Вы находитесь здесь: Главная > Доклады, консультации, Логопеду > Некоторые аспекты работы с гласными звуками в системе подготовки к обучению грамоте
Post Icon

Некоторые аспекты работы с гласными звуками в системе подготовки к обучению грамоте

Русякевич Ольга Вячеславовна, учитель-логопед МБДОУ № 161 «Детский сад общеразвивающего вида» г. Кемерово

Если действие чтения для большинства детей к началу школьного обучения в разной степени, пусть неосознанно, но уже освоено, то осознанное овладение способами чтения и письма, освоение правил графики и орфографии – это задачи школьного обучения. С гласными звуками связано немало проблем при обучении письму.

Самая распространенная графическая ошибка – пропуск гласных букв. Это обусловлено тем, что основную смыслоразличительную нагрузку несут согласные звуки, которые и кинестетически более четкие. Гласные же звуки воспринимаются как призвук согласного (особенно, когда гласные произносятся редуцированно).

Камнем преткновения в орфографии для многих детей на протяжении всего обучения в школе, а нередко и позже, является обозначение гласных в безударной позиции.

Нередко трудности возникают при обозначении твердости и мягкости согласных, фонемы  <j>  с помощью гласных букв.

Все логопеды сталкивались с такими проблемами: у ребенка крупный или маленький рот, недостаточный объем движений губ, повышенный или пониженный мышечный тонус. Ребенку трудно растянуть губы в улыбке для произнесения свистящих звуков. Дети долго не могут удержать губы в нужном положении для нормативного произнесения шипящих звуков. Нижняя губа подтянута к верхним резцам, что обуславливает губно-зубное произнесение самых разных звуков (свистящих, шипящих, [л]).

Весело и непринужденно решить эти проблемы поможет предлагаемая ниже гимнастика для губ. Ведь, как известно, гласные звуки являются ртораскрывателями, то есть при произнесении гласных звуков мы открываем рот, и чем громче говорим, тем шире его открываем.

Не всегда пяти-, шестилетние дети (в еще большей степени это касается трех-, четырехлетних детей) соглашаются выполнять перед зеркалом  упражнения «Заборчик», «Рупор»... А вот животных дети обычно любят и готовы им подражать. Мы предлагаем использовать образы животных при артикуляции гласных звуков. Использование образов животных  позволяет снять психо-эмоциональное напряжение, вызывает положительные эмоции, помогает решать существующие у ребенка проблемы в общении, формирует интерес к занятиям.

Использование артикуляционных символов, доступных детям, позволяет организовать даже самостоятельную работу ребенка, не знакомого с буквами. В процессе работы с таблицей, предлагаемой нами, ребенок через некоторое время непроизвольно запомнит шесть новых букв.

Немаловажно, что эти занятия способствуют развитию кинестетических ощущений, так как ребенок произнося гласные звуки, контролирует положение губ. В дальнейшем это поможет избежать ошибок при письме.

В русском литературном языке всего шесть гласных звуков, которые можно произнести изолированно, вне слова или слога:[а], [о], [у], [э], [ы], [и].

Мы соотнесли шесть различных артикуляционных поз для произнесения гласных звуков с забавными изображениями животных, подобрали к ним двустишья.

АРТИКУЛЯЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ СИМВОЛЫ

Звук А. При его произнесении рот максимально открыт. Упражнение «Бегемот». Большой кружок.

Звук О. При его произнесении губы слегка вытянуты вперед и округлены. Упражнение «Утенок». Маленький кружок.

Звук У. При его произнесении губы вытягиваются в узкую трубочку. Упражнение «Слоненок». Точка.

Звук Э. При его произнесении рот широко открыт и углы рта слегка вытянуты в стороны. Упражнение «Ослик». Эллипс.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Бегемот разинул рот:                    А             ●

Булки просит бегемот.

 

Пушистый матросик,                     О             ●

Рупором носик.

 

А теперь слоненок я −                   У              ●

Видишь, хобот у меня.

 

Хоть и ростом невелик,                 Э

А везет как грузовик.

(Эх! Тяжело!)

 

А зубастый крокодил                    Ы              ■

Чуть меня не проглотил.

 

Тянуть губы прямо к ушкам          И              

Очень нравится лягушкам.

Звук Ы. При его произнесении губы вытягиваются в стороны почти параллельно друг другу и между ними образуется довольно широкий зазор. Упражнение «Крокодил». Квадрат.

Звук И. При его произнесении губы вытягиваются в тонкую улыбку и почти смыкаются. Упражнение «Лягушка». Одна горизонтальная линия.

Для обучения ребенка чтению слов мы предлагаем использовать прием, давно известный музыкантам. Ребенок, делающий первые шаги в музыке, с удовольствием играет фортепианные дуэты с педагогом, исполняя несложную партию, написанную для начинающего.

Для совместного чтения на начальном этапе удобно использовать тексты Б. Заходера «Кит и кот», Г. Виеру «Ежик и барабан», Д. Хармса «Веселый старичок», С. Черного «Скрут», А. Милна «Три пингвина» и другие.  Первый раз текст может читать взрослый целиком, при повторном прочтении основную часть читает взрослый, а ребенку для чтения предлагаются простые слова, повторяющиеся несколько раз, напечатанные крупным шрифтом. Эти слова можно написать маркером на отдельных листах, выделить гласные другим цветом, в некоторых случаях менять порядок слов или сами слова, предупреждая называние слов по памяти.

Поддержка со стороны учителя, родителей помогает ребенку почувствовать уверенность в собственных силах. Получая яркий результат, он стремится к совместному чтению, быстрее и успешнее осваивает новое для себя действие.

Литература:

  1. Полякова М.А. Как научить ребенка читать и писать. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 114 с.
  2. Райская Л.М. Фонетический и фонемный анализ слова. - Томск: Пеленг, 1998. - 68 с.
  3. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. - 208 с.
  4. Репкин В.В. Организация развивающего обучения русскому языку. - Томск: Пеленг, 1997.- 108 с.

 

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий