [19, 76].

Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

Главной характеристикой модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта [10,131].

Моделирование рассматривается как совместная деятельность педагога и детей по построению (выбору или конструированию) моделей.

Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Данной проблемой занимались: С.Н.Николаева, Т.А.Серебрякова, И.А.Хайдурова, Н.И.Ветрова. С.Н.Николаева разработала модель покровительственной окраски. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраски растений. И.А.Хайрудова выделяет модель, позволяющую формировать у детей знания о потребности растений в свете. Н.И.Ветрова предлагает модели для ознакомления детей с комнатными растениями [12, 100]. Но основные модели для дошкольников ещё не разработаны.

Приступая к работе, мы определили её параметры.

Объект: деятельность моделирования.

Предмет: растения.

Цель: теоретически обосновать необходимость использования моделей и деятельности моделирования в формировании знаний о растениях.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме с целью её теоретического обоснования.

2. На основе анализа теоретических источников описать методику использования моделей и деятельности моделирования в процессе ознакомления с растениями старших дошкольников.

3. Изучить опыт работы воспитателя по использованию моделей и деятельности моделирования при ознакомлении с растениями старших дошкольников.

Глава 1. Теоретические основы использования моделей и деятельности моделирования в ознакомлении старших дошкольников с растениями

    1. Значение моделей и деятельности моделирования в процессе ознакомления старших дошкольников с растениями

В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать за растениями, сравнивать, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам. Знания детей старшей группы о растениях получают существенные дополнения. Дети узнают о том, что растение для своего роста нуждается в свете, влаге, тепле, почвенном питании. Если чего-то не хватает, то это может привести к гибели растения. Детям следует объяснить, что разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги: одни хорошо растут при ярком освещении, другие — в тени; одни нуждаются в частом поливе, другие надо поливать редко.

Дети продолжают знакомиться со многими растениями, с особенностями их внешнего строения, с разнообразием листьев, стеблей, цветков. Закрепляется умение определять способы ухода за растением в зависимости от характера листьев и стебля. В содержание знаний о растениях включаются представления о некоторых способах вегетативного размножения комнатных растений (размножение стеблевыми черенками). Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе деятельности моделирования [9, 54].

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей [13, 14].

Исследования учёных психологов (Эльконин Д.Б, Венгер Л.А), доказывают, что использование наглядного моделирования в обучении детей при ознакомлении с природой, способствует развитию умственных способностей и более прочному усвоению новых знаний. Учёные отмечают, что с использованием наглядного моделирования, процесс обучения будет проходить более успешно. Отмечают доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста. Доступность определяется тем, что в основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом [6, 6].

Основное назначение моделей – облегчить ребёнку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.

Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта.

В детском саду в качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера: создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки, геометрические фигуры, символические изображения предметов (силуэты, контуры) и др. [14, 16].

Метод моделирования используется тогда, когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношения объектов в реальности. Многообразие природных явлений, создаёт видимость их лёгкого познания в процессе наблюдения, но растянутость во времени изменчивости развития организмов или сезонных явлений природы, рождают объективные трудности для дошкольной мыслительной деятельности, которая находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых объектов, явлений природы.

Таким образом, моделирование и модели позволяют демонстрировать существующие экологические связи в природе. Процесс деятельности моделирования и использование готовых моделей является методом экологического восприятия.

В экологическом развитии формируются предпосылки к учебной деятельности: умение детей осознанно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия; умение внимательно слушать и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительному воспринимаемому образу и наиболее эффективным методом развития предпосылок является моделирование, которое позволяет последовательно, самостоятельно применять его в свободной деятельности: составлять рассказы, играть, рисовать, лепить, конструировать, выделяя характерные особенности растений. Полученные знания, умения и навыки помогут детям при обучении в начальной школе [14, 18].

Модели позволяют раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщённые представления и элементарные понятия об объектах и системах, их взаимосвязях в природе. Поэтому процесс моделирования и использование готовых моделей является одним из основных средств формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста [10, 165].

В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае [18, 40].

    1. Психологические особенности развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста при использовании моделей и деятельности моделирования в ознакомлении с растениями

Рассмотрим основные новообразования в старшем дошкольном возрасте.

Старший дошкольный возраст характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. Возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала [5, 201].

Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребёнка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения и классификации.

Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идёт развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно грамматические конструкции, совершенствуется связная, монологическая речь [16].

По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребёнка приближается к показателям мозга взрослого человека – расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения.

Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Они пытаются самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию.

Под руководством педагога шестилетки включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений [5, 202].

Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В деятельности моделирования можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей [7, 218].

Таким образом, развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества.

    1. Задачи, содержание, условия использования моделей и деятельности моделирования в процессе ознакомления старших дошкольников с растениями

Одно из проявлений экологического образования – любовь к природеЭто сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природныебогатстваКаждый человек, независимо от возрастадолжен бережно относиться к природе. В связи с этимперед педагогом, знакомящим
дошкольников 
с природой, ставятся следующие задачи:

В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями.

Также ставится задача развития умений наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира [15].

Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия, формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку, то есть развивать умения познавательно-исследовательской деятельности [15].

Дети узнают о стадиях роста и развития растений, о сезонных изменениях в природе и их причинах, о некоторой последовательности сезонных изменений.

Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.

Также в старшей группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы, дальнейшая их систематизация и обобщение. Необходимо сформировать представления о смене сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков [12, 112].

Продолжаются обобщение и систематизация знаний о росте и развитии растений, об их основных группах (по характеру приспособления их к условиям среды обитания и занимаемой территории — лес, луг, водоем, поле и т. д.) Обобщаются знания о сезонных изменениях в природе на основе более глубокого понимания временных и причинных зависимостей. Систематизируются знания о труде взрослых в природе на основе понимания необходимости его для удовлетворения потребностей растений [2, 60].

Усложнение знания требует совершенствования умственной деятельности детей. Их учат ставить задачу наблюдения, элементарно планировать его, пользоваться разными способами наблюдения.

Формируются первые навыки поисковой деятельности, умения анализировать ситуацию, принимать или ставить несложную задачу, высказывать предположение, сопоставлять накопленные факты, делать выводы. В процессе труда у детей формируются умения видеть необходимость той или иной работы, планировать ее последовательность, взаимодействовать со сверстниками. Усвоенные знания и умения способствуют формированию отрицательного отношения к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, вызывают желание охранять ее.

Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решать следующие задачи в интеллектуальном развитии:

  • развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;

  • учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта;

  • наглядно видеть и понимать связи и зависимости в окружающем мире;

  • развивать речевые навыки и психические процессы [17, 61].

Предметно-развивающая среда в старшей группе обеспечивает возможность выбора каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Наполняемость предметно-развивающей среды обеспечивает разностороннее развитие детей, накопление опыта игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской и двигательной деятельности. Большое внимание уделяется созданию условий для самостоятельной деятельности [8, 42].

В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать, обобщать и классифицировать предметы по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становится рост и развитие растений. Знания детей существенно расширяются. Дети узнают, что для роста растения необходимы условия (свет, влага, тепло, почвенное питание), без которых, оно погибает. Для разных растений эти условия различны. Дети так же узнают о способах размножения растений. Постановка новых задач требует размещения в уголке природы новых растений: с разнообразным строением стебля, имеющие разные способы размножения, потребности в степени полива и освещения. Следует разместить и растения, обладающие лекарственными свойствами. Каждое растение уголка природы должно быть снабжено моделью обозначения его потребности во влаге, свете, дополнительном уходе (опрыскивании, рыхлении) [14, 15].

Растения в уголке природы, за которыми ухаживают дети, должны быть расположены на доступном для детей уровне и обязательно должны быть расположены растения с учётом их комфортного произрастания (тенелюбивые и светолюбивые).

Фенологический уголок – определённое место в уголке природы, в котором содержатся временные объекты, фиксируется периодическое явление в жизни растений при создании определённых условий.

Особенность фенологического уголка: возможность сравнивать, как одно и то же растение существует в разных условиях. Осенью в уголок природы помещают растения из ближайшего окружения: букеты яркоокрашенных листьев, поздноцветущие дикорастущие растения (бархатцы). Во второй половине января в банки с водой (t – 16-20 градусов) помещают срезанные ветки деревьев и кустарников с целью их оживления, появления почек, листьев и цветов.

Посадки овощных культур дают возможность детям в течение года наблюдать за ростом растений и получать свежие овощи зимой и ранней весной. Для выращивания лука предварительно замоченные в течение суток луковицы высаживают в ящик рядами. Выращивание лука хорошо начинать с 1 октября.

Выращивать салат, укроп, редис лучше всего ранней весной. Семена этих культур высевают в ящики и засыпают слоем песка и перегноя. Ящики покрывают стеклом и ставят в тёплое место. Уход за посевами заключается в лёгком рыхлении и умеренном поливе.

С детьми старшего дошкольного возраста можно выращивать рассаду помидоров, огурцов, перца.

Так же в фенологическом уголке производят выгонку луковичных растений (тюльпан, гиацинт, нарцисс). До посадки их хранят в тёмном сухом месте, а затем в октябре производят посадку [14, 19].

С детьми старшего возраста проводят опыты и эксперименты, которые затем фиксируют в дневниках наблюдений с помощью зарисовок или моделируют состояние растений. Например, помещают 4 дидактические луковицы с различной потребностью в свете и влаге: для первой – обеспечена потребность в свете и влаге; для второй – влага отсутствует, но есть свет; для третьей – есть влага, но луковица помещена под тёмный колпак (отсутствие света); для четвертой – нет ни света, ни влаги. Дошкольники наблюдают за прорастанием луковицы, и выводы зарисовывают в дневниках наблюдений.

Таким образом, использование моделей и деятельности моделирования позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщённые представления и элементарные понятия об объектах, явлениях природного окружения, систематизация которых обеспечит формирование у дошкольников целостного образа природы [20, 77].

Знакомя детей с природойпедагог должен не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в душекаждого ребёнка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства.

Каждый объект природыяркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учится определять своё отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках и т. д.

Встречи с природой возбуждают фантазию ребёнка, способствуют развитию речевого, изобразительного,игрового творчества [11, 3].

Формируя у детей экологические представления в процессе ознакомления с миром растений, педагог должен сам понимать, что такое растения, живой организм, среда обитания, адаптация организма к среде обитания. Кроме того, знакомя детей с миром растений, педагогу необходимо подбирать материал с учётом их возрастных особенностей. Необходимо давать знания в интересной и занимательной форме [19, 79].

