Вы находитесь здесь: Главная > Доклады, консультации, Опыт работы > «Моделирование комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
Post Icon

«Моделирование комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Автор: Шалаева Светлана Юрьевна, старший воспитатель СП «Детский сад №19 «Ласточка» ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный, Самарская область

В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро стоит вопрос о создании зоны опережающего развития, так как все педагогические акции дадут ожидаемый результат только в том случае, если будут строиться с учетом приоритет  психического развития дошкольников. Психическое развитие не будет успешным без познавательного развития. Познание окружающего мира и выражение своего отношения о нем – залог общего развития дошкольника, залог успешного обучения в школе. Именно поэтому наш детский сад сделал выбор приоритета: «Познавательное развитие воспитанников».

Вариативная часть ООП – образовательной программы дошкольного образования нашего детского сада изменяет и дополняет в образовательном материале и углубляет задачи в направлении «Познавательное развитие».

Целью данной части Программы является ориентация образовательного на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Организация взаимодействия с ребёнком, направленного на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Для этого в нашем детском саду организован центр познавательно-исследовательский деятельности «Почемучка». Центр делится на 3 зоны: зона экспериментирования, зона ФЭМП, зона экологического воспитания.

Подобранные материалы уголка сенсорики способствуют развитию у дошкольников различных анализаторов:  осязания;  восприятие окружающего через обоняние; восприятие на слух.

Малышам особенно нравится многофункциональное дидактическое пособие «Сенсорный столик», который способствует закреплению основных цветов и развитию моторики рук, развитию пространственной ориентации, закреплению понятий величины, развитию слухового и зрительного восприятия,  тактильных ощущений.

В старших группах воспитатели  стремятся, чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем. В зонеэкспериментирования «Юный лаборант» ребёнок познаёт объект в ходе игры-эксперимента. Благодаря чему,  расширяется его представление об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук, развивается умение пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов, формируются умственные способности,  а также происходит социально-личностное развитие каждого ребёнка.

Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.

Дополняет зону сенсорики дидактический материал «Дары Фребеля». Цель данного пособия: знакомство с формой, цветом и свойствами предметов, развитие зрительно-моторных координации, пространственного мышления, исследовательских навыков.

Зона ФЭМП «Геометрик»  расширяет математический кругозор и эрудицию детей, способствующие формированию познавательно - исследовательских действий. Данная зона оснащена следующими пособиями: развивающие игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Стомахион», «Гексатрион»,  «палочки Кюизенера», «логические блоки Дьенеша», «кубики Никитина»,шашки, счетные палочки, математический набор.

Настольно-печатные игры: «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Логическое лото», «Найди пару», «Разгадывание лабиринтов» и д.р.

Игровые дидактические пособия, изготовленные участниками образовательного процесса: «Чудо-лукошко», «Математический коврик», «Коврик путешественника», «Тренажёры для юных космонавтов», «В гостях у сказки», «Кубик-математик», «Машинка-плюс», «Поле-чудес», «Цветные ладошки», планшет «Геометрик».

Цель данных пособий - формирование у воспитанников представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, звучании, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени) через игровую деятельность.

Развлечения: загадки, задачи – шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические фокусы.

Зона экологического воспитания включает в себя дидактическое пособие «Чудо-книга», макеты природных климатических зон, макеты жилищ человека. Цель данных пособий: формирование у детей экологических представлений о природных объектах.К каждому макету разработаны методические рекомендации, с подробным описанием, которые включают в себя: стихи, загадки, пословицы, описание животных и их среды обитания, их особенностей, комплекс занятий,  дидактические игры.

Таким образом, в нашем ДОУ создаются условия, соответствующие формированию психологических новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства. Развивающая предметно-пространственная среда способствует интеллектуальному, творческому и личностному развитию наших воспитанников, помогает обогатить их знания и впечатления, а также вызывает позитивное отношение родителей к ДОУ.

Презентация

 

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий