Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Музыкальный досуг по нравственно-патриотическому воспитанию «Люблю берёзку русскую».
Post Icon

Музыкальный досуг по нравственно-патриотическому воспитанию «Люблю берёзку русскую».

Авторы: Автор: Иванова Ольга Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ Старомайнский детский сад № 2 «Василек» р.п. Старая Майна Ульяновской области; Полковникова Светлана Викторовна, музыкальный руководитель первой квалификационной категории МДОУ Старомайнский детский сад № 2 «Василек» р.п. Старая Майна Ульяновской области

Цель: Формировать познавательный и исследовательский интерес детей, воспитание чувства гордости и любви к русской берёзке как к символу России.

Развивать музыкальные способности детей в основных видах музыкальной деятельности через представление русской берёзы – как символ России.

Программные задачи: Формировать понятие, что белоствольную, всеми любимую русскую берёзку, издавна считают символом России, символом красоты русской природы. Расширить представления детей об образах берёзы в поэзии и музыке.

Воспитывать в детях чувство любви к Родине, её природе.
Уточнять и углублять знания детей о берёзе:
-рассказать о значении берёзы в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном;
- о характерных особенностях берёзы в разное время года.

Развивать у детей познавательную активность, активизировать и обогатить

словарный запас детей существительными: чечевички, берёзовая роща;

Совершенствовать: - интонационную выразительность речи; - диалогическую речь: умение участвовать в беседе; - двигательные умения и навыки детей.

Развивать память , мышление, речь, познавательные и коммуникативные способности; воспитывать доброту, отзывчивость.

Развивать музыкальный слух; вокально-певческие навыки: умение начинать петь после вступления, слушать и слышать в момент исполнения себя и других, петь выразительно, без напряжения, протяжно, передавать в пении характер песни; умение выражать в движении спокойный, плавный характер музыки;

умение двигаться по кругу в хороводе.

Обучать: - изменять движения со сменой частей музыки; - выполнять движения эмоционально; - правильно выполнять движения, которые показал педагог.

Воспитывать: - любовь и уважение к Родине; - чувства гордости и любви к русской берёзке – символу России; - интерес к русской народной музыке, потребность в общении с ней.

Развивать чувство сотрудничества, сплочённости коллектива в ходе совместной деятельности детей и взрослых.

Ход занятия:

Дети входят в зал под аудиозапись песни «Отчего так в России берёзы шумят». На экране демонстрируется берёзовая роща с девочками в русских народных костюмах и название занятия.

Дети встают полукругом и приветствуют гостей:

Здравствуй солнце золотое, (руки вверх)

Здравствуй небо голубое, (руки вверху, покачиваем из стороны в сторону)

Здравствуй матушка - Земля, (руки плавно вниз)

Здравствуй Родина моя. (руки в стороны)

Здравствуйте гости дорогие. (правую руку на левую сторону и поклон)

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:

Белый ствол. Чернеют пятна - где такое ты встречал?

Будто кто-то аккуратно на стволе их рисовал.

Словно косы распустила и стоит во всей красе,

Ветками качая мило - вот её и любят все!

Дети: Берёза.

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о березе, ведь берёза – самое любимое, самое родное для каждого русского человека дерево.

(Слайд 2) Берёза – символ красоты нашей природы, она символ нашей страны.

Воспитатель: А как называется наша страна?

Дети: Россия.

Воспитатель: Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас, в России. Поэтому и называют берёзу русским деревом. К берёзе в России относятся с любовью. Она величавая, изящная. Где бы ни был русский человек, как бы далеко от родной земли его не забросила судьба, он всегда вспоминает стройную русскую березку. Красавицей русских лесов называют люди берёзу.

Муз.рук: О берёзе много написано рассказов и стихов. И сейчас

Илюша прочитает не большое стихотворение о берёзе.

Ребенок: Белоствольная берёза –

Символ Родины моей.

Нет деревца другого,

Сердцу русскому милей.

Муз.рук: А композиторы написали много песен о берёзе. И сейчас

мы с вами одну из этих песен споём, а называется она

«Русская берёза»

Песня «Русская береза» (ноты тетрадь)

После песни дети садятся на стулья

1.​ Во дворе моем растет

Белая береза

Смотришь и душа поет

Сок ее как слезы

2.​ Дед березку посадил

Годы пробежали

Мой отец ее растил

И она все с нами

3.​ Величава и стройна

Белый ствол красивый

Ты береза для меня

Символ всей России!

Воспитатель: Береза растет во всех уголках нашей необъятной родины.