Таким образом, педагог, давая детям понятия о растениях, должен подбирать материал, раскрывая сущность понятий: растение – живой организм, среда обитания, приспособленность к среде. Знания о растениях должны даваться в системе, с учётом систематичности и возрастных особенностей дошкольников.

    1. Виды моделей и деятельности моделирования в процессе ознакомления
      с растениями старших дошкольников

Моделирование объектов природы в какой-то степени напоминает изобразительную деятельность и конструирование, но отличается от них конечной целью. Цель изодельтельности – выполнить красиво, цель моделирования – правильно и в ходе работы получить новые знания об изучаемых объектах. В дошкольном учреждении можно изготовить модели из любых знакомых детям объектов живой и неживой природы и использовать для этого любой природный материал – бумагу, ткани, глину, пластилин, папье-маше и т.д. Для этих же целей подходят фотографии объектов, вырезанные из журналов и ненужных книг и наклеенные на плотную бумагу [10, 167].

Особенность моделирования биоценозов заключается в том, что все объекты должны быть выполнены в реалистической манере, с воспроизведением истинной окраски и быть узнаваемыми. Дошкольники без особых трудов должны различить ель, сосну, берёзу, дуб и другие деревья, а также всех животных, населяющих данный биоценоз. Кроме того, важно соблюдать относительные размеры деталей.

Детали можно изготовить разными способами – нарисовать, вылепить из пластилина, вырезать из натуралистических фотографий, сшить из тканей и меха, сделать из природного и бросового материала. Данный вид деятельности предоставляет большой простор для фантазии и взрослых и детей.

В исследованиях Н.И.Ветровой применялся тип моделирования природных объектов. Она ставила задачу расширить и уточнить конкретные представления о растениях у детей дошкольного возраста. С этой целью их обучали приёмам расчленяющей абстракции с помощью моделирования различных признаков строения растений.

Наблюдая за растениями, дети самостоятельно составляли сенсорную модель – полоску, отображающую его варьирующие признаки.

В результате обучения изменился характер наблюдения детей, появилась многоплановость в восприятии объектов.

Моделирование данного типа способствует сенсорному развитию детей [10, 165].

Предметные модели воспроизводят структуру, особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений.

К ним относятся различные предметы и конструкции.

Примеры предметных моделей:

  • аквариум. Он моделирует экосистему в миниатюре (биом водоема);

  • глобус (который можно изготовить вместе с детьми способом папье-маше) позволяет давать детям информацию о Земле. Большой интерес вызывает у дошкольников путешествия по глобусу, приклеивание изображений животных и растений, поживающих в океанах, на различных материках [12, 100].

Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде схематических макетов.

Примеры предметно-схематических моделей:

  • полоски бумаги разных оттенков зелёного цвета можно использовать для абстрагирования цвета листьев растений;

  • полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая, бархатная) можно использовать для абстрагирования характера поверхности листьев растений;

  • изображение геометрических фигур (треугольник, овал, круг) можно использовать для абстрагирования формы листьев растений [13, 14].

Данные модели были предложены Н.И. Ветровой. Она ставила задачу расширить и уточнить конкретные представления о растениях у детей дошкольного возраста. Для этого ею были разработаны модели-шкалы признаков цвета, величины, характера расположения, форм, численности отдельных частей растений. Наблюдая за растениями, дети самостоятельно составляли сенсорную модель – полоску, отображающую его варьирующиеся признаки. В результате такого использования моделей у детей изменился характер наблюдения, появилась многоплановость в восприятии объектов. Дети научились характеризовать растения одновременно по многим признакам [4, 230].

Графические (схематические) модели передают условно (обобщенно) признаки, связи и отношения природных явлений.

В графической модели может быть зафиксирован и другой тип закономерных изменений в природе – рост и развитие живых существ. Такой моделью является календарь-ширма, отражающий пространственно-временные параметры роста и развития растения. Одноразовые еженедельные наблюдения с последующей фиксацией в виде цветного рисунка создают картину последовательных изменений подземной и надземной частей растения. Одновременная фиксация сезонных изменений и необходимых сельскохозяйственных работ даёт представление (хотя и неполное) об условиях, в которых проходит развитие растения. Графа «время» показывает, сколько недель длится его развитие, когда происходят образование корня, зацветание, образование семян, сколько дней стоит солнечная или дождливая по­года, от которых зависит характер ухода за растением и т. д. [1, 158].

Графическое моделирование может быть использовано при составлении карты-схемы помещения группы, участка детского сада, территории ближайшего природного окружения. Моделирование пространства, в котором протекает жизнедеятельность ребенка, помогает ему по-новому взглянуть на окружающий мир. Составление карты-схемы особенно целесообразно при создании экологической тропы, определении маршрута в природу, по которому дети регулярно совершают прогулки и экскурсии [10, 170].

Дневники наблюдений за ростом и развитием растений.

Моделирование роста и развития растений осуществляется с помощью рисунков. Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать (рисовать на отдельных страницах) прорастающий в банках, например, репчатый лук. Графическая модель у детей будет особенно интересной, если несколько луковиц прорастают в разных условиях специально созданной ситуации и на каждой странице изображается разноцветная полоска времени – «неделя». Все рисунки делаются с помощью двух картонных трафареток – банки и луковицы [4, 231].

