Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Музыка в проектно – исследовательской деятельности
Post Icon

Музыка в проектно – исследовательской деятельности

Автор: Пряникова Тамара Анатольевна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 «Золотой ключик» г.Медногорска».

Музыка в проектно – исследовательской деятельности

Музыка живет и внутри человека, и в глубине действительно необходимых ему вещей. Ее глушат лишние диваны и никчемные тряпки, ее портит дребезжание дорогой посуды и хрусталя, ее не дают услышать безвкусные аляповатые люстры и торшеры, а в мягкой мебели ее побеждают тяжелые сны.

Необходимо помочь музыке выйти из глубины души и глубины вещей и объединиться в прекрасную, волнующую и благотворно воспитывающую и детей и взрослых гармонию, полную подлинной, свежей и прозрачной жизни

Цель проекта – использование проектно – исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников посредством музыки.

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Особенность предполагаемого способа  реализации этого замысла состоит в  использовании  инновационных образовательных технологий. Это  способствует не просто развитию  фантазии детей, а позволяет научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дает  возможность  воспитать  у детей качества творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исследование проводилось на базе нашего детского сада

Мы с дошкольниками участвовали в проектной деятельности, которую предложило нам руководство нашего градообразующего предприятия- «ОООММСК». Но как это связать с музыкой?

Я составила план профориентационных мероприятий. Интегрированные занятия помогали развитию интереса. Тесная связь с социумом интриговала детей. Мне хотелось, чтобы мои воспитанники говорили о музыке А именно: когда мы совершали экскурсии в музеи комбината и городского Дома культуры (фото1) я спрашивала детей, какая мелодия нас будет сопровождать? Оказалось- музыка АВивальди, спокойная и очень красивая. На патефоне мы слушали русские песни. (фото 2). Взаимодействие с колледжем подогревало их интерес к профессиям - мы смотрели видеоролик о профессии металлург – фото 3, я предложила ребятам композицию А.Пахмутовой «Время, вперед»), редакция газеты

« Медногорского рабочего» предоставила материалы о людях – тружениках комбината - (фото 3) -был изготовлен альбом о металлургах, педагоги – воспитатели проводили интересные деловые игры по темам « Мой дедушка – металлург», « Мой папа –сильный человек, потому, что он –укрощает огонь». Мои ребятишки выполнили поздравительные открытки к Дню металлурга, разучивали стихи, вместе с педагогами выполняли коллективную работу – в стиле отрывной аппликации и помогали в изготовлении уголка по профориентации на тему: « Медногорск – город металлургов» - фото 4. И всегда нас сопровождала музыка.

Результатом этого большого исследовательского проекта явилось то, что у дошколят появился не только интерес к профессии металлург, они стали задумываться над вопросом: « Почему один металл притягивает металлические предметы, а другие нет?»., « Почему один металл легче другого?». Они стали экспериментировать.

А когда в музее комбината Егор примерил противогаз, он сказал , что дышать лучше без него. А Даша заметила, что дышать бывает тяжело из – за газа. Сделали вывод- лучше и комфортнее живется в экологически чистом городе. А Максим заметил: «Воздух нужно очищать».

Другим моментом исследования были эксперименты с камушками – в музее ребята не могли оторвать взгляд от блестящих экспонатов и многие заметили, что на реке Урал они совершенно другие(фото 5).

И, конечно ребята вместе со мной отметили, что каждый момент проделанной работы был интересен тем, что мы научились определять музыку по характеру. Оказалось, что музыка и люди имеют свой характер, настроение. Вы бы видели, с каким удовольствием и наслаждением они исполняли песню « Мой завод» композитора А.Филиппенко. Кроме всего прочего ребята соревновались в ловкости танца под музыку Агутина « Граница» Ведь, чтобы работать металлургом, нужно иметь силу и выносливость.

