Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Народная культура и традиции русского и татарского народов
Post Icon

Народная культура и традиции русского и татарского народов

Автор:

Актуальность мероприятия: О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Этно-национальная культура помогает сформировать у детей эмоционально- положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен и многообразная встреча с любой из культур дарит радость открытий. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь, отдельные стороны национального воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.

Место проведения:
Длительность: 30 минут
Предварительная работа: Беседа о культуре и быте русского и татарского народов; знакомство с русскими и татарскими народными играми, пословицами.
Цель: Познакомить детей с традициями русского и татарского народов.
Направление: Познавательно - речевое.
Форма проведения: Групповое. Средняя группа. 4-5 лет
Планируемый результат: Дети ознакомятся со старинными обрядами, исконно русскими ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, фольклорным материалом, народными традициями русского и татарского народов.
Чтобы реализовать эту цель, были поставлены следующие задачи:
Воспитательная задача: Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.
Развивающая задача: Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Обучающие задачи: Познакомить с народными традициями, обычаями, обрядами; расширить представление детей о культуре русского и татарского народов; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о русской и татарской национальной кухне.
Методы и приёмы: Словесные методы (рассказ воспитателя, вопросы к детям, слушание и объяснение, поощрение, индивидуальное обращение), наглядные методы (рассматривание, двигательная импровизация) .
Наглядные средства обучения: Дидактические игры, изделия народно-прикладного искусства, хлебные изделия, овощи.
Организация детей: Сидя на стульях (просмотр слайдов, беседа, стоя в кругу (дид. игра «Узнай на ощупь», стоя у стола (дид. игра «Какая каша»).
Индивидуальная работа: Раскрашивание раскрасок, индивидуальная беседа, рассматривание предметов народно - прикладного искусства.
Словарная работа: Рушник, русская утварь, обряд, гостеприимство, пасха.
СТРУКТУРА:
В зал входят два воспитателя. Один в русском национальном костюме, другой в татарском национальном костюме.
(Звучат русская и татарская мелодии).
Минусовка: Детская песня - Русская Зима
Минусовка «Туган ягым – татарстан»
1 Воспитатель: Мир вам, гости долгожданные,
Что пришли к нам в добрый час!
Встречу теплую, желанную
Приготовили для вас.
2 Воспитатель:
Очень часто за событиями
И за сутолокою дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Стали более привычны
Нам полёты на Луну.
Вспомним
старые обычаи!
Вспомним
нашу старину!
Коренная область расселения русского и татарского народов - Восточно-Европейская равнина. По мере освоения земель русские находились в тесном контакте с другими народами. Благодаря этому великое географическое и историческое пространство, объединяемое понятием Русь и Россия. Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов (материал из энциклопедии).
У каждого народа есть свои ТРАДИЦИИ. И сегодня мы поговорим о традициях, обычаях и культуре русского и татарского народов. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция?
(Предположения детей)
1 Воспитатель:
Традиция – это передача от предшествующих поколений обычаев и обрядов, направлены на духовный мир личности и выполняет роль средств воспроизведения, повторения и закрепления общепринятых общественных отношений не непосредственно, а через формирование морального и духовного облика человека, складывающегося в соответствии с этими отношениями. (Например: русское гостеприимство, татарское) Традиции бывают семейные. Например, почти во всех семьях отмечают дни рождения членов семьи, поздравляют женщин в день восьмого марта и др.
Есть традиции всенародные: празднование Нового года, дня Победы, Масленицы с блинами, катанием на горках. А есть национальные татарские праздники. Это: Науруз, Сабантуй, Ураза.
А еще есть традиции связанные с приготовлением разных блюд – традиционная национальная кухня. Она зависит от того, что выращивают в стране.
Что выращивают в России? А в Татарстане?
(Ответы детей)
Обычай предписывает человеку более детальные поведение и поступки в определённых ситуациях. Он не только символическое, но всякое вообще повторяющееся и установленное традицией действие.
(Например: рукопожатия при встрече близких друзей или родственников, утренняя и вечерняя молитва Богу).
Обряд конкретизирует форму выражения общепринятого в той или иной местности поведения в особо яркие моменты жизни человека (Например: обряды свадебный, крещения). Обряды считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники.
Обрядовая культура - это и есть порядок во всех проявлениях общественной жизни к данному случаю, обрядовых действий народа, этический кодекс, регулирующий коллективные настроения и эмоции.
Народный календарь на Руси назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» его по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.
Масленица (проводы зимы и встреча весны) - длилась целую неделю и начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили, друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами.
Пасха (расцвет весны, пробуждение жизни) - церковный праздник
На Пасху украшали дом срезанной вербой, пекли сдобные хлеба (куличи, пасхи, красили яйца (Крашенки, посещали церковь, ходили друг к другу в гости, обменивались при встрече крашенками, христосовались (целовались) .
Посиделки устраивались в осенне-зимний период. Вечерами молодежь собиралась у одинокой пожилой женщины, девушки и молодые женщины приносили кудель и другую работу - пряли, вышивали, вязали. Здесь обсуждали всякие сельские дела, рассказывали истории и сказки, пели песни. Пришедшие на вечерку парни присматривали невест, шутили, развлекались.
Сборы (хороводы) - летнее развлечение молодежи на околице деревни, на берегу реки или у леса. Плели венки из полевых цветов, играли в игры, пели и плясали, водили хороводы. Задерживались допоздна. Главной фигурой был хороший местный гармонист.
Русский традиционный дом состоит из двух частей: холодной (сени, клеть, подклеть) и тёплой (там, где находилась печь). Всё в доме было продуманно до мелочей и выверено веками. Дом строился из сосны. А крышу крыли соломой или осиновыми дощечками. Передний конец крыши имел конёк – знак устремления. Только русские сравнивали дом с колесницей, которая должна привести семью к лучшему будущему. Снаружи дома украшались резьбой. До наших времён сохранилась традиция использования наличников. В сенях хозяева хранили различную утварь, а в самом доме чётко выделялся, так называемый «бабий кут». Где хозяйки готовили и рукодельничали: русская печь в избе, красный угол в русской избе, посуда.