Несколько иначе выглядит дневник наблюдений, в котором зафиксирован рост овощной культуры. На каждой странице такого дневника, кроме изображения самого растения, имеются параметры:

  • время, за которое происходит изменение растения (рисуется полоска времени «неделя», а не цифровое обозначение);

  • условия, при которых происходит изменение растения; условия, при которых, происходит рост культуры (погода в сочетании с трудовыми операциями по уходу) [4, 189].

Эффективность развития мышления ребёнка возрастёт, если в качестве средств обучения выступает наглядная модель. С помощью наглядного моделирования ребёнок учится логически мыслить, рассуждать, делать выводы. Он должен чувствовать себя «созидателем», открывающим что-то «новое» для себя.

Вначале дети осваивают модели единичных, конкретных ситуаций. На этом этапе работы ребенок учится создавать и использовать символические, условные обозначения. Использование символических средств позволяет выражать ребенку свое отношение к действительности, обобщать и проявлять свой эмоционально-познавательный опыт. Ребенок рассматривает картинки с изображением деревьев: дуб, береза, ель, сосна - обобщает и называет образованную группу обобщающим словом – деревья [20, 55].

Важно отметить, что деятельность по созданию графических моделей (календарей природы) по своей сути близка к учебной – дети должны помнить, что они наблюдали, какими значками и символами следует отмечать клетки на страницах календаря, должны выполнить домашнее задание – зарисовать значками погоду выходных дней, зарисовку принести в понедельник в детский сад. Именно поэтому отношение, возникающее у старших дошкольников к моделированию, особенно ценно для развития личности – это познавательное отношение к природе и интерес к учебной деятельности, что значимо для детей, готовящихся к поступлению в школу [19, 77].

Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

  • перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;

  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении [18, 40].

Таким образом, развивается самостоятельность мышления и познавательная активность ребенка. Использование коллажей и мнемотаблиц будет более эффективным, если работу с ними построить в следующей последовательности:

  • на первом этапе детям предлагается внимательно рассмотреть коллаж или мнемотаблицу и догадаться, почему здесь изображены именно эти картинки, модели, буквы, цифры и т.д. Далее дать детям сжатую информацию по содержанию данного коллажа или мнемотаблицы;

  • на втором этапе идет обсуждение: задать детям дополнительные вопросы и задания;

  • на третьем этапе ребенок с помощью коллажа или мнемотаблицы самостоятельно составляет описательный рассказ [10, 175].

Таким образом, в результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологического образования, который выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет
дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.

    1. Использование технологии моделирования в процессе ознакомления старших дошкольников с растениями

Уже в детском саду дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед воспитателем, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы [7, 217].

Поэтому так актуален метод наглядного моделирования в саду.

Особенности организации работы с моделями в дошкольном возрасте:

  • начинать следует с формирования моделирования пространственных отношений. В этом случае модель совпадает с типом отображенного в ней содержания, а затем переходит к моделированию других типов отношений;

  • целесообразно вначале моделировать единичные конкретные ситуации, а позже организовывать работу по построению модели, имеющей обобщенный смысл;

  • обучение моделированию осуществляется легче, если ознакомление начинается с применения готовых моделей, а затем дошкольников знакомят с их построением [12, 111].

Методика обучения моделированию осуществляется в следующей последо­вательности. Воспитатель:

1. Предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.

2. Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства. Одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки.

3. Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех.

4. Осуществляет обучение моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы) [10, 178].

Овладение детьми навыками моделирования и проявление интереса к этой деятельности осуществляются в течение достаточно длительного времени. Л.А.Венгер в этом процессе выделяет несколько этапов:

1. Освоение детьми действий замещения. Элементарные замещения доступны детям уже с 3-летнего возраста. В младшем дошкольном возрасте замещение в основном осуществляется на основе внешних признаков (цвет, величина и пр.). Постепенно «заместители» становятся все более условными.

2. Использование самих моделей. На этом этапе модель в готовом виде даёт детям сам воспитатель. Задача ребёнка — с помощью предложенной модели решить познавательную задачу.

3. Построение моделей самим ребёнком. Первоначально ребёнок создаёт модель на основе уже готовой (по образцу). Постепенно овладевая процессом абстрагирования
не только внешне воспринимаемых признаков объектов, предметов окружающего мира природы, но и внутренних связей, зависимостей, ребёнок учится создавать достаточно сложные модели [19, 77].

Действия с моделями нужно осуществлять в следующей последовательности:

  • замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);

  • использование готовых моделей (начиная со средней группы);

  • построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (со старшей группы) [10].

Работа педагога направлена на овладение детьми следующими видами модельных представлений:

  • конкретными (отображающие структуру данного объекта);

  • обобщёнными (обобщающими структуру класса объектов);

  • условно-символическими (передающими не наглядные отношения) [18,40].

Придумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ и подходить к группе объектов, раскрыть существенное в объекте;

  • замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна. Модели многофункциональны. Они могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности;

  • для обобщения представлений детей о природе, овладения дошкольниками, обобщёнными способами деятельности. На основе моделей можно создать разнообразные игры [17, 62].

Использование моделей успешно помогает детям обогащать опыт познания окружающего мира, побуждает желание больше узнать о нем. Метод моделирования можно с успехом применять во всех видах деятельности детей, например, рассматривая с детьми растения, обращаем внимание, из каких частей состоит растение (стебель, листья, цветок). Только потом вводим модели. Эти модели используем при ознакомлении с новыми растениями, а также при обучении уходу за растениями [3, 24].

Обучение детей моделированию должно быть связано с использованием обследовательских действий. Важно также учить детей планомерно вести анализ и сравнение объектов или явлений природы. Например, при сравнении двух растений учить вначале, обследовать и моделировать признаки цветка или листа, а затем стебля, корня. При обследовании и выделении признаков каждый из них следует называть точным словом.

Таким образом, используя в своей работе наглядное моделирование, педагог учит детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

Глава 2. Описание опыта работы воспитателя МДОУ «Детский сад № 3 посёлка
Андреево комбинированного вида» Даниловой Татьяны Владимировны по теме:
«Моделирование как метод ознакомления с растениями старших дошкольников»

Нами был рассмотрен и описан опыт работы воспитателя МДОУ «Детский сад № 3 посёлка Андреево комбинированного вида» Даниловой Татьяны Владимировны по теме: «Моделирование как метод ознакомления с растениями старших дошкольников».

Актуальность её работы заключалась в том, без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического образования с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Очень важно использовать разнообразные формы, методы и приёмы в работе с детьми, проводить её в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами. Сделать ознакомление с природой интересной, творческой, познавательной деятельностью для детей, больше использовать практических занятий. И тогда через ознакомление с природой воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты земля. Воспитатель считала, что работа с моделями при ознакомление дошкольников с природой играет огромную роль в умственном и речевом развитие, формирует у детей осознанно бережное отношение к животным и растениям, повышает эффективность подготовки ребёнка к обучению в школе.

Поэтому она определила цель своей работы. Сформировать представления старших дошкольников о растительном мире через модели и деятельность моделирования. Также определила задачи работы:

  • формировать обобщённые представления об общих и существенных признаках растений;

  • развить представления о взаимосвязи и взаимодействиях лежащих в основе родовых и видовых классификаций природного мира;

  • развивать знаково-символическую функцию сознания посредством метода моделирования;

  • формировать систему правил поведения в природе.

Педагогические условия для использования моделирующей деятельности в ДОУ:

  1. Организация предметно-развивающей среды.

Развивающая предметно пространственная образовательная среда в старшей группе по экологическому образованию была представлена большим разнообразием дидактических игр, альбомами, моделями, многими книгами о растениях. В группе также был живой уголок, зона экспериментирования.

В уголке природы воспитатель использовала модели для описания объекта: «Расскажи о растении. Какое оно? А чтобы не забыть ни о чём, смотри на модель»; для сравнения объектов, нахождения признаков отличия и сходства.

После знакомства с общей моделью «Строение комнатного растения!» и «Потребности комнатного растения», они вместе с детьми создавали новые модели «Потребности хлорофитума (фикуса, фиалки)» и модели деятельности по уходу за конкретным растением.

После наблюдений за природой и погодой результаты отмечали в календаре погоды с помощью моделей основных факторов среды в разное время года.

Графические модели дети использовали во время поисково-опытнической работы.

Зона экспериментирования была пополнена:

  • различными схемами, таблицами, моделями с алгоритмами выполнения опытов с растениями;

  • сериями картин с изображением природных сообществ;

  • книгами познавательного характера, атласами, тематическим альбомом «Растения»;

  • природными материалами: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов;

  • утилизированным материалом: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки;

  • разными видами бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.

На участке высаживали разнообразные зелёные насаждения: деревья, кустарники и цветущие растения.

Предметно-развивающая среда мобильна, динамична, многофункциональна, насыщена и отвечала возрастным и индивидуальным особенностям детей. Она становилась основой для интеллектуального развития детей, развития мыслительной активности, познавательного интереса, все это помогало формировать критерии готовности к школьному обучению.

  1. Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми

Воспитатель, чтобы заинтриговать детей, определить проблему, отвечающую их потребностям, провела следующие мероприятия:

1. Беседа о растениях, целью которой являлось выяснить представления детей о растениях, их отношение к ним, заинтересовать проблемой. В ходе проведённой работы дети представляли ситуацию, при которой все растения вдруг исчезли, и выдвигали свои версии о том, что произойдёт в городе, у их дома, на земле? Изменится ли что-нибудь в жизни людей?

2. Экскурсия по территории детского сада, в которой дети получили задание определить: какие деревья растут на участке, как они называются, о чем они думают, кто им помогает, какие растения растут рядом с ними, есть ли у дерева детки?

Кроме того, дети знакомились с деревьями: подходили к ним, шептали своё имя, обнимали, гладили кору, слушали, что оно прошелестит в ответ, определяли настроение.

3. Рассматривание комнатных растений в уголке природы для определения их названия, потребностей, строения, функций. Дети ответили на вопросы: как чувствует себя бальзамин, как ты узнал, как помочь растению?

Таким образом, дети, вживаясь в игровую ситуацию, сравнивая ответы, друг друга, пришли к выводу, что без растений мир станет некрасивым, пустым. Осознали, что деревья и все растения живые (они растут, питаются), они украшают наш участок, им тоже нужны друзья, помощники. Ребята решили узнать как можно больше о мире растений.

