Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > «Наши любимые сказки»
Post Icon

«Наши любимые сказки»

Автор: Смекалова Светлана Владимировна, учитель-логопед, первая квалификационная категория МАДОУ «Детский сад «Дюймовочка» п. Демянск, Новгородская область

Пояснительная записка

Конспект совместной деятельности по формированию грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме «Наши любимые сказки» разработан с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов, основных принципов дидактики, которые лежат в основе общеобразовательной программы ДОУ, возрастных и гендерных особенностей детей, а так же уровня их развития.

При составлении конспекта была использована дополнительная литература:

​ Т.А. Ткаченко «Мелкая моторика»

​ В.Д.Прокопьева «Занятия с логопедом»

​ Н.В. Нищева «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»

​ О.А. Леонова «Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом»

Данный конспект представлен в рамках систематической логопедической работы с воспитанниками коррекционной группы.

У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Поэтому образовательная деятельность проходит по следующим направлениям: уточнение и расширение словаря по теме, развитие грамматического строя речи, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, развитие слухового восприятия.

Конспект составлен на основе интеграции нескольких образовательных областей (речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.), что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования

Конспект логопедической совместной деятельности составлен на основе перспективного планирования. Подбор заданий отражает лексическую тему на протяжении всего образовательного процесса.

В совместной деятельности сочетались как учебные, так и игровые методы работы. Использование ИКТ помогло сделать совместную деятельность разнообразной, эмоционально-приятной, динамичной, не утомительной, что позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения у детей. В совместную деятельность с детьми с нарушениями речи включены игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.

В совместной деятельности использовано мультимедийное оборудование (проектор, экран), применена методика ТРИЗ, здоровьесберегающие технологии.

К конспекту представлено мультимедийное сопровождение, разработанное в программе Power Point.

Детям предоставлена возможность спланировать дальнейшую самостоятельную продуктивную деятельность.

Направление

​ речевое развитие;

​ социально-коммуникативное развитие;

​ познавательное развитие;

​ художественно-эстетическое развитие;

​ физическое развитие.

Цель: закрепить и обобщить знания о русских народных сказках.

Ведущая образовательная область:

​ речевое развитие

коррекционно-образовательные задачи:

​ обогащать и активизировать словарь по теме « Наши любимые сказки»;

​ закреплять умение составлять предложения, используя картинку;

​ закреплять умение образовывать существительные множественного числа;

​ закрепить знание русских народных сказок;

​ Упражнять в подборе слов с противоположным значением;

​ Упражнять детей в словообразовании;

коррекционно-развивающие задачи:

​ развивать связную речь, развивать умение грамотно отвечать на поставленные вопросы

​ развивать артикуляционный аппарат.

​ развивать общую и мелкую моторику;

​ стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;

​ Развивать речевой слух и фонематическое восприятие

коррекционно-воспитательные цели:

​ воспитывать коммуникативные навыки;

​ воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу;

​ совершенствовать умение слушать и слышать педагога.

​ воспитывать любовь к народным сказкам; интерес к народному творчеству.

оборудование:

​ мультимедийный проектор и экран;

​ презентация в программе Power Point к занятию

​ картинки на тему «Сказки»;

​ разрезные картинки;

​ мяч;

​ игрушки сказочных героев

​ раскраски, штриховки на тему «Сказки»

​ изо материал

Ход совместной деятельности.

Учитель-логопед: У меня есть одна картинка, но я не могу понять, что здесь нарисовано.

Игра «Собери целое» (дети собирают картинку в парах, делают вывод, что это сказка «Гуси- лебеди»)

Учитель-логопед: Жили - были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сынок Ванюшка. Сделаем с ними зарядку.

Они жили очень дружно, весело. Улыбались. («Улыбка»)

Машенька делала в песочнице куличики лопаточкой. ( «Лопаточка»)

Ванюшка любил играть на дудочке. («Трубочка»)

Вместе они играли в мяч, катали его. («Катание шарика»)

И не замечали, как летит время. («Часики»)

Качались на качелях. («Качели»)

Заботились о домашних животных. Об индюках. («Индюки»)

Заботились о лошадях. («Лошадки»)

А вечером все вместе пили чай с вареньем. («Вкусное варенье»)

Учитель-логопед: Ребята, а вы знаете кто написал сказку «Гуси- лебеди».