- А мы с вами, где можем увидеть березку? (В лесу, на поляне, около дома, в парке)

- Где бы ни росла берёзка, она всем приносит радость. Разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой берёзы?

Воспитатель: Берёза – это очень красивое и необычное дерево. А чем оно необычно? По каким признакам мы можем узнать березу

(Слайд 3) (белый ствол с чёрными пятнами).

- Да, это единственное дерево на земле, которое имеет белый ствол. И за его цвет берёзу называют белоствольной, а белую кору берёзы – берестой.

(Слайд 4) Береста – это защитный слой дерева. Она защищает ствол от воды и вредных воздействий. На белой коре – бересте есть черные черточки. Они называются чечевички.

- Ребята, кто знает, для чего они нужны дереву?

(Ответы детей.) Через них береза дышит.

Воспитатель: Раньше, в старые времена, когда ещё не было бумаги, люди писали на бересте письма. (Слайд 5) Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниёт в земле и даже в воде.

Воспитатель: А ещё, ребята, издавна из бересты плели лапти - это такая обувь, которую носили в старые времена. (Слайд 6)

-лукошки для ягод и грибов.
-различные шкатулки и предметы для домашнего хозяйства. Они получались очень красивые!

Воспитатель: Береста обладает целебной силой.

Наши предки говорили:

«Если в доме береста, жить вам лет до ста»

В старину берёзка была доброй помощницей людям, о ней говорили:

(Слайд 7) -Первое дело - мир освещать
Ребенок: В длинные, зимние вечера, когда люди не знали про электричество, избы освещала берёзовая лучина. Она горела ярко, но не быстро и не коптила.

(Слайд 8) Второе дело - тепло давать:
Ребенок: Берёзовыми дровами топили печи. Они давали много жара и долго не сгорали.

(Слайд 9) Третье дело - больных исцелять:

Ребенок: Берёза может исцелить от многих болезней. Люди пьют отвар из берёзовых почек в нём много витамина С, он успокаивает боль и заживляет раны.

Ребенок: Берёзовый сок обладает лечебными свойствами. В нём очень много витамин и полезных веществ. Он укрепляет здоровье и восстанавливает силы.
Ребенок: из древесины берёзы делают активированный уголь - лекарство, которое помогает при болезнях кишечника.

(Слайд 10) Четвёртое дело - чистоту соблюдать:
Ребенок: Раньше люди мылись в банях и парились берёзовыми вениками, так как в берёзовых листочках много полезных веществ.

Муз.рук: А сейчас Таня и Антон расскажут стихи о берёзе.

Ребенок: Всем береза нравится ведь она – красавица!

Белый ствол, густая крона

Рассылает всем поклоны

Листья тихо шелестят

Меж собою говорят.

Ребенок: Наряд её мягкий чудесен
Нет деревца сердцу милей
И сколько задумчивых песен
Поётся в народе о ней.

Муз.рук: Много красивых песен и хороводов написано русским

народом о березе. Давайте возьмемся за руки и встанем

вокруг берёзки в хоровод. (Раздать платочки !!!)

«Ай, да березка» (с платочками)

После хоровода дети садятся на стульчики

1.​ Мы вокруг березки

Встанем в хоровод

Радостно и весело

Каждый запоет (ведут хоровод)

припев: Ай, да березка белый ствол!

(подходят к березке, поднимают платочки, машут)

Зеленей,зеленей ты листвой.

(отходят от березки, машут платочками)

проигрыш: кружимся в одну сторону, потом в другую сторону)

2.​ Яркие платочки

В руки мы возьмем (машут платочками пере собой)

У березки стройной

Пляску заведем (кружатся вокруг себя, машут вверху платочками)

припев: Ай, да березка белый ствол!

(подходят к березке, поднимают платочки, машут)

Зеленей,зеленей ты листвой.

(отходят от березки, машут платочками)

проигрыш: кружимся в одну сторону, потом в другую сторону)

3.​ К вечеру мы дружно

Скажем ей «Прощай»(правую руку на левую сторону и поклон))

Ты без нас, березка

В поле «не скучай».(правую руку на левую сторону и поклон)

припев: Ай, да березка белый ствол!

(подходят к березке, поднимают платочки, машут)

Зеленей,зеленей ты листвой.

(отходят от березки, машут платочками)

проигрыш: кружимся в одну сторону, потом в другую сторону)

Воспитатель: Березкой, ребята, можно восхищаться в любое время года.

(Слайд 11) Зимой - Она вся укутана пушистым белым снежком.

Ребенок: Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

(Слайд 12) Весной у берёзы - на ветках клейкие, нежные листочки, появляются красивые серёжки.

Ребенок: Как у нашей у березки

Очень славные сережки,

Как стройна, и как мила,

Это вновь весна пришла.

(Слайд 13) Летом - дерево покрыто густой зеленой листвой,под её тенью люди укрываются от горячего солнышка.

Ребенок: Вся в белое платье одета,

В серёжках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

(Слайд 14) Осенью - береза покрыта золотистой листвой, и берёзка стоит нарядная, яркая.

Ребенок: Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах.

Девочки уходят переодеваться

А с мальчиками проводится физкультминутка.

Физкультминутка «Берёзонька»

Берёзонька моя, берёзонька (движение правой рукой в сторону - вверх)

Берёзонька моя, кудрявая (тоже -левой рукой)

Стоишь ты, берёзонька (поднять руки вверх)

Посреди долинушки (опустить руки)

На тебе, берёзонька (руки вытянуть вперёд- ладошки вверх)

Листья зелёные (опустить руки)

Трава шёлковистая (движение руками вправо - влево)

Вокруг тебя, берёзонька девицы красные (движения головой вправо - влево)

Венки вьют – плетут (вращение руками перед собой)

Воспитатель: Ребята, скажите, как называется лес, где растут одни берёзы?

Дети: Березовая роща. (Слайд 15)

Воспитатель: В березовой роще всегда светло, чисто, прохладно, в нем легко дышится. А вы хотите оказаться в берёзовой роще?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда закройте глазки и плавно покружитесь, а я скажу волшебные слова и мы с вами окажемся в берёзовой роще.

В берёзовую рощу с ребятами пойдём,

Берёзку красавицу мы в лесу найдём.

Березка, березка, к нам приди,

березка, березка, с нами поговори.

Танец «Русские Берёзки»

(исполняют девочки с зелёными платочками)

После танца девочки выходят в коридор снимать косыночки, потом заходим.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем нашей березке стихи о ней.

Ребенок: В новом платьице белом в полоску.

Побегу по тропинке к березке

Ей в листочки шепну как на ушко:

«С добрым утром, березка-подружка!»

Ребенок: На поляне, на пригорке,

Под окном среди полей

Белокурая береза –

Символ Родины моей!

Ребенок: Люблю берёзку русскую то светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками
С зелёными серёжками.

Муз.рук: Ребята, в старину вокруг берез часто водили хороводы.

Давайте и мы поводим возле нашей березы весёлый,

русский хоровод.

«Русский хоровод» флэшка (с платочками)

Воспитатель: Ой, ребята, пока мы плясали, на нашу березовую рощу налетел сильный ветер и сломал самую молодую березоньку. Давайте поможем березке, соберем все ее части?

Игра «Собери целое из частей» (4 частей)

(Дети собирают у магнитной доски две картины березы).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень помогли, теперь березка и дальше будет, расти и радовать нас!

Воспитатель: Кто сможет назвать части берёзы?

Игра «Назови части дерева»

(Дети показывают на иллюстрацию и называют ствол, крона: ветки и листья).

Воспитатель: Молодцы, ребята вы, правильно все назвали. Наша березка такая

замечательная, давайте ребята скажем о березке ласковые, добрые слова.

Игра «Назови ласково»

Воспитатель: Березка какая?

Дети: Белая, зеленая, кудрявая, белоствольная, добрая, русская, берёзонька кудрявая, любимая, пушистая, ненаглядная, белокурая, стройная, душистая, милая, высокая, стройная, родная, красивая, грустная, плакучая, пышная, нарядная.

Воспитатель: Какие вы молодцы, березка говорит вам большое спасибо за добрые слова.

Муз. рук: А еще ребята, есть такая интересная традиция на Руси,

украшать березку разноцветными ленточками, и загадывать желание. Давайте каждый завяжет на берёзе свою ленточку и загадает желание, и оно должно обязательно сбыться.

Дети берут ленточки и завязывают их на берёзу.

Воспитатель: Какое дерево является одним из символов России?

Что вам больше всего понравилось?

Дети отвечают.

Дети выходят из зала под песню «От чего так в России берёзы шумят»

Скачать презентацию

Поделиться:

1 комментарий

  1. Нина Аникеева:

    Прекрасное занятие. Очень достойная и доступная для детского понимания презентация. Желаю творческих успехов.Есть чему поучиться и взять себе на заметку

Оставить комментарий