Свою работу воспитатель начала с прогулки в парк. Совместно с детьми смотрели на небо сквозь ветви: в осеннее время разнообразная окраска листьев, особенно подчёркивала его синий цвет.

Проводила игру «Лесные тайны». Закрепляла знания о деревьях и кустарниках через использование схем-рисунков, объединённых по систематическим и морфологическим признакам (Приложение 1).

Рассматривала с детьми листья. Обращала внимание, что поверхность листовой пластинки у разных деревьев разная: у дуба, например, лист гладкий, твердый; у березы шершавый; у липы мягкий.

Играли в игру «Узнай дерево по листу». Один ребенок называл характерные признаки листа, остальные по описанию узнавали, с какого он дерева. Собирали несколько разных листьев для уголка природы. По возвращении с прогулки познакомила с моделью «Расскажи о растении. Какое оно?». Учила детей узнавать лист по модели, выделять признаки отличия и сходства.

Во время последующих прогулок обращала внимание на своеобразную красоту отдельных деревьев. Дети очень полюбили игру «Разведчики леса». Воспитатель раздавала всем приготовленные заранее «крылья для самолётов». Они делаются так: длинные полоски картона закругляются на концах. С внутренней стороны на каждое крыло прикрепляется по две резинки для продевания в них рук. Разведчики слушают задание командира (воспитателя), затем заводят моторы и облетают лес. Задания давались группе разведчиков. Задания могут быть такие:

Принесите красные листья и узнайте, с какого они дерева, где растет это дерево. На каком дереве больше всего желтых листьев? На каком меньше всего? Покажите вблизи самое высокое и самое низкое дерево. Как оно называется? Определите ориентиры: впереди-сзади, направо-налево. У какого дерева кора гладкая, у какого шероховатая? Сколько шагов до березы (или другого дерева)? На каком дереве или кустарнике зеленые листья? Какое самое красивое дерево, где оно находится? В группе, после прогулки, проводила индивидуальную работу с использованием мнемотехники «Описание дерева» (Приложение 2). Ребята описывали дерево, где оно растет, какой у дерева ствол, листья и плоды.

Также на наблюдениях проводила игру «Угадай по описанию». Дети узнавали дерево по описанию цвета коры и листьев. Перед уходом на прогулку прочитывался отрывок из поэмы И.Бунина «Листопад». Воспитатель помогала детям сделать вывод, почему облетают листья.

На последующих наблюдениях подводила детей к ели или сосне и рассказывала, почему они остаются зелёными, а если иглы и падают, то заменяются свежими. Говорила, что хвоя – это те же листья, но они не боятся холода. Рассматривали лиственницу, у которой светлая хвоя осыпалась.

После рассматривания растений играли в игру «Найди по описанию». Воспитатель показывала схему формы листа, окраски и формы цветка растения, а дети отгадывали.

Во II половину дня провела игру «Расскажи о цветке» с использованием мнемотаблицы (Приложение 3). Выбирался воспитателем цветок, находящийся в группе и дети, опираясь на схему, рассказывали о цветке.

Ценным пособием для знакомства с природой был календарь природы. С помощью календаря в памяти детей сохранялись интересные впечатления от наблюдений на участке, прогулке, экскурсии.

Для того чтобы знания детей о растениях были осознанными, воспитатель проводила несложные опыты «Растения – наши зелёные друзья». Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к растениям, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывалась причина наблюдаемого явления, дети подводились к суждениям, умозаключениям. Целью таких опытов являлось формирование у детей знаний о потребностях растений во влаге, свете, удобрениях, тепле. После проведения опытов дети расширили знания о растениях: узнали об их основных потребностях, смогли более осознанно ухаживать за ними, выяснили и устранили проблемы растений как теоретически, так и практически. Научились не только проводить опыт, но и постоянно фиксировать полученный результат через определённый промежуток времени, используя графическую модель «Календарь наблюдений за ростом и развитием растения».

Моделирование роста и развития растения осуществлялось с помощью рисунка один раз в неделю. Графическая модель более интересная, когда несколько луковиц прорастают в разных специально созданных условиях. На каждой странице изображалась разноцветная полоса времени – «неделя». Рисунки наносились с помощью трафаретов банки и луковицы.

Систематическая работа детей в уголке природы способствовала тому, что дети научились различать особенности растений, познакомились с условиями, необходимые для их жизни, научились определять зависимость способа ухода за растениями от характера листьев: их величины, количества, поверхности, хрупкости, запомнили названия.

Еще одним из элементов накопления знаний о растениях послужила игровая деятельность. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, но и способ развития памяти, внимания, мышления, воображения, то есть качеств необходимых для обучения в школе. Играя, ребенок приобретает новые знания умения, навыки.

Для закрепления знаний о деревьях и кустарниках играли в игру «Узнай по описанию», где воспитатель использовала модель «Расскажи-ка». Описывала какое-нибудь дерево или кустарник, а дети называли его и по модели рассказывали части дерева, форму листьев, плоды и в итоге называли вид дерева (Приложение 4).

После многократных наблюдений за жизнью растений делали вывод, что растения растут на определённых местах, в определённых условиях. Одни любят солнце, другие – тень, одни любят влажную почву, другие – сухую.