Рушник – небольшое полотенце для утирания рук и лица, а также вешали для украшения в красный угол избы. Рушник – это символ дома и семьи. Это не только полотенце, а также предмет для обрядов и ритуалов. Лапти – один из самых древних видов обуви. Лапти плелись из лыка различных деревьев, преимущественно липы (лычники, из мочала – липового луба, размоченного и разодранного на волокна (мочалыжники). Делались лапти и из коры ракиты (верзки, ивы (ивняки, вяза (вязовики, березы (берестянники, дуба (дубовики, из тала (шелюжники, из пеньковых оческов, старых веревок (курпы, крутцы, чуни, шептуны, из конского волоса – грив и хвостов – (волосянники, и даже из соломы (соломенники).
2 Воспитатель: В нашей стране очень много национальных блюд готовят из муки, например: блины, каравай, расстегай, татарские пельмени, кыстыбый и другие блюда.

(Внести хлебные изделия, рассмотреть и назвать их с детьми)
1 Воспитатель: А еще русские люди очень любят щи. Из чего варят щи? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Узнай на ощупь» (овощи)
Дидактическая игра «Угадай на ощупь»

Цель: Рассказать детям, откуда берется пища, закрепить умение отгадывать загадки об овощах; передавать форму и характерные особенности овощей в загадках, создавать выразительные цветовые образы в рисовании овощей.
Интеграция образовательных областей: социализация, познание, коммуникация, художественное творчество.
Задачи:
Развивающие:
• Развивать интерес к дарам природы.
• Закреплять представление о среде обитания: огород.
• Развивать память, связную речь, воображение.
Обучающие:
• Уточнить представление о названиях, форме, цвете, запахе овощей.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Предварительная работа:
Беседа с детьми на темы: «Полезные продукты». Загадывание и отгадывание загадок.
Материалы:
Сюжетные картинки на тему «овощи», чудесный мешочек, натуральные овощи
Дидактическая игра «Угадай на ощупь».
Воспитатель кладет в чудесный мешочек по одному овощу и предлагает детям узнать на ощупь что это за овощ.

2 Воспитатель: У русского народа есть такая поговорка: «Щи да каша – пища наша». Значит, что ещё любят наши люди?
Дети: Кашу.
Физкультминутка «Кашка-малашка»
Кашка-малашка, ты так хороша, (одна рука согнута в локте имитирует кастрюлю, другой рукой помешиваем)
Если добавить стакан молока. (“Наливаем молоко”)
Сахар и соль мы щепоткой кладем, (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы деткам даем. (Дающее движение рук)
Кашка-малашка, ты так хороша,
Если добавить кувшин молока. (“Держим кувшин двумя руками”)
Сахар и соль мы ложкой кладем, (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы мамам даем. (Дающее движение рук)
(Низким голосом)
Кашка-малашка, ты так хороша,
Если добавить ведро молока. (“С трудом наливаем”)
Сахар и соль мы горстями кладем, (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы папам даем (дающее движение рук)
1 Воспитатель: Из чего можно сварить кашу?
Дети: Из крупы.
(На столе баночки с крупами)
2 Воспитатель: Назовите крупы.
Дидактическая игра: «Какая каша? »
(Из манки – манная, из пшена – пшенная.)
Дидактическая игра: «Какая бывает каша?»
Цель: Рассказать детям, что такое злаки, как их добывают
Задачи:
Развивающие:
• Развивать интерес к дарам природы.
• Закреплять представление о среде обитания: поле
• Развивать память, связную речь, воображение.
Обучающие:
• Уточнить представление о названиях, форме, цвете
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Предварительная работа:
Беседа с детьми на темы: «Полезные продукты».
Материалы:
Сюжетные картинки на тему «злаки», баночки с крупами.
Дидактическая игра «Какая бывает каша?»
Воспитатель начинает игру, дети должны правильно угадать.
Каша из гречки – гречневая.
Каша из риса – рисовая
Каша из пшена – пшенная
Каша из пшеницы – пшеничная
Каша из геркулеса – геркулесовая
Каша из тыквы – тыквенная

Итог занятия:
2 Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о нашей стране и ее традициях. Традиций у русского и татарского народов очень много. Дома поговорите с родителями, узнайте, какие русские и татарские традиции они помнят и соблюдают.
Благодарим за внимание!

Поделиться:

Оставить комментарий