Дети: Народ, это русская народная сказка.

Учитель-логопед: (обращает внимание на экран, презентация в стране сказочных героях) скажите ребята, а из других сказок сказочных героев, тоже всех знаете? Попробуйте тогда отгадать загадки.

Презентация «В стране сказочных героев». (Дети отгадывают загадки про сказочных героев на слайдах).

Учитель-логопед: Все эти герои из каких сказок?

Дети: Из русских-народных.

Учитель-логопед: Ребята в какие игры с мячом вы хотите поиграть?

Дети предлагают игры с мячом «Назови ласково», «Один- много» ,«Слова- наоборот»

Игра «Назови ласково»

Дочь- доченька

Глаз- глазок

Береза- березонька

Деревня- деревенька

Усы-усики

Лапа- лапочка

Лиса- лисонька

Мужик- мужичок

Игра «Один- много»

Внучка-внучки

Дочь- дочери

Старик- старики

Печь- печи

Избушка- избушки

Коза- козы

Мышка- мышки

Лиса- лисы

Волк- волки

Медведь- медведи

Игра «Слова- наоборот»

Радость- горе

Мудрый- глупый

Большой- маленький

Зло-добро

Голодный- сытый

Горячо- холодно

Дружба- вражда

Хитрый- простодушный

Молодой- старый

Веселый- грустный

Упражнение на развитие мелкой моторики.

«Любимые сказки»

Будем пальчики считать - руки в замок, поднимать и опускать пальцы

Будем сказки называть.

Рукавичка, Теремок, - дети поочерёдно загибают пальцы рук

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк, Лиса.

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый - ритмичные хлопки в ладоши

Рад - шлепок по коленям.

Физкультурная минутка "Сказки"

Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")

Учитель-логопед: Сыграем в игру добавлялки, где вы должны правильно и в рифму закончить предложение.

1. Ок – ок – ок – стоит в поле (теремок)

2. Ок – ок – ок – покатился (колобок)

3. Ят – ят – ят – серый волк не съел (козлят)

4. Су – су – су – Петушок прогнал (Лису)

5. Цо – цо – цо – снесла курица (яйцо)

6. Ёк – ёк – ёк – не садитесь на пенек.

7. Ки-ки-ки - сочиняли …(сказки).
8. Яц-яц-яц - а герой наш …(заяц).
9. Та-та-та - был наш зайка …(хваста).
10. Ус-ус-ус - был наш зайка также … (трус).
11. Ун-ун-ун - зайка был …(болтун, лгун, врун).
12. Ец-ец-ец - стал наш заинька …(храбрец, удалец, молодец).
13. Ец-ец-ец - вот и сказочке …(конец).

Игра «Четвертый лишний» с использованием картинок и фланелеграфа

Дети выбирают картинку кто лишний и аргументируют свой ответ.

Козленочек, ведьма, жеребеночек, Аленушка

Коза, волк, кузнец, петух

Петух, индюк, курица, гуси- лебеди

Емеля, щука, царь, волк

Колобок, лиса, медведь, Баба- Яга

Учитель-логопед: Ребята вы любите играть в прятки?

Дети: да.

Учитель-логопед: тогда предлагаю поиграть, здесь в комнате спрятались сказочные герои, попробуйте их отыскать и составить предложение со сказочным героем.

Дети находят сказочных героев и составляют предложения.

Учитель-логопед: Ребята мы с вами вспомнили какие сказки, а чему нас учат сказки? (Ответы детей) Подведение итогов совместной деятельности.

Учитель-логопед: (обращает внимание детей на красивую коробочку, где находятся раскраски, штриховки по сказкам и изо материал) ребята посмотрите, что здесь лежит.(Ответы детей).

Детям предоставляется возможность спланировать дальнейшую самостоятельную продуктивную деятельность.

СКАЧАТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ

Теги: ,

Поделиться:

Оставить комментарий