Также совместно с детьми были сделаны альбомы: «Растения нашего леса», «Растения луга», «Растения на дорогах», «Растения нашего ручья» с применением предметных схем-моделей.

Также были проведены различные виды ООД: беседа «О чем рассказал корень» с использованием рисования предметно-схематической модели «Что мы увидели бы, если бы заглянули под землю». Было проведено ООД по познавательному развитию «Как вода попадает в растение?» с моделями: «Стадии развития растений» и «Комнатным растениям необходимы» (Приложение 5). В ООД по конструированию во II половине дня совместно с детьми изготовили схемы-модели дерева в разные времена года. Дети с помощью схемы научились быстро описывать деревья в разные времена года.

  1. Самостоятельная деятельность детей

Татьяна Владимировна также приучала детей зарисовывать с натуры понравившееся им цветущее растение, а затем дети делали это самостоятельно. Пусть сначала рисунок был мало похож, но, после того как обращалось внимание на характерные признаки данного растения, дети были более внимательны.

Кроме индивидуальных форм работы, проводились дидактические игры с подгруппами детей, используя живые растения и их изображения: «Найди такой же, найди пару», «Большие и маленькие» (к растению, у которого большие листья, необходимо было подобрать изображение контрастного растения с маленькими листочками). «Один и много» (к растению с одним цветком подбиралось изображение или нужно было найти растение, у которого много цветков). «Найди все цветущие растения», «Найди растение с красными и белыми цветами», «Найди растение, похожее на травку, на дерево».

Дети с удовольствием самостоятельно рисовали лес, сад, огород и при этом старались правильно изобразить наземные и подземные части растений с опорой на модели. Изобразительная деятельность детей помогала широко использовать при предметно-схематическом методе систематизацию знаний в процессе ознакомления их с природой.

Ребята, просили воспитателя им почитать интересные факты о растениях. Чтение художественной литературы детям дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учит глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления - любовь и бережное отношение к природе. Поэтому в группе был сформирован книжный уголок, в который были помещены контуры деревьев, кустарников, книги с иллюстрациями по временам года. На полочке умных книг ребята каждый день видели такие книги:

  • «Красное лето» И.Соколов-Микитов.

  • «Растительный мир России, «250 золотых страниц» - сборник рассказов о природе.

  • Детская энциклопедия помогла найти ответы на такие вопросы: как жи­вут растения, что могут растения, почему растения цветут.

  • Энциклопедия «Отчего и почему» рассказала о том, почему растения сбрасывают листву, как путешествуют семена растений, какие растения опасны для человека, как спят растения.

  • Книга Шим Э.Ю. «Сказка - подсказка» познакомила ребят с цветочными часами, с доктором - растением, который растет у дороги, а также с лекарственными и ядовитыми растениями.

Ребята самостоятельно рассматривали иллюстрации и просили воспитателя им почитать о понравившихся цветах, деревьях, растениях.

  1. Работа с родителями

Родители являются участниками в образовательном процессе. Поэтому очень важно было установление сотрудничества. Для эффективности взаимодействия с родителями Татьяна Владимировна выбрала такие формы работы: папки-передвижки, создание альбомов, беседы, рекомендации, конкурс работ, родительское собрание.

После каждого занятия на родительскую доску в группе выносились материалы по ознакомлению с миром природы: дидактические игры, наблюдения, рассказы детей о животных. Была создана папка-передвижка «Изготовление мнемотаблиц в домашних условиях».

В течение работы совместно с родителями был оформлен альбом на тему «Дети и природа». Каждый родитель представил фотографию ребенка с рассказом или стихотворением о его любимом растении. Например:

  1. Дима мало отдыхает, грядки полет, поливает. Огород его хорош, сорняков в нем не найдешь. Урожай-то просто чудо. Есть один его не будет.

  2. Родители Кати рассказали о березе – ее любимом дереве.

Проводился конкурс работ «Рисунок выходного дня», в ходе которого каждым ребенком был подготовлен рисунок о любимом растении.

Для подведения итогов всей работы в детском саду по деятельности моделирования в ознакомлении с растениями было проведено ООД обобщающего характера. Тема ООД «Уход за комнатными растениями» (Приложение 6). Ребята обобщили и актуализировали полученные ранее знания о растениях, поработали со схемами и закрепили знания о моделях.

С родителями было проведено в качестве итогового мероприятия родительское собрание на тему «Использование метода моделирования при ознакомлении с растениями», на котором родители узнали более подробно о моделировании растений, о видах моделирования, получили памятки и рекомендации по теме (Приложение 7).

Таким образом, рассмотренный нами опыт воспитателя позволил представить таблицу деятельности моделирования в ознакомлении с растениями (Приложение 8).

После проведения работы воспитатель сделала вывод о том, что проведённая система работы благоприятно сказалась на развитии детей:

  • использование моделей позволило стать переходным этапом от оперирования ребёнком наглядно-образного мышления к словесно-логическому, что существенно повысило возможности детей в плане восприятия и собственного произнесения речи;

  • формирование системных знаний о растительном мире позволило закрепить, обобщить данные умения необходимые для подготовки детей к школе;

  • у детей сформировались представления о роли растений в мире природы;

  • повысились практические навыки по уходу за растениями.

