Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > «Наука – практике» консультативный блок для воспитателей: О влиянии подвижных игр на познавательное развитие
Post Icon

«Наука – практике» консультативный блок для воспитателей: О влиянии подвижных игр на познавательное развитие

Автор: Кирилова Л. А., инструктор по физической культуре первой квалификационной категории МАДОУ «Машенька» г. Ноябрьск, ЯНАО

Психика детей развивается при условии высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Двигательная активность приобретает особое значение для общего физического развития ребенка. Малыши растут, становятся выше, у них совершенствуется координация движений, уменьшается мышечный тонус, развивается чувство равновесия. Они способны овладеть всеми навыками активной двигательной деятельности, начиная от самых простых (бег, прыжки, бросание мяча) и заканчивая такими сложными и изящными, как набор телефонного номера, умение держать вилку в руке и т.д. У ребенка четырех- пяти лет уже достаточно хорошо развита координация движений, он умеет стоять на одной ноге, ходить на пятках и носках и т.д. Это возраст «граций» - малыши ловкие и гибкие. Движения становятся намного эстетичнее и совершеннее. В этом возрасте особенно легко дается гимнастика. Ребенка уже можно учить ходить на лыжах и кататься на коньках, двухколесном велосипеде. Большинство детей в этом возрасте с удовольствием танцуют и тщательно выполняют движения под музыку.

После 4 лет достигается максимальная острота зрения.

Головной мозг к пяти годам по размеру и массе (90%) почти равен мозгу взрослого человека. Очень интенсивно идет процесс развития извилин и борозд головного мозга. Однако следует учесть, что у ребенка доминирует правое полушарие, отвечающее за образное восприятие, эмоциональную сферу и т.д., тогда как левое - главное в формировании речи, логического мышления еще не сформировано. Ребенок находится во власти эмоций, не уравновешены основные нервные процессы: преобладает возбуждение, торможение обычно достигается с трудом. Это проявляется в непосредственности и искренности ребенка и ярко выраженной неуравновешенности и отвлекаемости.

-Подвижные игры как средство развития познавательных процессов дошкольников.

Каждому периоду детства соответствует свой особый вид деятельности, который в психологии принято называть «ведущим», влияющем на все аспекты развития в каждом конкретном периоде. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности становится игра, потому что именно она вызывает качественные изменения в психике ребенка.

Нельзя не согласиться с мнением целого ряда психологов и педагогов, считающих, что подвижная игра имеет огромные возможности в плане развития познавательных процессов людей различных возрастов, в том числе и дошкольников

Особенность подвижных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия ими оказываю влияние одновременно на двигательную и психическую сферу занимающихся. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предполагает широкое включение механизмов сознания в процесс контроля и регуляции. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма корой головного мозга и центральной нервной системой.

Одновременно совершенствуются восприятие и реагирование, так как особенность подвижных игр состоит в мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Беги!», «Стоп!» и т.д. Вместе с ними развиваются способности к анализу и принятию решений, что положительно отражается на формировании оперативного мышления и умственных процессов вообще.

Диапазон применения подвижных игр поистине безграничен. С первых лет жизни и на протяжении всего детства игре отдается явное предпочтение перед всеми другими средствами физического воспитания. Подвижные игры можно использовать во всех формах работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста:

в утренней гимнастике,

на физкультурных занятиях,

на прогулке,

на физкультминутках,

на физкультурных праздниках,

в самостоятельной двигательной деятельности детей.

Подвижные игры можно сгруппировать в соответствии с оценкой их влияния не только на развитие физических качеств, но и на формирование структурных единиц психики:

-памяти – слуховой, моторно-слуховой, зрительной;

-воображения – творческого, воссоздающего, а также оригинальности решения задач;

-восприятия – степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения;

-мышления – способности к анализу, сравнению и обобщению, наглядно-образного и логического;

-внимания – произвольного, переключения, распределения и устойчивости.

Таким образом, сущность подвижных игр, как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста, сводится к следующему: ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга. Применение подвижных игр в организации физического воспитания дошкольников способствует развитию их познавательных процессов, а следовательно, положительным образом сказывается на подготовке детей к обучению в школе.

Примеры игр на развитие внимания

«Я – впереди»

«Не теряй пару»

«Меняемся местами»

«У кого больше»

«Будь внимательным»

«Не ошибись»

«Найди свой кубик»

«Быстро по местам»

«К своим флажкам»

Примеры игр на развитие мышления

«У кого больше»

«Не ошибись»

Выполнение упражнение с опорой на схемы

Примеры игр на развитие восприятия

«У кого больше»

«Не ошибись»

«Найди свой кубик»

«К своим флажкам»

Примеры игр на развитие воображения

«Стоп»

«Море волнуется раз»

Поделиться:

Оставить комментарий