Одним из самых современных средств социального, интеллектуального, творческого саморазвития всех субъектов, участвующих в педагогическом процессе (дети, педагоги, родители) является технология образовательного проектирования. При этом взрослые, уважая личность ребенка, сознают ряд несложных истин: ребенок не объект для изучения, а человек, которого необходимо познавать в развитии, интерес к таинственному живет в любом человеке с рождения, каждый ребенок – исследователь. Взрослые – педагоги и родители – ориентируются не только на сохранение полноценного детства, но и на подготовку к школе. Родители принимают активное участие в отборе информационного материала, непосредственно в исследовательской деятельности. Они с большим интересом изготовили научный альбом « Наши открытия»,» Волшебство воздуха»-фото 6;

«Мое генеалогическое древо».

Проделанная работа показала , что в результате экспериментальной деятельности у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей. У них развивается  коммуникативные навыки , творческое воображение, критическое мышление, они учатся самостоятельности, ориентировке в информационном пространстве при решении проблем, а помогала музыка. Жизнь движется, идет своим кругом, и музыка не стоит на месте – она развивается.

Вечером включаются телевизоры, приемники, магнитофоны. В дома и на улицы приходит музыка. Музыка, даже самая лучшая, стала доступней воды из крана. Вам классику? - пожалуйста. А вам рок или поп? – на соседней волне.

Сталкиваясь в пространстве, даже две хороших музыки легко становятся простым шумом.

И только ночью наступают мгновения, когда город наслаждается музыкой тишины

Она живет с нами с самого раннего детства с колыбельной матери. И уходим мы в мир иной под Лакримозу В.Моцарта.

Как ребята относятся к предложенным мной или ими музыкальными произведениями:

 

Высокий Средний Низкий
- адекватное, эстетически-активное достижение «пикового состояния» в музыке, единство эмоционального и интеллектуального;

- точное содержательное высказывание ребенком об воспринимаемых музыкальных образах;

- стремление воспринимать мир музыкальных образов через взаимосвязь со своим миром;

- умение анализировать, сравнивать музыкальные образы, устанавливать причинно-следственные связи между средствами музыкальной выразительности и эмоциональным содержанием музыки;

- умение оценивать сам процесс и результат восприятия музыкальных образов, способность воображать, отождествлять себя с музыкальным образом.

- достижение «пикового» состояния в музыке и понимание музыкальных образов имеет не всегда адекватный характер;

- осознанно воспринимают простые, статичные, однозначные музыкальные образы;

- стремление и готовность воспринимать мир музыкальных образов и свой эмоциональный мир;

- анализ музыкального образа происходит по образцу, отсутствует самостоятельность;

- умение устанавливать причинно-следственные связи между музыкальным образом и средствами выразительности;

- при интерпретации эмоционального содержания музыкального образа речь не развернута, ориентирована на стандарт.

- отсутствует интерес к восприятию музыкального образа;

- восприятие и понимание музыкальных образов неадекватное, целостное, нерасчлененное;

- способ анализа содержания музыкального образа и средств выразительности характеризуется неустойчивостью;

- в познании музыкальных образов речевые коммуникации носят личностный характер, но неадекватны содержанию произведений и имеют слабую эмоциональную окрашенность.

В процессе проведения констатирующего эксперимента были получены следующие данные:

Практически все дети   характеризуются целенаправленностью, адекватным эстетически-активным восприятием музыки, единством эмоционального и интеллектуального, дифференцированностью слуховых ощущений. Внутренний слух и музыкальные представления связаны со способностью слышать и переживать музыку. Ребята воспринимают, осознают выразительные средства музыки.

Работать над проектом было очень интересно. И как итог – мы получили благодарственные письма и денежные призы. А в колледже в этом году впервые за много лет прошел конкурсный отбор на специальность – металлург. И я верю, как и в прежние годы, что мои ребятишки выберут себе достойное занятие в жизни. И как прежде буду рада, когда в их руках заиграют саксофоны, скрипки, рояли…

 

СМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Поделиться:

Оставить комментарий