Заключение

Изучив психолого-педагогическую литературу и опыт работы воспитателя МДОУ «Детский сад № 3 посёлка Андреево комбинированного вида» Даниловой Татьяны Владимировны по теме: «Моделирование как метод ознакомления с растениями старших дошкольников» мы пришли к выводу, что дети дошкольного возраста очень пластичны и легко обучаемы, но для них также характерна быстрая утомляемость. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил гласит: когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики. А применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Использование различных моделей развивает у детей умственные способности, подготавливает детей к дальнейшему обучению в школе, формирует у них осознанно-правильное отношение к природе, развивает и обогащает речь, формирует позицию активного защитника окружающего мира. Развивает у детей умственные способности – сообразительность (быстрота умственной реакции); критичность (способность оценивать объективно факты); пытливость (способность к настойчивому поиску задач); вдумчивость.

Для эффективной работы по деятельности моделирования выделяются следующие методические требования:

  • Чтобы разработать модель, нужно точно определить содержание, которое должны освоить дети.

  • Поскольку модель является предмето-заместителем реального предмета, то она не может быть единственным средством познания. Чтобы ребёнок мог наполнить модель конкретным содержанием, необходимо обеспечить ему богатый сенсорный опыт.

  • Модель вводить нельзя, пока не познакомили с натуральным объектом (особенно модели, фиксирующие разнообразные признаки).

  • Модель требует сформированности интеллектуальных операций (анализ, абстрагирование, опредмечивание признаков в картинке).

  • Знакомить с моделью надо по пути выявления аналогии с реальным объектом (реальный объект соотнести с карточками модели).

В результате работы была изучена и проанализирована методическая литература по теме курсовой работы, была определена сущность деятельности моделирования и изучены виды моделей, описан опыт работы воспитателя по данной теме. Тем самым выполнены все задачи, поставленные перед нами. Цель работы достигнута.

Список литературы:

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. 190 с.

  2. Вербенец А.М. Развитие у старших дошкольников интереса к миру растений посредством моделирования // Детский сад: теория и практика. 2017. № 3. С. 60.

  3. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» – современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. 2006. № 3. С. 23-27.

  4. Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. 326 с.

  5. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. 528 с.

  6. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. С. 3-9.

  7. Клюева Е.В. Красота растительного мира как средство воспитания дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2017. № 3. С. 54.

  8. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – 10-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 416 с.

  9. Корнева Л. Как сделать территорию ДОО как познават. среду // Справочник старшего воспитателя. 2017. № 7. С. 42.

  10. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 198 с.

  11. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / С.Н.Николаева. – 8-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 272 с.

  12. Николаева С.Н. Экологическое воспитание в рамках ФГОС дошк. образ. // Дошкольное воспитание. 2014. № 5. С. 14.

  13. Николаева С.Н. Юный эколог: программа экологического воспитания дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2004. 128 с.

  14. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания / С.Н.Николаева // Дошкольное воспитание. 2014. № 4. С.14-20.

  15. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 327с.

  16. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

  17. Романенко О.Г. Метод моделирования в экологическом воспитании детей /
    О.Г.Романенко, Л.И.Данилова, Т.В.Дорошина // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. С. 60-62.

  18. Рыжова Н. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ // Дошкольное воспитание. 2000. № 9. С. 40.

  19. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.
    Н. Новгород: НГПУ, 2005. 136 с.

  20. Тимошенко Л.Г. Педагогические условия эстетического воспитания детей // Вестн. Томского госпед.унта (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. С. 53–56.Скачать приложение

Скачать презентацию

ООД Вид моделирования Совместная образовательная деятельность Вид моделирования Самостоятельная деятельность детей Вид моделирования Работа с родителями
1.Беседа «О чем рассказал корень» Предметно-схематическая модель «Что мы увидели бы, если бы заглянули под землю». 1.Игра «Разведчики леса». Мнемотаблица «Описание дерева» 1.Рассматривание иллюстраций к книгам: В.Бианки «Лесная газета», В.Золотов «Лесная мозаика». Мнемотаблицы. 1.Папка-передвижка «Изготовление мнемотаблиц в домашних условиях».
2.ООД по познавательному развитию «Как вода попадает в растение?» Предметно-схематические модели: «стадии развития растений» и «комнатным растениям необходимы» 2.Игра «Узнай по описанию»

Модель «Расскажи-ка»

(описание частей дерева, формы листьев, плоды и вида дерева)

2.Рисование растений с опорой на схему «Строение растений». 2.Домашнее задание: Рассмотреть интересные растения, растущие вдоль дорог, сделать схему-рисунок.
3.Игра «Лесные тайны» Схемы-рисунки, объединённые по систематическим, морфологическим признакам. 3.Рисование растений с опорой на схему «Строение растений». Графическая модель. 3.Подготовка материалов для создания альбома «Дети и природа».
4.Игра «Найди по описанию» Схемы формы листа, окраски и формы цветка растения. 4.Конкурс работ «Рисунок выходного дня».
5.Игра «Расскажи о цветке» Мнемотаблица 5.Родительское собрание «Использование метода моделирования при ознакомлении с растениями».
6.Опыты «Растения – наши зелёные друзья». Графическая модель «Календарь наблюдений за ростом и развитием растений».

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий